Корреспонденту MSK1.RU Игорю Мещаневу поступил звонок с неизвестного номера. Звонивший представился сотрудником полиции и сказал, что кто-то подделал документы и подписи Игоря, а сейчас хочет взять от имени журналиста кредит.
В итоге редакция пообщалась не только с «полицией», но и с «Центробанком», которые вели диалог с одного мобильного номера. А затем с другого номера «по защищенной линии» позвонил «Следственный комитет». Рассказываем, как всё это было, и раскрываем подробности новой мошеннической схемы.
Документы подделали и берут кредит
Во время обеда мне позвонил человек, который называл мое полное имя и представлялся Дмитрием Олеговичем Русаковым из «Главного управления экономической безопасности по Северному административному округу Москвы». Он объяснил, что мои документы подделал некий Смирнов и хочет взять от моего имени кредит.
— Хочу уведомить, что наш разговор записывается и будет приобщен к материалам дела, — говорит мошенник и продолжает сказочную историю.
«Смирнов» 13 августа якобы пришел в отделение Сбербанка с «генеральной доверенностью» от моего имени, представился моим дальним родственником и сказал, что я нахожусь в больнице. Затем потребовал снять мои сбережения и оформить кредит на «максимально возможную сумму».
Эти сведения «Русаков» из «управления безопасности» и проверяет. Задает прямые вопросы о том, знаю ли я «Смирнова», нахожусь ли я в больнице и брал ли я кредит.
«Главное управление экономической безопасности» якобы узнало об этом от Сбербанка, а сам «Смирнов» будто бы работал в Сбере и «Альфа-банке». Мошенник уточняет, имею ли я отношение к этим банкам и обслуживают ли они меня.
«Вопросы, которые помогут следствию»
«Русаков», позвонивший мне, объясняет, что вчера из «Центрального банка» через «внутрибанковские реквизиты» подавались заявки на кредитование. Мошенник спрашивает, подавал ли я эти заявления.
— То есть те заявления, которые будут подаваться от вашего имени, я буду фиксировать как мошеннические, — говорит представитель «Главного управления экономической безопасности по САО Москвы».
«Русаков» спрашивает, терял ли я документы и кому я их предоставлял. Мошенник начинает узнавать, есть ли у меня работа — вдруг у меня там были конфликты и мои данные слили оттуда. Собеседник делает вывод, что мои данные не узнали и коллекторы, — это он понял из того, что я вообще не брал кредиты.
Допрос продолжается: мошенник узнает, обращался ли я в банк и был ли я в том отделении, где работал «Смирнов»
«Вы не имеете права разглашать данные о расследовании»
Человек из «Главного управления экономической безопасности» пытается завершить допрос по телефону, чтобы передать данные в «Следственный комитет».
— Первичный акт протокола я заполнил. Правда, информации вообще мало. Сейчас я направляю его на Следственный комитет, чтобы следователь ознакомился с протоколом и встретился с вами. Он свяжется в течение сегодняшнего дня. Вам понятно это? — говорит «Русаков».
Затем он предупреждает меня, что я не имею права разглашать данные о «расследовании». Этот трюк мошенники используют, чтобы никто из близких жертвы не знал о том, что ее обманывают.
— Дабы к вам и ко мне не было претензий по 310-й статье УК РФ… (по 310-й за последние 10 лет осудили 3 человек, два из них — адвокаты, разгласившие тайну предварительного следствия/ — Прим. ред.). Данная статья гласит, что данные предварительного расследования разглашать запрещено. Третьи лица — друзья, родственники, знакомые, коллеги по работе. Вам понятно это? — утверждает «Русаков».
— Конечно, я человек законопослушный, я никому ничего говорить не буду, — отвечаю я, делая вид, что верю.
«Русаков» говорит, что передаст дело «на Центральный банк», где мне выделят персонального «сотрудника». Тот должен объяснить мне действия, которые помогут мне себя «обезопасить».
— После проведения регламентных работ сотрудник предоставит вам пакет документов, которые вам нужно будет получить, изучить и в дальнейшем передать следователю. Нужно будет получить свидетельство о том, что вы находитесь в финансовой безопасности, — говорит «Русаков».
В «Центральном банке» якобы должны отменить кредитования. Обратиться туда нужно, так как на данный момент неизвестно, из какого банка произошла «утечка». «Русаков» забыл, что я не обслуживаюсь в «Альфа-банке», где якобы работал «укравший мои данные» «Смирнов». А о других банках, кроме Сбера, мы разговор не вели.
Сколько у меня денег на карте
— Мне необходимо указать сумму возможного ущерба, который вам могут причинить на момент расследования. Если по вашим сбережениям, брокерским счетам производится списание не с вашей стороны, главный государственный банк обязуется ее компенсировать. Укажите сумму возможного ущерба, — продолжает «Русаков».
Так мошенники узнают, сколько денег есть у жертвы.
— Мне необходимо зафиксировать общую сумму ваших сбережений, чтобы Центральный банк в случае мошенничества компенсировал вам данную сумму, — прямо отвечает мошенник на мои уточнения.
Однако этого мало. Мошенник спрашивает, сколько я зарабатываю. Эти данные я должен буду подтвердить справкой 2-НДФЛ. Это якобы нужно, чтобы через меня не отмывались средства по 115 ФЗ.
— Если вы зарабатываете, допустим, 50 тысяч рублей и к вам поступит миллион рублей, которые через 10 минут списались... — утверждает мошенник.
«Чтобы не было вопросов у налоговой, мне нужно указать ваш официальный доход, который вы сможете подтвердить документально»
Это нужно аферистам, чтобы понять уровень моего постоянного дохода. Это помогает им дополнительно оценить, сколько они могут украсть денег и можно ли «доить» меня долго.
Затем «Русаков» говорит, что подключит меня к «Центральному банку», чтобы «юридически обессилить доверенность, которая у Смирнова на руках». Перед этим мошенник удостоверяется, что я правильно понял ситуацию. Я послушно реконструирую его сказку.
Далее он просит меня вслух произнести следующую фразу: «Я, Мещанев Игорь Владимирович, согласен на сотрудничество с Центральным банком». Это нужно, так как Центробанк якобы не работает с физическими лицами. Я отказываюсь.
— Соединяйте, соединяйте. У вас же и так есть запись разговора, где я соглашаюсь, — отвечаю я. Мошенник мысль всё же одобряет.
Человек из «Центрального банка» подключился по тому же номеру. Вызов при этом не прерывался.
«Центральный банк»
«Максим Олегович» — якобы старший специалист службы безопасности «Центрального банка». Он снова объясняет мне, что по моим паспортным данным, СНИЛС и «внутрибанковскому реквизиту» «Смирнов» оформил «генеральную доверенность».
— Кошмар! Что делать? — восклицаю я.
«Ситуация не из приятных. Нам нужно реактивировать внутрибанковский реквизит, чтобы доверенность стала недействительной»
Мошенник рассказывает, что это якобы «банковский паспорт» одного банка — со всеми банками и счетами. «Максим Олегович» удостоверяется, что у меня нет кредитов, и говорит о подаче документов «на финансовый отдел». Он упоминает и запрос на получение документов. Для этого он просит дать согласие на обработку моих персональных данных.
Ломаем схему
В ответ на это я передаю трубку своему «представителю», нашему выпускающему редактору Михаилу Контуеву, который «поможет мне во всём разобраться». Если раньше вопросы задавали мне, то теперь уже коллега уточняет, с какой ситуацией столкнулся я, его «подопечный». Мошенник заминается.
— О каком банке идет речь: Сбербанк или «МТС-банк»?
— Данную информацию мне предоставит бюро кредитных историй.
— Бюро кредитных историй — это всероссийский филиал? Центробанк?
— Центробанк, да.
— Какой банк предоставил вам персональные данные Игоря Владимировича? У него два основных счета, на которых лежат крупные суммы.
— Я ожидаю ответа от бюро кредитных историй.
— То есть вы знаете, что со счета будут списываться деньги, но не знаете, откуда именно?
— На данный момент — нет. Для этого мне нужно направить заявление. Требуется согласие Игоря Владимировича.
— Мы могли бы с вами встретиться в Москве?
— В Центральном банке не обслуживаются физические лица. Вы в себе?
Далее возникает перепалка, в ходе которой мошенник отказывается от личной встречи. Зато интересуется данными Михаила и его доходом в надежде так же снять с его счета деньги. Афериста сбили вопросы, поэтому он просит остаться на линии, чтобы была возможность «уточнить информацию».
После паузы поступает звонок с другого номера.
«Следственный комитет»
«Константин Сергеевич Шевелев» представляется сотрудником «Мещанского межрайонного Следственного комитета». На телефоне уже я. «Константин Сергеевич» говорит, что материалы от «дознавателя Русакова» ему поступили. Он уточняет, что ведутся работы «по отмене мошеннических действий», и просит меня пересказать разговор.
Я же передаю данные «юристу». Это другой мой коллега, наш фотокорреспондент Дмитрий Толстошеев. «Константин Сергеевич» протестует, ведь «действует статья о неразглашении». Однако с адвокатом общение начинает.
— Одному Богу известно, какая доверенность сейчас у Дмитрия Романовича Смирнова. Ксерокопий у нас нет, — говорит человек из «Следственного комитета».
— В отношении каких банков ведется разбирательство?
— В отношении тех банков, в которых обслуживается Игорь Владимирович.
— Вы хотите сказать, что внутрибанковские реквизиты из одного банка перетекли в другие?
— Я говорю о тех банках, в которых есть документы. Вы не понимаете? — переходит на крик «Константин Сергеевич».
Перепалка заканчивается тем, что из «СК» нас снова направляют в «Центробанк». А «Константин Сергеевич» из «Мещанского межрайонного Следственного комитета» предлагает встречу на следующий день в Сокольниках. От встречи день в день он отказывается.
Признание
— А сколько осталось сидеть? — спрашиваем у мошенника.
— Нет, ошибаетесь, ребят. Очень серьезный зонт. Хорошая крыша, поэтому никогда [не сядем], — рассказывает мошенник.
— Сколько в день зарабатываете? — надеемся на ответ мы.
«Не буду врать. У нас еженедельный доход. В среднем — 3–4 тысячи долларов в неделю»
«Константин Сергеевич» рассказывает о своем «скудном» образовании и заработке. С его слов, ему «чуть больше двадцати». Он предлагает перейти в WhatsApp для дальнейшего общения. Мы перешли в WhatsApp, и мошенник рассказал, как именно и откуда работают схемы по обману людей. Интервью с мошенником на MSK1.RU выйдет позднее.
А как вы отвечаете на звонки мошенников?
Ранее эксперт из «Лаборатории Касперского» объяснил, как нельзя отвечать телефонным роботам, иначе можно пострадать от мошенников.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».