По официальным данным ФСБ России, с начала года из страны выехало более 15,5 млн человек — это в два раза больше аналогичного показателя за первый квартал 2021 года. Кто-то отправился в непродолжительное путешествие, а кто-то навсегда изменил свою жизнь и переехал в другую страну на ПМЖ. Некоторые принимали не столь радикальные решения и спустя время возвращались на родину.
В их числе — студент НИУ ВШЭ Артем Берлин (да, это его настоящая фамилия). Молодой человек покинул Россию в марте, но через три месяца вернулся в Москву. Корреспондент MSK1.RU поговорил с Артемом и узнал, почему он уезжал и почему вернулся, с какими сложностями столкнулся в эмиграции и чем планирует заниматься в будущем.
Всё началось в первых числах марта, когда впервые стали появляться слухи о всеобщей мобилизации. Артем с друзьями, узнав эту новость, всю ночь обсуждали, насколько это реально. Ребята решили «перестраховаться» и уехать в Ереван.
— 11 марта мне показалось, что я могу быть полезней, если буду находиться за пределами России, что, собственно, я и сделал, — рассказал MSK1.RU Артем.
«Когда я уезжал, моей крепкой мыслью, за которую я цеплялся, было то, что я хочу вернуться, уезжать я не хотел никуда»
По словам Артема, семья его решение поддержала.
— Все в целом отнеслись с пониманием, — отметил Артем. — Мать в целом меня подговаривала чуть ли не с класса с шестого выбрать зарубежную магистратуру. Ее просто пробрала тревога, как и всех родителей в то время. Отчим спокойно и с пониманием спросил, нужно ли меня подвезти до эстонской границы.
Путь в Ереван оказался не без приключений. Артема ждала долгая беседа с сотрудником пограничной службы.
— Российские пограничники — это одна большая сложность, потому что меня, 20-летнего гражданина РФ мужского пола, очень-очень не хотели выпускать, как и всех других подобных мне, ни в Армению, ни в Грузию, — поделился с MSK1.RU молодой человек. — Поэтому они отводили людей после паспортного контроля на дополнительный осмотр и там проводили всякие профилактические беседы: спрашивали, куда и зачем едешь, чем увлекаешься, пробивали какие-то контакты, интересовались, как относишься к спецоперации.
«А как я могу относиться? Если я учился на профессию, где нужно решать дипломатические конфликты без оружия, а случилось это?»
По словам студента, в авиакомпаниях о допросах знали, поэтому с рейсов никого не снимали и предоставляли всем вызванным на допрос отдельный автобус до самолета.
— В автобусе кто-то решил пошутить и спросил, кто едет из айтишников, — рассказывает MSK1.RU молодой человек. — Все подняли руки, кроме меня.
Первые пару дней в Ереване Артем жил в компании, как он сам называет, «маленькой диаспоры» из 25 человек. Ребята помогали добраться из аэропорта, кормили, снабжали деньгами, рассказывали, где обменники. Многие собирались впопыхах, так что нужно было помогать и с вещами. Сам Артем успел собрать не только вещи первой необходимости, но и 7 килограммов книг. Молодой человек заканчивал писать диплом и не мог уехать из России без нужной литературы.
Найти отдельное жилье оказалось проблемой, однако ребятам всё-таки удалось это сделать и снять квартиру за 500 долларов в месяц.
— Это очень большие деньги для Еревана, потому что раньше долларов за 200 можно было квартиру снять в центре, — говорит студент. — Цены не просто повысились из-за большого наплыва людей — там рынок треснул. Люди выселяли своих родственников для того, чтобы сдать жилье российским эмигрантам. Цены выросли в пять, а то и в шесть раз, то есть квартира, которая стоила 20 тысяч в месяц (в рублях), теперь обходилась в 120.
Помимо аренды, платить нужно было и за коммунальные услуги — они составляли примерно 5000 рублей. Еда в Ереване оказалась дешевле: набор продуктов, который в Москве стоил 1500 рублей, в Армении обходился в 800–900. Студент отмечает, что почти все продукты (кроме мяса и птицы) там дешевле.
— Три недели в Ереване можно прожить на 100 долларов — это без учета расходов на жилье, а с продуктами, походами в кофейни или бары и прочим.
По словам студента, большую часть времени занимала подготовка к экзаменам, написание диплома (Артем сейчас оканчивает 4-й курс в ВШЭ по направлению «политология») и помощь другим эмигрировавшим.
Вместе с друзьями Артем основал собственный медиапроект «Рубежи», который помогает людям адаптироваться и узнавать, что происходит в политике, культуре и социуме принимающей страны.
— Когда я писал для «Рубежей» один из текстов, я разговаривал с участницами феминистского антивоенного сопротивления. В частности разговаривал с женщиной, которая переехала за границу со своим ребенком и партнеркой, — рассказывает Артем. — У нее на фоне постоянного стресса повысилась утомляемость, ей стало сложнее читать тексты, выполнять задачи. Поэтому именно адаптация сейчас важнее каких-то бытовых вопросов.
По мнению Артема, решение об эмиграции в свете последних событий люди принимали по нескольким причинам: потребность в том, чтобы «присвоить себе функцию контроля», когда нет возможности повлиять на крупнейшее внешнеполитическое событие, и страх.
«У меня есть стойкое ощущение, что эмиграция — это обострение привилегий»
— Даже если люди уезжают с минимальным запасом денег, бросая работу, в никуда — это всегда равно люди, которые могут себе позволить уехать, — поделился Артем. — Они, возможно, этого и не хотят, но своим отъездом это подчеркивают.
Спустя три месяца жизни в Ереване Артем вернулся в Россию. Он сразу понимал, что не хочет уезжать навсегда, и за время жизни в другой стране решил, чем может быть полезен на родине.
«Некоторые уезжают из-за несогласия с происходящим в стране, а я из-за этого несогласия вернулся»
Молодой человек планирует участвовать в предвыборных кампаниях в Москве и продолжать работу над медиа для эмигрантов.
— До августа я планирую работать с волонтерами, собирать подписи, проводить мероприятия, работать в медиа. Также подамся на публикацию моего диплома, так как хочу, чтобы его увидели другие люди, — делится Артем.
Что еще почитать
История москвички, которая оставила работу и квартиру в столице, чтобы просить политического убежища в Германии (и что думают об этом читатели).
Айтишник, бросив всё, уехал в Турцию, чтобы сохранить работу.
Как изменилась жизнь русской студентки во Франции.
Куда легче всего эмигрировать в 2022 году.
История стартапера из России, который переехал в Тель-Авив.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».