Несколько месяцев назад 30-летний Алексей (все имена в материале изменены по требованию российского законодательства. — Прим. ред.), сидевший за решеткой за убийство, отправился из колонии на спецоперацию. Он должен был пробыть за решеткой 20 лет, но подписал контракт с ЧВК «Вагнер», чтобы поскорее вернуться к своей годовалой дочери. А затем бесследно пропал.
Корреспондент MSK1.RU вместе с его семьей попыталась найти Алексея, который мог всё это время находиться в украинском плену. Мы рассказываем историю простого парня, отправившегося на СВО после нелегкой жизни в небольшой деревушке.
Через полгода будет свобода
На видео, которое опубликовал украинский Telegram-канал, человек, похожий на Алексея, рассказывает, что в ЧВК «Вагнер» он служит два месяца, попав в ряды бойцов из зоны. По его словам, в колонию приехал представитель частной военной компании, предложив службу в обмен на помилование через полгода.
На другом видео — рядом с ним связанный, в одежде цвета хаки лежит другой боец. Напротив молодых людей, у которых закрыты лица, стоит военный с автоматом в руках. На плече у него виднеется желто-синяя нашивка. Мужчина, понизив голос, спрашивает, как бойцы попали на спецоперацию, зачем заключили контракт с ЧВК «Вагнер» и почему оказались в плену.
— В плен взял полк Калиновского. Сейчас я по-другому уже смотрю на происходящее. Я бы тогда на вторую сторону медали взглянул. Есть шанс, что я могу и не вернуться к дочери, — говорит человек на видео, похожий на пропавшего Алексея.
Полк Калиновского — группа добровольцев белорусской оппозиции, которая была сформирована для участия в спецоперации на стороне Украины.
На другом ролике, который сняло «Радио Свобода»*, боец ЧВК «Вагнер» дает интервью журналисту.
— Я хотел вместе с нашими защищать мирных жителей, — рассказал человек, похожий на Алексея. — Подписал бумагу на помилование президенту. Полгода надо было отслужить. Хотел реабилитироваться и вернуться домой к дочке, она у меня маленькая — 4 года.
«Я попал в плен после того, как занял позицию, началась перестрелка. Получил ранение, закончилось всё»
«Позвонили, сказали, что живой»
После увиденного близкие Алексея забили тревогу. Его семья живет в небольшом поселке на Дальнем Востоке, где нет интернета. Они не понимали, куда звонить и писать, чтобы помочь любимому человеку.
После того как родственники обратились к губернатору области, в Минобороны, движение Красного Креста и омбудсмену по правам человека при президенте России, Алексея вызволили из плена.
— Представитель омбудсмена не представился, имя сына не назвал, — вспомнила разговор Татьяна, мать пропавшего бойца, с правозащитником. — Быстро-быстро продиктовал дату рождения ребенка, даже не помню, какого числа он контракт заключил, на Украину уехал, в плен попал. Сказал, что его обменяли, но не вернули домой. Алеша должен продолжить службу в «Вагнере»... Но хотя бы позвонили и сказали, что живой.
«Лешу ждет дочка, но у него контракт еще не закончился, поэтому не вернут его сейчас»
Подобную информацию сказал и помощник омбудсмена по правам человека при президенте России.
— Мы получаем ответы и, как поступает информация, — сразу звоним родственникам. Вся информация во избежание каких-либо утечек передается по телефону, так как сотрудничество неофициальное. А так, конечно, можно только радоваться, что всё хорошо. Мы тоже рады, что он жив и из плена был вызволен, — сказал MSK1.RU помощник омбудсмена.
Алексей продолжит работать по контракту с ЧВК «Вагнер», а после этого хочет вернуться к своей дочери. Девочка родилась, когда он попал в колонию второй раз. Сам боец из небольшой деревни. Жил Алексей в небогатой семье: у него несколько братьев и сестер, мать разводит хозяйство, держит свиней и кур. В первый раз он напал и убил человека, когда ему только исполнилось 18 лет.
«Мы так и не поняли, зачем он убил»
В приговоре суда Еврейской автономной области сказано, что Алексей ранее судим по части 4 статьи 162, пункту «з» части 2 статьи 105 УК РФ («Разбойное нападение группой лиц по сговору» и «Убийство») и приговорен к 4 годам и 6 месяцам наказания.
— Когда он в первый раз попал в колонию, ему оставалось полгода отучиться в техникуме на автомеханика. Отсидел 4,5 года, потом вышел. Мы так и не поняли, зачем он убил того человека, причем с особой жестокостью. Даже старожилы у нас в поселке хорошо о Леше отзывались, — рассказывала MSK1.RU Татьяна, пожилая мать Алексея.
У матери бойца ЧВК «Вагнер» пятеро детей, одна из них — дочка — умерла еще молодой из-за тяжелой болезни. По словам родственников, Алексей очень тяжело перенес смерть, которая стала второй в их семье после гибели отца.
Уже осужденному молодому человеку даже дали возможность побывать у сестры на похоронах. В память о ней, будучи на зоне, парень набил на груди татуировку в виде ангельских крыльев.
«Под конвоем привезли попрощаться с ней. Когда мы пошли на кладбище, то его уже увезли обратно на зону»
«За что? Что я сделал?»
Семья была уверена, что, несмотря на то, что их близкий убил человека и имел судимость, после его освобождения дела пойдут в гору. Они собирались брать в аренду машину, чтобы он начал таксовать. Но буквально через несколько месяцев после одной колонии Алексей попал в другую. Снова за убийство человека.
— Когда он вернулся после первой сидки, то у нас были большие планы — хотели, чтобы Леша получил права. Дома всё было хорошо, у него появилась женщина. Он помогал ей по хозяйству, разрывался между той семьей и этой. А потом нас самих ошарашило, что он совершил новое убийство, — рассказала мать Алексея.
Из материалов уголовного дела: новое преступление Алексей совершил весной 2016 года. Он напал на своего знакомого Петра, чтобы получить его машину BMW 3201 и дорогой телефон. Он узнал, что приятель вместе с другом собирается поехать из Хабаровска домой, и попросил его подвезти. Через несколько часов они остановились на трассе Хабаровск — Чита. Алексей вместе со всеми вышел из машины, в руках у него был травматический пистолет. Он направился к Петру. Как следует из приговора, подсудимый нанес мужчине травмы, несовместимые с жизнью. Перед смертью погибший спрашивал: «За что? Что я сделал?»
— Причину, когда был суд, Леша не назвал. На следствии тоже ничего не говорил. Ему дали уже строгий режим, отправив в колонию поближе к дому. Когда я приезжала к нему на свидания, то о нем отзывались нормально. Но говорили, что частенько не соблюдал режим, дерзил много, — продолжила мать.
По словам его тети Марии, в 2017 году Алексей «убил взрослого человека», из-за которого «попал под дурное влияние». В первый раз, как она говорит, племянник оказался в колонии тоже из-за него, так как он им манипулировал.
«Зону закрыли, и никаких сведений»
После объявления частичной мобилизации в России у Татьяны призвали всех сыновей, кроме самого младшего, которому недавно исполнилось 15 лет. После того как об этом узнал Алексей, он позвонил матери и сказал: «Мам, если предложат поехать туда, я тоже поеду. Я буду в первых рядах, кто подаст заявку. Как же так, если братья там, а я здесь».
Так он подписал контракт с ЧВК «Вагнер». Эту информацию подтвердили в приемной омбудсмена по правам человека на Дальнем Востоке.
— В начале ноября мама передала ему посылку в колонию, а ответа от него с того момента не было. Потом мы через знакомых стали узнавать, что случилось: зону закрыли на карантин, и никаких сведений не было, мы были напуганы. В конце декабря Леша позвонил маме, быстро взял ее личные данные для зарплаты. Затем был еще один звонок, спрашивал, как там дела у его братьев, — рассказала тетя контрактника Мария.
«А после этого звонка вообще ничего, мы думали, что всё уже, конец»
Оказалось, что за то время, что Алексей отбывал наказание, у него появилась девушка, с которой он познакомился по переписке. Через некоторое время поженились. Любимая приезжала к нему в колонию, а через несколько месяцев у них родилась дочь.
— Он пошел туда не из-за денег или свободы, а потому что у него там [на спецоперации] братья, а он в семье самый старший. Леша также постоянно говорил про свою дочь, что когда он выйдет, то она уже будет взрослая. Он хотел успеть ее воспитать, — сказала тетя бойца.
А в ответ тишина
На вопросы близких семьи Алексея представители ЧВК «Вагнер» ответили расплывчато. Корреспонденту MSK1.RU на запрос и просьбу помочь семье пропавшего бойца отказались отвечать, сославшись на неразглашение личной информации.
— Никак не узнать [где именно он находится сейчас]. Если это так, то только ждать обмена. Уточните здесь [номер телефона], жив он или нет, — написал официальный представитель ЧВК «Вагнер» матери пропавшего Алексея.
Редакция MSK1.RU также направила официальный запрос в приемную уполномоченному по правам человека на Дальнем Востоке Юрию Трутневу. В телефонном разговоре его представитель рассказал, что запросы как от корреспондента, так и от матери Алексея приняты в работу и направлены в Министерство обороны и приемную президента России.
Что еще почитать:
* Признано в России иностранным агентом.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».