В России продолжается осенний призыв. Тысячи молодых людей из разных городов каждый день отбывают по повесткам на срочную службу. Но в этом году для многих время призыва стало гораздо тревожнее, чем обычно. Альгита, героиня нашей публикации, не предполагала, что их с молодым человеком это коснется: у 25-летнего Никиты Бирюкова отсрочка от службы в армии по состоянию здоровья, подтвержденная справками и заключениями врачей. Но после очередного визита в военкомат молодой человек перестал выходить на связь.
До этого Никите регулярно приходили повестки, но не о призыве на службу, а об уточнении информации о состоянии здоровья. Молодой человек исправно приносил в военкомат справки от врачей. Никита стоит на диспансерном учете с серьезным диагнозом (редакция по этическим соображениям его не публикует).
Утром 17 ноября Никита в очередной раз отправился в военкомат Преображенского района Москвы по повестке об уточнении информации, взяв с собой все необходимые справки и документы.
«У него даже было с собой направление на госпитализацию. На следующей неделе он должен был лечь в больницу»
— Ничего не предвещало беды, — вспоминает Альгита, девушка молодого человека. — Но в какой-то момент он перестал выходить на связь. Я забеспокоилась, пыталась до него дозвониться, но Никита не брал трубку. И только где-то около четырех часов дня он позвонил мне с неизвестного номера и начал быстро объяснять, что случилось.
Оказалось, в военкомате на его справки даже не взглянули. Никиту отправили на медицинскую комиссию, где ему просто сказали: «Ты будешь служить». Состояние его здоровья никого не волновало, попытки объяснить, что он не годен для службы, все его жалобы и просьбы сотрудники военкомата игнорировали.
Военного билета у молодого человека не было, только приписное удостоверение. По словам Альгиты, билет ему оформили прямо на месте.
«У Никиты отобрали телефон и документы. Это был последний раз за день, когда я смогла с ним поговорить. Дальше он просто пропал»
Альгита отпросилась с работы и, вернувшись домой, начала звонить знакомым юристам, чтобы выяснить, как можно найти Никиту и помочь ему.
— Я дозвонилась до военной полиции, — рассказывает девушка. — Там мне сказали, что мой парень — гражданское лицо, поэтому мне нужно обратиться в МВД. В общем, посоветовали написать заявление в полицию о незаконном удержании. Я поехала в отдел МВД по району Южное Чертаново, там написала заявление. От стресса очень тяжело было сосредоточиться, но я смогла его написать.
С талоном, который девушке выдали, приняли заявление, она поехала в сборный пункт на Угрешской улице. Никита успел сообщить по телефону, что его отвезли именно туда.
«Я пыталась попасть внутрь, спрашивала, здесь ли он, на что мне сотрудник сборного пункта небрежно бросил: "Ничем не могу помочь"»
— Я осталась в полной неизвестности. Непонятно, где Никита сейчас, куда его увозят, увижу ли я его. Я попыталась узнать у тех, кого встретила на Угрешской, хоть что-нибудь о нем. Добрые люди сказали мне, что действительно видели Никиту в сборном пункте. Сказали, завтра его с другими новобранцами с Ярославского вокзала отправляют в Нижний Новгород, в 183-ю воинскую часть.
На следующее утро Никита снова связался со своей девушкой. Он рассказал Альгите, что с теми, кто не согласен с решением военного комиссариата, резко обращаются, «прессуют».
— Я поехала в военную прокуратуру и написала там заявление о незаконности действий сотрудников военкомата. Обращение приняли. Потом я поехала на вокзал к Никите. Там он смог мне подробнее рассказать о том, что случилось накануне.
Когда он пришел в военкомат, все бумаги, справки (включая направление на госпитализацию) приложили к его делу. После чего велели подождать в очереди. В это время он еще был на связи и написал мне: «Странно, что меня не отправили сразу к врачу». В очереди Никита провел больше часа, молодых людей перед ним вызывали, а ему говорили ждать дальше. В итоге он вошел в кабинет медкомиссии последним. Там ему сразу сказали: «Ты годен, ты уезжаешь».
После этого молодого человека отвезли на Угрешскую, сказав, что там его ждет еще одна медкомиссия. Никита попробовал поговорить с начальником сборного пункта, попросил показать его дело. Пролистав папку, по словам Альгиты, он не нашел в ней ни справок, ни заключений врачей, ни направления на госпитализацию. Военный билет Никита отказывался подписывать, он сказал девушке, что сотрудники военкомата подписали билет за него.
— Уже на вокзале мы узнали, что благодаря обращению в МВД и прокуратуру решение военной комиссии было обжаловано. С этой бумагой, как нам сказал юрист, Никита может никуда не ехать.
«Он показал уведомление об обжаловании старшине, но тот ничего и слушать не хотел. Сказал: "Эти бумажки будешь на месте предъявлять"»
— Мы звонили в военкомат, там нам сказали, что обращаться нужно не к ним, а в сборный пункт. Пытались дозвониться на Угрешскую, никто не брал трубку, либо было занято. Единственный номер, по которому нам ответили, оказался не того отдела, нам грубо посоветовали обратиться в отдел делопроизводства. В итоге у нас ничего не вышло. Мы не смогли дозвониться ни до кого из сборного пункта, чтобы там старшине дали распоряжение оставить Никиту в Москве. Я проводила его на поезд.
Наш корреспондент связался с военкоматом Преображенского района, чтобы получить комментарий по сложившейся ситуации. Сотрудница военкомата сообщила, что такую информацию по телефону они не дают, и чтобы получить разъяснение, необходимо лично обратиться в комиссариат в приемные часы.
Тем временем Альгита не намерена сдаваться. У нее нет связи с Никитой, но она убеждена, что он ждет ее помощи, и пытается сделать всё возможное, чтобы вернуть молодого человека домой.
— Я даже не знаю, как жить дальше. Разве это законно, когда человека удерживают без документов и телефона, просто берут и куда-то увозят, не сообщив ни о чем родственникам? Если бы он не смог мне позвонить с чужого телефона, я бы даже не знала, куда пропал мой парень! Я бы пришла с работы и увидела бы, что его нет. Мы с родными в панике искали бы его.
Недавно мы писали о том, что делать, если в военкомате не принимают ваши медицинские документы, подтверждающие отсрочку.
Читайте и другие наши материалы об осеннем призыве в этом году. Так, мы рассказывали, сколько, по официальным заявлениям, он продлится, могут ли отправить срочников в зону специальной военной операции, с какими диагнозами возможно получить отсрочку и где лучше всего проходить медицинское обследование.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».