
Женщина-машинист рассказала, как устроена ее работа в московском метро
Более полувека женщинам не разрешали работать в метро, мол, вредно это. В 2020 году запрет отменили — теперь наряду с машинистами в метро можно встретить и девушек, которые ничуть не хуже разбираются, что такое ТЧ-6, где находятся бортовые листы, кузов и автосцепка. Сейчас женщины-машинисты работают только на двух линиях метро — Некрасовской и Филевской.
В электродепо «Руднево», которое находится в районе Некрасовка, уже около года работает машинист электропоезда Софья Поседай. Отучившись на авиадисипетчера, девушка не стала связывать свою жизнь с аэропортами и самолетами. А решила в прямом смысле спуститься под землю.
Встретившись с Софьей ранним утром у электродепо «Руднево», прошли через КПП и оказались среди нескольких технических и административных корпусов серого цвета. Повсюду развешены эмблемы московского метрополитена и ходят люди в синих комбинезонах с такими же знаками. Именно отсюда на Некрасовскую линию выходят поезда, которыми управляют женщины-машинисты.
В новом проекте MSK1.RU совместно с московским метро «Люди метро» женщина-машинист Софья Поседай рассказала, каково это целый день находиться под землей, как пассажиры реагируют на то, что поездом управляет женщина и правда ли есть «мужские» и «женские линии».
Все о работе машиниста — в одном видео
Трудности обучения и будни машиниста
Софья работает в подземке уже год. После окончания корпоративного университета транспортного комплекса поначалу работала помощником машиниста. Последние три месяца — уже в должности машиниста. Хотя, раньше она не могла и подумать, что свяжет свою жизнь с поездами.
— Пару лет назад я закончила Ульяновский институт гражданской авиации по специальности авиадиспетчер и переехала в Москву, — рассказала Софья Поседай о своей работе. — Начала искать работу и наткнулась на объявление о наборе машинистов. В первую очередь узнала, берут ли туда девушек. Управлять транспортом я всегда любила, например, с удовольствием вожу машину.

Тогда мне хотелось все поменять в жизни. Почему бы буквально не спуститься с небес под землю?

Женщины-машинисты работают в метро на Филевской и Некрасовской линиях
Координировать работу самолетов в роли авиадиспетчера ничуть не сложнее, чем электропоездом, считает женщина-машинист. Различие заключается лишь в том, что ты должен в сжатые сроки выучить и узнать много новой информации, в том числе про механические, электрическое, пневматическое оборудование, правила технической эксплуатации.
— На диспетчера гражданской авиации я училась пять лет, потому что это высшее образование, — объяснила Поседай. — К тому же, это работа, которая связана с жизнями сотен людей. И ты ответственен за них. И в поездах, и в самолетах есть свои сложности. Но везде интересно. Пока что я не жалею, что сменила профессию.

С мужчинами-машинистами мы работаем на равных. Если ты девочка, не значит, что будут поблажки. И если ты не можешь, если ты сомневаешься, лучше не идти. Если у тебя нет железных нервов, характера, лучше тогда идею оставить.

Перед тем, как выйти на смену, сотрудники метро проходят медкомиссию. Если есть отклонения, то машиниста могут недопустить до управления
Рабочая жизнь, как и движение поездов в метро, у Софьи Поседай расписана по минутам. Утренняя смена длится с 8 утра до 4 часов дня. За день до следующей смены, как правило, женщина-машинист смотрит, где именно она должна заступить на смену: на станции «Некрасовка», «Нижегородская» или же в депо.
— В понедельник я заступала на «Некрасовке». Там мне нужно было быть к 8 утра. Проснулась я в 5 утра, чтобы успеть погладить форму, накраситься, собрать обед. Мы же лицо метро, поэтому должны выглядеть всегда ухоженно, — поделилась Софья. — Живу я недалеко от метро, поэтому дохожу до него пешком. Вместе с другими машинистами получаю маршрутный лист и прохожу медкомиссию. Затем смотрим, во сколько поезд должен отправиться, во сколько перерывы, какие заходы в депо могут быть. А после уже идем к поезду. Весь рабочий день ездим. В конце рабочей смены сдаем маршрутный лист, расписываемся и уходим домой.

При этом расписание у машинистов метро может меняться в зависимости от смены: сегодня нужно встать в пять утра, завтра заснуть в 6 вечера, чтобы выйти в ночь. К такому распорядку дня привыкаешь только со временем.
— Надо принять состав, надо выехать на линию и при этом ничего не нарушить, — объяснила Софья Поседай. — А потом еще несколько кругов проехать. Поначалу было трудно заставить себя проснуться рано утром. Когда я только пришла в метро, то ночные смены были для меня тяжеловаты. Сейчас я могу прийти и какие-то дела по дому сделать. Я привыкла к такому ритму. Попросту приучила организм к режиму.

Места, где стоят поезда, называются канавами
На смене у машиниста может произойти все что угодно: пассажир на путях, кто-то уронил наушник на рельсы, а кто-то оставил сумку в вагоне и носится за ней по всем веткам.
— Ты не знаешь, что ждет тебя на смене, — поделилась Поседай. — Ты всегда должен быть готов к любой ситуации. У нас для этого в депо проводятся аварийно-тренировочные занятия. Чтобы при нештатных ситуациях мы могли без паники разрешить проблему. А так, да, всегда волнуешься, чтобы все прошло спокойно, чтобы все пассажиры были доставлены из точки «А» в точку «Б». Главное, не терять самообладание.

«Мужские линии», пилотессы и машинистки
Подобные ситуации, которые могут случиться во время движения в метро, машинисты отрабатывают на специальных тренажёрах. На них можно испытать, что будет происходить во время отключения светофоров в тоннеле, заклинивания колесных пар у состава и отключения каких-либо систем.
— Это непросто и не всем подходит. Когда я поступала в корпоративный университет, было две группы по 25 человек, то есть 50 человек. До конца обучения дошли 26, — вспоминала женщина-машинист. — Кто-то остался помощником работать, а кто-то просто понял, что это не их профессия. Доходят сильные и стойкие.
— Вы помните ваш первый выход на линию?
— Пока проезжала несколько перегонов, волновалась, — поделилась Софья. — Ощущение было такое: сидишь один в кабине весь в напряжении. До этого 3-4 месяца ездила с наставником, который в случае чего мог и подсказать. А тогда-то и спросить не у кого.

Софья работает в метро уже около года
Сейчас женщины-машинисты работают на Филевской и Некрасовской линиях. Софья Поседай рассказала, на какой бы ветке она не хотела бы работать, если бы появилась такая возможность.
— Я бы не хотела работать на Сокольнической линии, да и Филевская не такая уж и простая, хоть и кажется маленькой, — объяснила сотрудница метро. — Это единственная линия, где до сих пор работают два человека: машинист вместе с помощником. Думаю, что руководство посмотрело на этот пример и дало возможность женщинам работать еще на одной линии. Постепенно поняли, что женщины справляются ничуть не хуже мужчин. Сокольническая, Таганско-Краснопресненская линии — длинные, на них тяжело работать, большой пассажиропоток. Уверена, что вскоре откроют еще ветки и депо, где также смогут работать женщины.

Просто надо подождать, чтобы руководители и пассажиры были уверены в наших силах.
— Поезд весит десятки тонн, сложно ли управлять такой большой машиной, внутри которой еще находятся люди?
— Принцип точной такой же, как и в машине. Ты привыкаешь к его габаритам, как он набирает скорость, как он тормозит, — рассказала сотрудница метро. — Ты все это чувствуешь. Управлять не сложно. Сложно выходить из каких-то аварийных ситуаций, знать все правила, где расположены светофоры. То есть сама теория, нежели практика.
На каждой ветке метро своя пропуская способность. Например, на Таганско-Краснопресненской линии пассажиры совершают около 930 тысяч поездок в день. На Калужско-Рижской — около 890 тысяч поездок, а на Замоскворецкой — около 870 тысяч поездок. По словам Софьи, чем больше людей, тем сложнее работать на ветке.
— На фиолетовой и зеленой ветках поезда летают друг за другом, — рассказала Софья Поседай. — Темп просто бешеный, поэтому машинисты постоянно сконцентрированы и постоянно в напряжении. Приходится ставить вход в тормоз то сюда, то туда. Они считаются тяжелыми линиями. На нашей линии интервалы побольше и работа попроще. Это, на мой взгляд, больше «мужские линии».

Вопросы от читателей MSK1.RU
— Почему некоторые сотрудницы метро обижаются, если их называют машинистками, а не машинистами?
— Если брать значение этого слова, то оно обозначает женщину, которая работает на печатной машинке, — объяснила Поседай. — Это совершенно другая профессия. К тому же, женщину-пилота мы не называем пилотессой, а врача — врачихой. Это такие специальности, которые не имеют пола.
Софья рассказала, что пока что не все пассажиры Некрасовской линии привыкли видеть женщину в кабине машиниста.
— Когда приезжаем на конечную станцию, чтобы сменить другого машиниста, то бывает, что пассажиры подходят, желают хорошей рабочей смены, — рассказала сотрудница метро. — Но бывает и по-другому. Мужчина зашел в вагон, а я в зеркало смотрю на станции. Он смотрит, кто находится в кабине. И в этот момент выходит из поезда. Мы силой никого не заставляем никуда ехать. Но в основном все позитивно реагируют.

Перед выходом на линию машинист проверяет поезд
— Работа под землей не угнетает?
— Я бы не сказала, что угнетает, потому что мы приходим на работу, садимся в кабину. И мы в фокусе уже в кабине. Особо думать, романтизировать: «Ой, я сейчас под землёй» времени нет, — поделилась машинист. — Ты в работе весь, у тебя голова в работе, тебе некогда думать о другом. И уже не обращаешь на это внимания.
— Есть миф, что со временем у машинистов метро ухудшается зрение. Так ли это?
— Такое мнение существует из-за частых переходов из темных тоннелей на свет. Это действительно дает определенную зрительную нагрузку, но неизбежное ухудшение зрения — миф. Со временем глаза привыкают к такой работе, а достаточное количество отдыха и регулярная зарядка для глаз поддерживают зрение на должном уровне.
Что еще почитать:
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».