Гуманитарную помощь беженцам из украинских городов, которым пришлось покинуть свои дома и экстренно уехать в Россию, отправляют и власти, и просто неравнодушные люди. Так же делают и волонтеры Telegram-чата «Команда фей». Они собрали вещи, продукты и лекарства. Но 81 семья из 10 городов помощь так и не получила.
Груз доставлен
В первых числах марта Ксения Орлова (имя изменено — Прим. ред.) искала группы помощи беженцам в Telegram, чтобы помогать собирать помощь для бежавших в Россию от боевых действий. Девушка наткнулась на группу, где как раз собирали вещи семьям, которых разместили в южных регионах России.
В группе тогда состояло около 200 беженцев и волонтеров. Сначала люди заполняли заявки в Google-форме, где писали, в каких продуктах, лекарствах и вещах нуждаются они и их ближайшие родственники. После этого волонтеры составляли списки и искали «спонсоров», кто мог бы покрыть их расходы или купить то, что нужно. В этом им помогали знакомые, друзья, коллеги, соседи, а также другие неравнодушные люди, не состоящие в группе «Команда фей». Когда помощь была собрана, волонтер Владислав Новиков заказывал грузовую машину и отвозил посылки на юг страны.
В итоге «Команда фей» трижды собрала помощь по заявкам от беженцев. Первый раз Владислав возил гуманитарную помощь с 21 по 23 марта, во второй раз он поехал вместе с волонтеркой Натальей Ивановой с 3 по 7 апреля. Они раздали продукты и вещи 81 семье в 7 населенных пунктах: Воронеже, Новошахтинске, Россоши, Ростове-на-Дону, Таганроге, Матвеевом Кургане и Краснодаре.
В середине апреля волонтеры снова открыли заявки на помощь. Беженцы из южных городов заполнили заявки на 102 семьи. На этот раз, по словам Ксении, они указали в заявках 11 мест, которые предстояло объехать Владиславу: Белгород, Воронеж, Матвеев Курган, Новошахтинск, Россошь, поселок Начало в Россошанском районе, Ростов-на-Дону, станица Кагальницкая, село Самарское, Таганрог и Шахты.
Не дождались помощи
Волонтеры пообещали беженцам, что они получат помощь в конце апреля — начале мая, когда должна была состояться третья поездка Владислава. Он выехал в начале мая и 7-го числа остановился в Белгороде. Там он передал для беженцев груз по 21 заявке. Но еще до 81 семьи помощь так и не доехала.
— Мы привезли Владиславу кучу вещей, которые отдали люди. Я купила по заявкам в южные города лекарств на 30 тысяч рублей. А он просто пропал со всеми вещами и деньгами, — рассказала Ксения.
Еще одна волонтерка Екатерина Горшкова сообщила MSK1.RU, что тоже потратила около 30 тысяч рублей. Она купила молоко, детское питание, подгузники и подсолнечное масло. Собирать помощь ей помогали соседи.
— Моя соседка прониклась и стала собирать для деток игрушки, начиненные карандашами и сладостями, — уточнила она.
Волонтерка Тамара Марченко рассказала, как она передавала одежду для беженцев, а ее подруга заказала на Ozon печенье, тушенку, детские раскраски, карандаши и краски.
— Спонсор оплатил около 100 килограммов продуктов и средств гигиены, в том числе крупы, моющие средства, шампуни, порошок, — уточнила Тамара.
Спустя две недели, 20 мая, беженцы так и не получили помощь. Ксения требовала от Владислава в Telegram (скриншоты переписки есть в распоряжении MSK1.RU. — Прим. ред.) прислать фотографии, подтверждающие, что он везет вещи, и просила мужчину извиниться перед беженцами. Но тот отвечал: «За что? Все всё получат». И даже называл города, в которые пакует посылки: «На Россошь сейчас пойдет машина, за три дня всё завершим».
21 мая Владислав вышел на связь и сообщил, что находится рядом с Воронежем. После этого он перестал писать. Но Ксения не отставала и требовала подтверждений, где он находится.
— Мы зат****лись. Всё, кроме Белгорода, собирали вдвоем. Делали, тратили кучу времени, и делать из нас крайних? — внезапно ответил он.
«Я не могу, я устал»
По словам волонтерок из «Команды фей», они не смогли приехать на майские праздники к нему в Наро-Фоминский район, где Владислав собирался паковать вещи беженцам перед поездкой. Приехала туда одна волонтерка Наталья. Она утверждает, что сортировала там посылки семь часов и Владислав в этот день ей не помогал.
Сам Владислав сообщил MSK1.RU, что после того, как он отвез помощь в Белгород, у него по пути сломалась машина.
— Мы потом должны были ехать в Матвеев Курган, Шахты, Новошахтинск и другие города, но не поехали. Сначала сломалась машина, потом уже сил нет заниматься этим три месяца. Потому что первые две поездки дались очень сложно. Морально, поверьте, это очень тяжело, — сказал Владислав.
После того как сломалась машина, он решил вернуться домой, оставив остальных беженцев без помощи.
— Если ему надоело, то надо было заранее это обозначить, до сбора заявок или хотя бы до поездки, а не так — взять и пропасть. Или сказать: «Я не могу, я устал, давайте эту поездку мы перенесем». Там дети, взрослые ждали жизненно важные лекарства, в том числе для астматиков, — не смогла сдержать гнев Наталья.
Ксения говорит, что писала Владиславу и угрожала вызвать полицию к нему домой, если тот не привезет лекарства и вещи на склад. Молодой человек сказал, что вещи и лекарства, которые он не передал беженцам, лежат у него дома, но уверяет, что ему никто не звонил и ничего забрать не захотел.
Когда Ксенья окончательно поняла, что Владислав не доедет до оставшихся беженцев, то просто перестала ему названивать, «потому что он снова будет врать», и сама собрала помощь для 16 семей из Россоши, которые ее так и не получили.
— Перед другими извинилась, что не могу помочь, кому-то минимум продуктов на Wildberries заказала, чтобы они продержались, — рассказала она.
Из 81 семьи, не получившей помощь, 17 семей запрашивали ее повторно (им уже отвозил помощь Владислав в предыдущие поездки), а 64 семьи, как говорит Ксения, впервые попросили помощи у «Команды фей».
«Увольнение» волонтеров
У Ксении осталась мотивация помогать, но другие девушки из «Команды фей» после этого разочаровались в волонтерстве. Наталья погрузилась в работу над дипломом, а Екатерина — в воспитание ребенка.
— Я расстроена, и мне некогда сейчас этим заниматься, потому что я одна воспитываю маленького ребенка. Я поселила беженку у себя дома, и все, — объяснила волонтерка Екатерина.
По ее словам, раньше она была готова помогать, даже сидя с маленьким ребенком, но мотивация пропала после последней поездки Владислава.
— Я не пыталась сама закрыть заявки беженцев, не получивших помощь, как это делала Ксения, потому что у меня уже не было средств. Я очень много потратила, и мне уже тяжело оплачивать жилье, — добавила девушка.
А вот Ксения уже после истории с Владиславом отправила еще четыре больших строительных мешка с вещами и продуктами, чтобы частично компенсировать неполученную помощь 16 семьям в Россоши. Она не отчаялась и продолжила волонтерить. По ее словам, за время работы в «Команде фей» у нее уже образовалась сеть помощи: несколько человек покупают и доставляют ей муку, гречку и подгузники, волонтерки из Московской области привозят ей «полные багажники с вещами», а коллеги на работе складывают вещи для беженцев в ее шкафчик, которые она потом забирает.
Одну комнату в квартире Ксения отвела для первичной сортировки вещей для беженцев.
— Я нашла человека, который раз в месяц помогает мне отправлять машину, — сообщила Ксения.
По словам волонтерки, за последний месяц она отправила 34 коробки с вещами в Шахты и Новошахтинск. Девушка решила, что осилит помощь семьям, бежавшим от боевых действий, из этих двух городов.
— Спецоперация многих затронула. Когда я стала заниматься волонтерством, мне стало спокойнее. Появилось ощущение, что ты хоть что-то меняешь в этом мире, — поделилась своими мыслями Ксения.
Помимо помощи беженцам из Ростовской области, она в свободное время помогает собирать лекарства группе волонтеров «Беженцы Москва и МО», о которой мы писали ранее. Лекарства она покупает сама, или ей приносят люди, которые получают их бесплатно в московских поликлиниках, но больше в них не нуждаются.
— Я поняла, что я должна делать всё сама. Себе-то я доверяю, — говорит волонтерка.
Еще одна неприятная история случилась с беженцами из ДНР и ЛНР в Ярославле. Они приехали туда на заработки вместе с другими вахтовиками из разных регионов России в конце марта, но денег за свой труд фактически так и не увидели. Ранее мы уже рассказывали подробности этой истории.