14 апреля Владимир Путин подписал закон об электронных повестках и едином реестре военнообязанных. Если коротко: повестки будут отправлять электронно, а уклонистам запретят брать кредиты и покидать страну. Подробнее рассказывали здесь. А военный комиссар Москвы Максим Локтев 17 апреля заявил, что повестки начнут рассылать в тестовом режиме (и на «Госуслугах», и по СМС, и по телефону) уже в весенний призыв. Позже Минцифры уточнило, что это будет возможно только после принятия соответствующего постановления Правительства РФ.
MSK1.RU узнал у военных юристов, что может подразумеваться под рассылкой оповещений «через СМС и в телефонном режиме». Будет ли это считаться одним из официальных способов вручения повестки. Эксперты пока не спешат в оценках, ссылаясь на то, что это новая практика и нам только предстоит узнать, как она будет работать.
Юрист Евгений Крылов считает, что сама формулировка закона широкая, поэтому оценить, как должны вручать повестки, сложно.
— Написано, что повестки по электронной форме направляются гражданину в порядке и способом, которые устанавливаются Правительством РФ. И считаются врученными с момента размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе в системе.
«Здесь не указан портал "Госуслуг". Непонятно, какой ресурс или система, как она будет функционировать»
Военный юрист Олег Жердев же говорит, что СМС действительно могут использоваться в призывной кампании. Но и у этой практики есть много нюансов. Он также считает, что такие уведомления не могут равняться вручению повестки.
— Получение СМС является ненадлежащим извещением, и с моей точки зрения, и с точки зрения действующего законодательства. Надлежащее — это «Госуслуги» и «Почта России». СМС может носить дополнительный стимулирующий характер, — говорит специалист. — В качестве уведомления это имеет место быть, но правовых последствий влечь не должно.
«Будет приходить с непонятного номера непонятная информация, которая не позволяет идентифицировать отправителя. Какие основания верить этой повестке?»
Военный юрист отметил и еще один нюанс: номер телефона, который записан на одного человека, может использоваться кем-то другим.
— Грубо говоря, человек зарегистрировал номер на соседа или родственника и указал его в «Госуслугах». Получается, звонят Иванову на телефон Петрова. А кто на другом конце провода, как его можно идентифицировать? Если там будет третий человек Сидоров, какие потом вопросы могут быть к Иванову, который зарегистрировал этот телефон, — говорит эксперт.
Олег Жердев также отметил, что сейчас пользователи «Госуслуг» не обязаны обновлять номер телефона и в законе не предусмотрен такой вид извещения.
— В то же время по запросу правоохранительных органов компании сотовой связи предоставляют информацию о действующих номерах на конкретное Ф. И. О., — добавляет Жердев.
«Если нужно человека найти, то это делается в течение нескольких дней»
Он также отметил, что номер телефона не играет в этом вопросе ключевой роли. По словам эксперта, реестр военнообязанных уже сформирован. А для него важнее другие данные.
— На госуслугах есть же информация о гражданах, и, соответственно, военный комиссариат свои базы просто объединит с базами «Госуслуг». Критерием определения человека является Ф. И. О., дата рождения и место рождения. По большому счету, по этим пяти критериям сопоставить человека нет никаких проблем, — сказал Жердев.
Напомним, что законопроект появился 2018 году, но с тех пор он неоднократно дорабатывался. Спустя пять лет депутаты Госдумы приняли его во втором и третьем чтениях. При этом представители партии КПРФ заявили, что им не дали времени, чтобы внимательно изучить поправки.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».