26 июня умер 14-летний подросток, которого подожгли сверстники на детской площадке в Москве в районе Южного Бутово. Ребенок получил ожоги 99% поверхности тела. Всё это время он находился в реанимации. А до этого 11-летнего школьника заживо сожгли в сарае в Подмосковном Раменском.
Наши коллеги из Psychologies.ru попросили экспертов прокомментировать ситуацию, а нейросеть Midjourney — изобразить типичный, по ее версии, быт неблагополучных подростков из Южного Бутово в 2023 году.
Что известно о банде подростков, один из членов которой поджег другого
Это не первый инцидент с поджигателем в главной роли — он уже долгое время «кошмарил» весь район. Так, его компания регулярно обливала соседских детей жидкостью из перцовых баллончиков, избивала их и заставляла воровать деньги у взрослых. Один раз подросток даже проник в чужую квартиру и угрожал ножом детям. Кроме того, компанию замечали за употреблением веществ — по всей видимости, перед поджогом дети дружно нюхали тот самый бензин.
Родители и дети из разных кварталов Южного Бутово не раз жаловались на главаря подростковой группировки, писали на него заявления в полицию, но какого-либо результата это не дало. MSK1.RU уже рассказывал, что поджигатель был из неблагополучной семьи и состоял на учете в ПНД. Его брат, наблюдавший за тем, как горит их друг, также проходит лечение в психиатрической клинике. А мать то и дело сдавала сыновей в детский дом.
Детская жестокость: как она возникает
Иногда дети совершают действия импульсивно, в состоянии аффекта, то есть под воздействием сильных эмоций. Ребенок может разозлиться, обидеться и напасть на сверстника. В более спокойном состоянии он никогда такого не сделал бы.
— Подобная жестокость чаще всего непреднамеренна и является ответом на внешние триггеры. Импульсивность связана с незрелостью коры головного мозга, несформированностью лобных долей, той частью, которая отвечает за самоконтроль и эмоциональную регуляцию, — объясняет психолог Дарья Яушева.
Но если аффект до известной степени нормален, то куда больше должны беспокоить ситуации, когда жестокие поступки совершается намеренно.
— Школьники уже могут различать добро и зло. Если задать им вопрос, правильно ли бить другого, они однозначно ответят: «Нет». При этом в определенных ситуациях им может казаться, что они должны ответить, что чувства другого человека имеют меньшую ценность. Они буквально забывают, что другой человек может чувствовать боль, и фокусируются на собственных эмоциях, — рассказывает психолог.
«Конечно, школьники могут оправдывать себя, верить в эти оправдания, утверждать, что это было неизбежно»
Здесь, по словам Дарьи Яушевой, мы сталкиваемся с двумя понятиями: «эмпатия» и «ментализация».
— Мы понимаем, что поведение другого человека спровоцировано происходящими у него внутри процессами. Это и есть ментализация. Способность предполагать, что другой человек может испытывать желания, думать и чувствовать по-своему, формируется у ребенка постепенно, — объясняет эксперт.
Большую роль в этом играют родители, но не только.
— Есть и биологические предпосылки того, насколько эффективно может быть развита способность к ментализации. Похожим понятием является эмпатия, которую можно определить как попытку буквально «влезть в чужую шкуру». Это сопереживание другому через присоединение и понимание его страданий, — рассказывает Дарья Яушева.
Причины подростковой жестокости
Если у ребенка есть сложности с эмпатией, сопереживанием, ментализацией, он может время от времени совершать жестокие поступки.
— Причина таких нарушений может быть в том, что к самому ребенку проявляли жестокость. Он буквально видит мир как пространство, где всегда есть место агрессии и нападению. Такой ребенок остро воспринимает даже невинные шутки и всё время находится в позиции защиты, — объясняет Дарья Яушева. — У него могут развиться комплекс неполноценности, стремление к гиперкоменсации ощущения своей ущербности, желание мстить.
«За этим стоит страх и ощущение собственной небезопасности. В этом случае речь идет о нарушении привязанности»
Эксперт приводит также следующие причины:
воспитание — ребенка не научили адекватному общению с другими, не помогли развить коммуникативные навыки;
органические нарушения — черепно-мозговые травмы, перинатальные поражения нервной системы;
психическое расстройство — жестокость может быть признаком его формирования.
— В ситуации с поджигавшим есть признаки того, что у мальчика могут идти патологические процессы: манипуляция сверстниками, агрессия, стремление подчинять себе других, — рассказывает психолог Дарья Яушева. — С точки зрения социальной психологии речь идет еще и о конкуренции, о том, чтобы занять доминирующую позицию. И тогда речь уже о целенаправленной жестокости.
«Если ребенок еще и получает удовольствие от совершаемых действий, это называют враждебной жестокостью»
Как не допустить подростковой жестокости
Эксперт Мария Данина, кандидат психологических наук, основательница онлайн-школы психологических профессий «Психодемия», приводит факторы, которые могут повысить вероятность агрессии у ребенка.
1. Опыт наблюдения за агрессивным поведением и насилием в окружении
Например, в семье, среди сверстников, в СМИ. Дети учатся, наблюдая за действиями взрослых, получая определенный опыт. Чем такого опыта больше, особенно в семье, тем выше вероятность того, что ребенок решит скопировать такую модель поведения.
2. Личное неблагополучие
Это не обязательно серьезное ментальное или физическое расстройство — ребенок может находиться в каком-то остром кризисе, испытывать ряд социальных и личных трудностей, с которыми ему никто не помогает справиться.
«Психические расстройства могут усугубить ситуацию и сделать жизнь ребенка по-настоящему тяжелой, невыносимой»
3. Неподдерживающая или безразличная среда
Ребенку может быть нужна помощь, которая не оказывается взрослыми, учителями, школьными психологами. И даже более того — взрослые могут использовать наказание или изоляцию вместо поддержки и решения проблемы. Иногда из-за отсутствия достаточных знаний, иногда — по причине собственной усталости и выгорания.
4. Буллинг и проблемы с коммуникацией среди сверстников
Физическая агрессия, тем более стрельба — яркие и хорошо заметные действия. Эмоциональное насилие, буллинг менее заметны, но являются тоже очень болезненным опытом. Если не ведется никакой специальной работы по профилактике травли в классе, дети плохо общаются между собой и продолжают мучить друг друга в интернет-пространстве, это повышает шанс физической агрессии.
5. Отношение к насилию и к мужской социализации
Иногда мальчиков поощряют за проявление физической силы — мол, это удел мужчин и нужно уметь драться.
«К сожалению, поддержание насилия как способа разрешения конфликтов среди мальчиков может привести к тому, что всё выйдет из-под контроля»
Как предотвратить детскую жестокость
Мария Данина предлагает три способа, помогающие снизить вероятность физической агрессии среди детей:
Мы должны работать над собой и не допускать насилия в своих семьях. Физическое насилие недопустимо ни в адрес детей, ни в адрес супругов, ни в адрес животных. Запрещать ребенку смотреть агрессивный контент мы вряд ли можем, возможности полностью контролировать этот аспект у нас нет. Но мы должны минимизировать его и обсуждать, что именно происходит, где пролегает грань между цифровыми персонажами и реальными людьми, объяснять, в каких ситуациях защита себя оправданна, в каких ситуациях можно решить проблемы мирным путем. К слову, хотя у меня и нет никаких подтверждений этому факту, кроме опыта и наблюдения за людьми, дети, которые занимаются борьбой, боевыми искусствами как спортом, реже позволяют себе проявить насилие в реальном мире.
Мы должны быть внимательными к проблемам ребенка, даже когда они явно им не озвучиваются. Педагогам важно обладать знаниями и навыками в распознавании признаков эмоционального неблагополучия ребенка, освоить базовый инструментарий первой помощи. То же самое касается родителей. Попустительство и безразличие редко заканчиваются хорошо для ребенка.
Школьному персоналу важно работать в направлении улучшения отношений и коммуникации между детьми в классе. Выявлять буллинг, обращать особое внимание на аутсайдеров, уметь работать с классом как с группой, работать над сплочением и взаимоподдержкой между школьниками.
О смерти подожженного в Бутово ребенка сообщила столичная прокуратура. Мать подростка долгое время не могла поверить в случившееся. А юрист рассказала, что грозит мальчику, который поджег своего друга. После похожего случая в Подмосковье адвокаты потребовали ужесточить наказание для подростков-убийц.