Глава комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов вынес на обсуждение законопроект о включении в КоАП РФ статьи о запрете агрессивного вождения, сообщают «Известия». Наказание за умышленную опасную езду — штраф в размере 5 тысяч рублей, а при повторном правонарушении — от 5 до 10 тысяч рублей или лишение прав на срок до одного года.
Депутат отметил, что такое вождение часто можно увидеть в социальных сетях: «Водители дорогих иномарок демонстрируют опасную езду, вседозволенность и наплевательское отношение к участникам дорожного движения, а также к налагаемым на них административным штрафам».
Во фракциях Госдумы к предложенному законопроекту отнеслись неоднозначно. Сомнения у депутатов вызвала размытая формулировка понятия «агрессивное вождение». Не всем оказалось ясно, речь о синониме уже закрепленного в ПДД понятия «опасное вождение» или о чём-то другом.
Опасное вождение — это невыполнение требований уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, а также несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала между автомобилями, резкое торможение, препятствование обгону, если это создает угрозу аварийной ситуации.
О том, в чём разница между опасным и агрессивным вождением, и о перспективах принятия законопроекта мы поговорили с Сергеем Канаевым, основателем Федерации автовладельцев России.
— Мы почти 7 лет обсуждаем необходимость принять такой закон, — рассказал MSK1.RU Канаев. — До сих пор значительных подвижек не было. В ПДД действительно закреплено понятие «опасное вождение». Агрессивное вождение — не совсем то же самое. Ключевым различием является умысел.
«В случае с опасным вождением человек может делать что-то по неосторожности, а водитель, управляющий транспортом агрессивно, делает это умышленно»
В зарубежной правоприменительной практике, по словам Сергея, эти понятия также различаются.
— Что такое агрессивное вождение? Это, например, превышение скорости на 80–100 км/ч, неоднократный выезд на красный свет, резкое торможение, частая смена полосы движения. Конечно, для привлечения к ответственности за агрессивное вождение должны быть полноценные доказательства против водителя: обязательно — запись с камер видеонаблюдения.
Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки», также считает, что главный вопрос не в том, какое наказание назначить за противоправные действия на дорогах, а в том, какие действия считать таковыми:
— По текущему ПДД опасный водитель — это практически каждый автомобилист, — рассказал Петр. — Так квалифицируется всякий, кто совершил 2 и более нарушения за одну поездку, например превысил скорость и развернулся в неположенном месте. В случае с законопроектом, который сейчас обсуждается, очень сложно найти компромисс между тем, чтобы штрафовать водителей за малейшие нарушения, и тем, чтобы оставлять действительно виновных безнаказанными.
Подробнее то, какие действия могут с принятием закона расцениваться как агрессивное вождение, мы обсудили с Равилем Ахметжанов, руководителем юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов.
— Текущая проблема, которую, по моему мнению, призван решить этот закон, заключается в том, что действующие ПДД не запрещают совершать некоторые опасные действия на дороге, просто не квалифицируют их как опасные, — объяснил эксперт.
«Водитель может разогнаться, а потом резко затормозить перед пешеходным переходом. Формально он ничего не нарушил: остановился, пешеходов пропустил»
— Но напуганные люди точно не будут рады встретиться с таким водителем снова. Сюда же относится совершение резких маневров, неоднократная смена полосы движения. Такие действия сейчас ненаказуемы.
По словам эксперта, после принятия закона нередко начинают вноситься правовые акты, определяющие его применение:
— Если закон примут, со временем появится и новая терминология, разъясняющая его, — сказал Равиль Ахметжанов. — Будем надеяться, что инициатива оправдает себя.
Ранее мы публиковали лайфхаки, как в Москве можно парковаться бесплатно и как не получить штраф за непристегнутый ремень.