Вокруг постановки балета «Щелкунчик» в Большом театре в Москве разгорелся серьезный скандал. Ежегодно перед зимними праздниками театралы начинают охотиться за билетами на легендарный спектакль: в кассы Большого выстраиваются огромные очереди, сайт театра виснет от количества запросов, а на сервисах объявлений появляются спорные предложения по завышенным ценам.
На днях на ажиотаж и странные махинации обратили внимание в комитете Госдумы по культуре. Однако в Большом театре отметили, что пока никаких изменений в процессе продажи билетов не будет. MSK1.RU поговорил с заядлыми театралами и заслуженными работниками культуры о том, почему желающим увидеть новогоднюю сказку приходится стоять сутками в очередях.
Почему именно «Щелкунчик»
Заслуженный деятель искусств РФ и директор драматического театра «Ленком» Марк Варшавер объяснил ажиотаж вокруг «Щелкунчика» зрелищностью постановки и известностью самого театра.
— Большой театр является первым театром страны, — сказал Варшавер в разговоре с MSK1.RU. — Он очень красивый, там необыкновенные люстры. На этот спектакль затрачены очень большие деньги, в нем участвует 200–300 артистов. И люди хотят увидеть это невероятное зрелище именно перед Новым годом.
«Если бы они поставили в другие месяцы и играли бы чаще, я уверен, такого ажиотажа не было бы»
Гендиректор национальной театральной премии «Золотая маска» и экс-директор Театра наций Мария Ревякина связала толпы желающих попасть в Большой с новогодними праздниками.
— У многих людей уже стало традицией, что перед Новым годом, 30–31 декабря, пойти на «Щелкунчик» в Большой. Многие ведут туда детей, — объяснила она нашему корреспонденту. — Я помню, что мы тоже 31-го всегда с детьми туда ходили. «Щелкунчик» — это такой привлекательный художественный бренд, поэтому на этот декабрьский спектакль всегда очень сложно купить билет. Думаю, это здорово, что наш русский балет так популярен.
Осенью прошлого года Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) представил свою версию балета «Щелкунчик». Но и на него, по словам Марии Ревякиной, все билеты уже раскуплены.
Балерина и автор Telegram-канала о культуре, балете и бизнесе Алина Панфилова регулярно посещает театральные премьеры и не пропускает ежегодные спектакли в Большом, но в этом году выбрала альтернативный вариант.
— Когда я поняла, что на сайте Большого ловить нечего, зашла на сайт Немировича-Данченко, там оставались билеты на 31-е, на дневной спектакль, — призналась артистка. — Я спокойно купила два билета безо всяких документов. Единственное, что меня попросил сайт, — это указать Ф. И. О. тех, кто пойдет на балет, и даты рождения. Через секунду пришла ссылка на оплату, еще через две секунды пришли билеты — две минуты, и никаких нервов.
Откуда дикие очереди
Сам театр объясняет жесткие ограничения на покупку билетов на «Щелкунчик» сумасшедшим спросом и обилием мошенников. Теперь перед тем, как купить билет, нужно получить специальный браслет: их выдают первым 400 пришедшим после полуночи.
Затем на утро нужно вернуться в кассы с паспортом и купить там не более одного билета на руки. Если показать свидетельство о рождении или браке, можно взять еще один билет на своего взрослого родственника или неограниченное количество на несовершеннолетних детей.
— Люди уже сами в чатах прямым текстом ищут контакты или сайты «перекупов». Стоять в очередях там целый день за браслетом, который не гарантирует хорошего места в зале, никто не хочет, — объяснила ценительница балета Алина Панфилова. — Пустите вы в продажу сразу билеты на спектакли подряд: половину в кассы, половину на сайт. Сделайте по паспорту все покупки. Зачем устраивать охоту? Это же тоже создает искусственный ажиотаж, когда театр говорит: «Вот у нас ужесточились правила на фоне перекупов, теперь вам надо всем документы предоставить».
По словам Панфиловой, ажиотаж создает то, что люди думают, что могут купить билет только здесь и сейчас. К организации толп, по ее словам, также причастны и люди, которые создают онлайн-списки заранее.
«Люди думают, что у них есть возможность попасть только здесь и сейчас, и все рвутся на этот "Щелкунчик"»
— Плюс эти «тетрадочники» создают ажиотаж, — сказала девушка. — Они ведут эти списки, в которых на каждый день продаж записано уже по 1000 человек. Хотя браслетов выдают за раз всего 400 штук.
Почему на сайте Большого проблемы
Сейчас в онлайн-продаже билетов на ближайшие показы «Щелкунчика» не осталось. Более того, их раскупили в первые часы. Официальные торги открылись в воскресенье в 20:00, там билеты можно было купить только после подтверждения личности. Но почти сразу веб-страница «легла»: сайт приходилось перезагружать, через раз он выдавал ошибки.
— Любой зритель имеет право выбрать, где приобретать билет: онлайн или через кассу. Но на сайте их также очень быстро раскупают. Это очень сложно, — объяснила театральный менеджер Мария Ревякина. — Также онлайн-перекупщики ставят много ботов, которые скупают билеты с разных карт. Понимаете, там же есть ограничения, сколько билетов ты можешь купить. Они с помощью разных карт скупают дикое количество. Там борьба с ботами идет, а их тяжело отсеять. Поэтому вот такая мера, мне кажется, нормальная. Это всё из-за этих перекупщиков делают.
По словам гендиректора Большого театра, система продажи билетов работает без проблем. Сбои в работе системы продаж на сайте театра происходят «исключительно в начале открытия продаж на сайте на спектакль "Щелкунчик", когда количество запросов превышает 75 000 в минуту».
Как работают перекупщики
Те, кто не захотел стоять в очередях и не успел урвать билеты на официальном портале, отправились на сайты объявлений. Там желающих попасть на «Щелкунчик» уже ждали перекупщики.
— С перекупщиками борьба идет очень давно, — заявила Ревякина. — Это целая мафия, которая скупает и наживается на том, что им не принадлежит. То есть театр вложил, сделал деньги, усилия все творческие, а какой-то человек приходит, покупает там, условно, 10 билетов и вместо 10 000 рублей продает их по сотне. Посчитайте, какой это урон.
Когда о перекупщиках заговорили в СМИ, модераторы сайтов объявлений удалили все предложения по продаже билетов на «Щелкунчика» в Москве. По словам экс-директора Государственного театра наций, это не первые незаконные махинации с билетами.
— Театр наций сталкивался с подобным. Был даже суд над группой, которая занималась вот этими хищениями, — рассказал она. — РАМТ, театр Вахтангова и тот же Большой участвовали в этом процессе. Это страшное дело. Поэтому всё правильно, что театр вводит ограничения и паспортную систему. Все люди должны в порядке очереди купить билеты по два билета, а не по 10–20.
Сейчас в Тверском суде Москвы рассматривают дело вероятных аферистов, которые наживались на ценителях театральной культуры. По версии следствия, мошенники создавали сайты-клоны, на которых продавали билеты на постановки в ведущие театры страны по огромным ценам.
Почему не сделать больше показов
В Большом театре заявили, что «Щелкунчик» является самым часто исполняемым балетом классического репертуара. В декабре-январе прошлого года показали 22 спектакля, в этом году будет на один больше. Директор «Ленкома» Марк Варшавер уверен, что ставить новогодний спектакль вместо классического репертуара будет неправильно.
— Дело в том, что театр имеет огромный репертуарный портфель. В Большом, по-моему, свыше 40 названий спектаклей, — объяснил театрал. — И как их отыгрывать в течение сезона? «Щелкунчик» всё равно детский спектакль, семейный. И если ставить его часто, это потеря какого-то балетного либо оперного спектакля, который тоже является потрясающим.
«Нельзя забирать дни, когда идет взрослый репертуар. Тогда зрители скажут: "Опять «Щелкунчик»? Дайте нам «Ромео и Джульетту» и «Лебединое озеро»!"»
Гендиректор национальной премии «Золотая маска» Мария Ревякина считает, что ставить спектакль чаще «невозможно физически».
— Во-первых, «Щелкунчик» играется только в декабре и первых числах января. В зале ограниченное количество мест. В Москве живет 20 миллионов человек, много приезжих. Плюс ко всему артисты балета не могут играть по два спектакля в день. Должно быть несколько составов. То есть это всё заранее планируется и оговаривается со всеми артистами в контрактах. Поэтому, естественно, спектакль ждут, на него хотят идти, и люди заранее пытаются купить билеты.
Напомним, что мы публиковали истории тех, кто отстоял очередь за билетами в Большой театр. А еще MSK1.RU поговорил с балериной, которая активно следит за ажиотажем вокруг этой ситуации. Она рассказала, почему на постановку образуются огромные очереди, а билеты продают за десятки тысяч на сайтах объявлений.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».