В Новой Москве может появиться новая, Рокадная линия метро. Сокольническую планируют продлить в Щербинку, а Солнцевскую — в Экспо в Новой Москве, где она соединится с Бирюлевской. В свою очередь, длина Бирюлевской линии может составить 36 километров. Кроме этого, стало известно, как Бирюлевскую линию могут соединить с Рублево-Архангельской.
Из правительства Москвы утекли данные о возможном развитии метро после 2030 года. MSK1.RU рассказывает всё, что известно о перспективных планах властей.
Продление Сокольнической и Солнцевской линии
В Сеть утекли эксплуатационные схемы Бирюлевской и новой, ранее неизвестной, Рокадной линии в Новой Москве. На схемах изображены существующие и планируемые станции, оборотные тупики, расстояния между перегонами и другие интересные данные. Подробные схемы опубликовал Telegram-канал «РМТМ | „Развитие Метрополитена и Транспорта Москвы“».
Из схемы можно сделать несколько выводов. Сокольническую линию собираются продлить от Потапово до Щербинки. Там возможна пересадка на Бирюлевскую и Рокадную линии (подробнее мы разберем это ниже). Вероятно, с красной ветки организуют пересадку и на Бутовскую на станции «Улица Горчакова», однако точное количество станций и их расположение неизвестно.
Солнцевскую линию (радиус желтой ветки) могут продлить от станции «Аэропорт Внуково». Проектируемое название новой конечной — «Экспо». Вероятно, станцию расположат в районе, выделенном для выставочного кластера «Экспо-2030».
На Киевском шоссе, на противоположной стороне от аэропорта Внуково и южнее, планировался экспоцентр. В ноябре 2021 года столичное правительство подавало заявку на проведение всемирной выставки «Экспо» в 2030 году. Для этого планировали выделить территорию от 300 до 800 тысяч квадратных метров. В 2022 году власти заявляли, что застраивать территорию не планируют, однако в январе 2024 года уточнили, что она зарезервирована под выставочный кластер.
Метро в Новой Москве после 2030 года: интерактивная карта
На основе данных в открытом доступе MSK1.RU подготовили интерактивную схему. В ней вы можете найти продление Солнцевской, Сокольнической и Бирюлевской линий, а также новую, Рокадную ветку.
Важно: сейчас неизвестно точное расположение станций и трассировка тоннелей. На карте — выводы, которые можно делать на основе данных из схем. Также к проектированию всех изменений не приступили, к тому же идеи проектировщиков могут меняться в ходе их разработки.
Фиолетовым цветом мы обозначили Бирюлевскую линию в пределах МКАД, а розовым — ее возможное продление в Новую Москву. Голубой цвет у нас получила Рокадная линия. Серым цветом мы обозначили некоторые открытые участки Сокольнической, Троицкой и Большой кольцевой линий.
Троицкая и Бирюлевская линии фактически образуют подобие кольца. В некотором виде кольцо получается из участков Бирюлевской и Сокольнической линии через БКЛ. Еще одно похожее кольцо, чуть шире, можно получить из Бирюлевской и Солнцевской линии через ту же БКЛ (на интерактивной схеме этого нет).
Бирюлевская линия в Новой Москве
Сейчас идет подготовка к строительству Бирюлевской линии в Москве (в пределах МКАД). Пока что у нее будет 10 станций:
«ЗИЛ» (пересадка на МЦК);
«Остров мечты» (пересадка на «Технопарк» Замоскворецкой линии);
«Кленовый бульвар» (пересадка на БКЛ);
«Курьяново»;
«Москворечье»;
«Кавказский бульвар»;
«Каспийская»;
«Липецкая»;
«Лебедянская»;
«Бирюлево».
Власти Москвы обозначали планы в перспективе продлить линию в сторону Щербинки. Проектно-изыскательские работы до станции метро «Щербинка» фигурировали в адресно-инвестиционной программе правительства Москвы еще в 2022 году.
Если верить схеме, участок от станции Бирюлево до Щербинки будет длиной 13,8 километра и пройдет через Лопатино и Дрожжино. Там будут следующие станции:
«Лопатино»: длина перегона от Бирюлево составит 5800 метров, будет построен эвакуационный выход, за станцией построят оборотный тупик;
«Дрожжино»: длина перегона от Лопатино составит 3100 метров;
«Улица Маршала Савицкого»: длина перегона — 2,5 километра;
«Щербинка»: длина перегона — 2400 метров, пересадка на Сокольническую и Рокадную линии, за станцией будет еще один тупик для оборота поездов.
Кроме того, Бирюлевская линия, возможно, будет иметь служебно-соединительную ветку с Сокольнической. Таким образом, будет связь с электродепо «Столбово». Оно будет обслуживать Троицкую и Сокольническую линии.
Затем линия пойдет еще дальше, в Новую Москву: она пересечет Троицкую линию и дойдет до Экспо, где может пересечься с Солнцевской линией. Длина участка составит 24,2 километра. Возможны следующие станции:
«Никольское»: длина перегона — 4,7 километра;
«Черепово»: длина перегона — 5,6 километра;
«Кедровая»: длина перегона — 3 километра, пересадка на Троицкую линию, за станцией — оборотный тупик;
«Пенино»: длина перегона — 2 километра;
«Кончеево»: длина перегона — 4,3 километра;
«Экспо»: длина перегона — 4,6 километра, пересадка на Солнцевскую линию.
Что еще известно про Бирюлевскую линию
Из эксплуатационной схемы следует, что длина линии от «ЗИЛ» до «Экспо» составит 57,1 километра. Для сравнения: длина Большой кольцевой линии составляет около 70 километров, а длина Арбатско-Покровской (синяя ветка) — 45,1 километра.
Время оборота поездов на участке «ЗИЛ» — «Бирюлево» — 59 минут. Вероятно, имеется в виду путь поезда туда-обратно, то есть из Бирюлево на метро в сторону центра можно будет добраться за полчаса. А время оборота на участке «Бирюлево» — «Экспо» — 113 минут, то есть путь из Бирюлево до «Экспо» составит около часа (а после пересадки на желтую ветку можно будет проехать одну станцию до аэропорта Внуково).
Бирюлевскую линию будут обслуживать 40 пар поездов на участке внутри МКАД (до станции «Бирюлево») и еще 20 — на новомосковском участке за МКАД. Участок за МКАД будет обслуживать электродепо «Столбово».
Также Троицкая и Бирюлевская линии фактически будут образовывать полукольцо от «Кедровой» до ЗИЛ.
Кроме этого, портал «РМТМ» опубликовал схему возможного соединения Бирюлевской и Рублево-Архангельской линий через центр Москвы. Если ей верить, соединение может пройти от «ЗИЛ» через станции «Тульская», «Шаболовская», «Фрунзенская» и «Киевская». Его длина может составить около 10 километров.
По материалам схемы можно сделать предположение, что будет построена четвертая станция, «Киевская», откуда можно будет сделать пересадку на Кольцевую, Филевскую и Арбатско-Покровскую линии. А перегон от «Киевской» до «Делового центра» будет дублировать ответвление голубой ветки в «Москва-Сити».
Власти Москвы ранее допускали соединение Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий. Однако деталей не приводили. Проектирование может начаться после 2025 года. На одной из карт Института Генплана Москвы видна трассировка возможного соединения, а также станция вблизи «Киевской» (но не пересадочная).
Еще на объединенной схеме линий указаны станции с проектными названиями «Красногорск-1» и «Красногорск-2». Таким образом, общая длина Бирюлевской и Рублево-Архангельской линий может составить 92,8 километра. Фактически получится хорда из юго-запада Новой Москвы через центр города на северо-запад от столицы, в Красногорск.
Интересно следующее. Если все проекты существуют и их реализуют, получится еще одно огромное полукольцо. На этот раз — от станции «Экспо» (Солнцевская и Бирюлевская линии) через «Деловой центр» (Солнцевская и Рублево-Архангельская с Бирюлевской линией). А если совместить Бирюлевскую линию, БКЛ и красную с желтыми ветками, получится еще пара метроколец (это видно на нашей интерактивной схеме выше).
Новый проект — Рокадная линия метро в Новой Москве
На карте московского метро может появиться новая линия, которую еще не обсуждали в публичном поле. На схеме ее назвали Рокадной.
Она может пройти через Новую Москву от Щербинки. Протяженность ветки — 15,5 километра. Обсуждается строительство следующих станций.
«Щербинка»: пересадка на Сокольническую и Бирюлевскую линии, а также, вероятно, на МЦД-2;
«Остафьево»: длина перегона от «Щербинки» — 2900 метров;
«Алхимово»: длина перегона — 2,5 километра, за станцией — оборотный тупик;
«Тарасово»: длина перегона — 2400 метров;
«Андреевское»: длина перегона — 1,5 километра;
«Кувекино»: длина перегона — 2200 метров, за станцией — оборотный тупик;
«Яковлево»: длина перегона — 1800 метров;
«Власьево»: длина перегона — 2200 метров.
Также на схеме обозначено электродепо «Щербинка», которое могут связать с Бирюлевской линией.
При этом в среде транспортных обозревателей были разные данные о Рокадной линии. В конце ноября на одном из форумов опубликовали данные якобы из служебной переписки между столичными ведомствами. Там писали о планах по развитию метро до 2035 года. И в ней Рокадная линия обозначалась участком от «Щербинки» до «Экспо».
Возможно, произошла «рокировка» в проектах. Ранее власти рисовали схемы возможного продления Бирюлевской линии в Андреевское через Щербинку. Видимо, прежняя Рокадная линия теперь стала частью Бирюлевской, а Андреевское «отдали» новому проекту Рокадной линии.
На какой стадии сенсационные проекты метро в Новой Москве
Портал «РМТМ» со ссылкой на источники пишет, что речь идет о строительстве станций в период с 2030-х по 2040-е годы. Все участки существующих линий в Новой Москве, как и новая ветка, будут иметь «береговые» платформы (два пути в центре, платформы — по бокам), пишут в сообществе.
Касаемо Бирюлевской линии отмечается, что она пройдет по территориям Московской области. Также на данный момент неизвестно конкретное местоположение всех станций.
— В связи с новыми планами реализация ранее обсуждаемых перспективных участков (центральный участок Калининско-Солнцевской линии, центральный участок Бирюлевско-Рублевской линии, центральный участок МЦД-5, продление Троицкой линии на восток и Некрасовской линии — на запад) отложена на период 2040–2050 годы, — пишет сообщество «РМТМ | „Развитие Метрополитена и Транспорта Москвы“».
Когда откроют Бирюлевскую линию и продлят Сокольническую
Из просочившихся данных также можно сделать предположение, что участок Бирюлевской линии от «ЗИЛ» до «Курьяново» могут открыть в 2028 году, от «Курьяново» до «Бирюлево» — примерно к 2030-му. Сокольническую линию в Щербинку могут провести к 2033 году, а Бирюлевскую (через Лопатино, Дрожжино и улицу Маршала Савицкого) — к 2034-му.
Источники MSK1.RU сообщают, что сейчас все проекты метро в Новой Москве находятся на стадии предварительной проработки, а само проектирование не началось.
Также источники не исключают, что проекты могут измениться, как это неоднократно случалось при проектировании метро, однако отмечают, что трассировка Бирюлевской линии вряд ли потерпит большие изменения.
MSK1.RU направили запрос в правительство Москвы, Градостроительный комплекс Москвы и Институт Генплана Москвы с просьбой прокомментировать появившиеся сведения.
Читайте подробнее о возможном продлении Бирюлевской линии в Новую Москву. Если верить слитым данным, продлить могут и Сокольническую линию. А еще одна станция в таком случае появится и на желтой ветке (причем ее рисовали и дизайнеры в мэрии). И, конечно, самое интересное — новая ветка подземки через Новую Москву. А Бирюлевская линия в таком виде вместе с Рублево-Архангельской может стать самым масштабным проектом в московском метро.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте»