В канун Нового года, 31 декабря, премьер Большого театра и ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе отмечает 51-летие. В преддверии праздников звезда балетного искусства дал интервью своему другу и журналисту Николаю Солодникову.
Николай Цискаридзе родился в Тбилиси. Из родного города он уехал, когда ему было девять. Вместе со съемочной командой Солодникова артист вернулся домой, побродил по местам детства и встретился со старыми знакомыми. О людях, которые были рядом с ним тогда, когда мир еще не знал о знаменитом премьере Большого театра, Цискаридзе помнит до сих пор.
«Комиссия умерла»
Неизвестно, как сложилась бы судьба артиста, если бы 40 лет назад балетмейстер Нина Рамишвили не разглядела талант юного Николая. Именно ее авторитетное мнение убедило мать будущего премьера Большого театра отдать мальчика в балет. Цискаридзе до сих пор помнит день, когда его отвели в группу грузинских танцев. Из толпы детей комиссия и в особенности Нина Рамишвили отметила юного Цискаридзе.
— Она стала меня спрашивать: «Ты хочешь танцевать?» Я сказал: «Нет, я не хочу грузинские танцы». Она говорит: «А почему ты пришел?» «Меня мама привела. Я хочу в балет». Она говорит: «Рядом хореографическое училище. Скажи маме, пусть она тебя туда отведет». Представляешь, комиссия, много народу, [а я отвечаю: ] «Моя мама говорит, что в балете все мужчины… (одними губами произносит слово. — Прим. ред.) И тут комиссия умерла, — вспомнил с улыбкой Цискаридзе.
Реплика мальчика произвела фурор. Как рассказал Николай, в зале еще долго стоял гогот. Комиссия пригласила маму и убедила в том, что сыну нужно заниматься балетом.
— Мама вышла оттуда и сразу мне так… (замахнулся, показывая, как мама наказала его. — Прим. ред.) Дала мне затрещину сильную. Но оказывается, Нина ей сказала: «Отведите. У ребенка очень хорошие способности. Мы его возьмем, но мы ему испортим жизнь», — рассказал ведущему артист.
Уже будучи солистом Большого театра, Цискаридзе встретился с Ниной Рамишвили и напомнил ей об этой истории.
Если бы не вы, моя мама никого бы не послушала.
«Я <…> „звезда“, артист, зачем мне читать-то?»
По словам Цискаридзе, он был буквально помешан на балете. Оглядываясь на прошлое, артист удивляется, откуда в таком раннем возрасте у него возникла такая уверенность в выборе профессии.
— С пятилетнего возраста я собирал всё, что связано с балетом, не только из театра не вылезал. Я вырезал из газет и журналов фотографии, статьи… Мой шкафчик для игрушек на веранде няниной комнаты был украшен портретами Плисецкой! А мне всего пять лет. Это не желание было даже, а диагноз! — рассказал Николай в интервью изданию «7 дней».
После того, как 11-летнего Николая взяли в Тбилисское хореографическое училище, сбылось одно из его желаний. Теперь он занимался балетом. Но до главной мечты было еще далеко. Мальчик мечтал о Большом театре в Москве.
— Два месяца мы занимались только гимнастикой, лежали на полу, делали шпагаты, пресс качали… Несчастные дети. Я танцевать шел, понимаете? У меня репертуар был! А меня положили на полотенце и заставили делать какую-то физкультуру, — так вспоминал в своей автобиографии Цискаридзе начало учебы в хореографическом училище.
Мама Николая мечтала, чтобы сын окончил школу с золотой медалью, а затем поступил на юридический или физико-математический факультет в МГУ. Конечно, мальчика ждала другая судьба, но хорошей успеваемости она требовала всегда.
— Мама же сказала: «Ты не выдержишь. Что? Ты будешь стараться? Ты не будешь стараться!» И добавила: «Принесешь хоть одну тройку — вылетишь в окно». Но, так как все в училище сразу поняли, что я — «будущее мирового балета», мне «3» никто и не ставил, — делился Цискаридзе с читателями в автобиографии.
Педагоги Николая любили и ценили. Ему прощали его не самые уверенные знания по общеобразовательным предметам. Сам он не без ложной скромности признавался: школа его «обожала за красивый „подъем“».
Спустя несколько лет обучения в Тбилисском хореографическом училище преподаватели стали настаивать на том, чтобы Николай продолжал развиваться уже в Москве. Нина Дидебуладзе, первый учитель Цискаридзе, сыграла не последнюю роль в переезде. Как и в случае с поступлением в балетную школу, мама далеко не сразу согласилась на Москву.
— Она категорически [была против]. Я уже и домой ее приглашала, мы разговаривали без Ники отдельно. [Я говорила], что у мальчика есть данные, и он может быть очень хорошим танцовщиком, если будет так же работать и будет таким же преданным, — рассказывала Нина Дидебуладзе.
«В честь меня назовут улицу»
В 1987 году Николай переехал с мамой в Москву. Семье приходилось нелегко. Ламара Николаевна не могла найти работу, жить было негде. Мама будущей звезды балета сделала всё для того, чтобы исполнить мечту сына. Она оставила мужа (отчима Николая), дом, хорошо оплачиваемую работу, — словом, всё, что было ей дорого. Она выбрала сына и его будущее. Николай с благодарностью и восхищением вспоминал о настоящем подвиге своей мамы:
— Ради меня она, как женщина, себя сознательно похоронила. Она под мои ноги подложила всю себя и всё, что у нее было. Абсолютно. Всё, что она делала с момента моего появления на свет, она делала только для меня.
Многое пришлось пройти и самому Николаю. Его дразнили «чучмеком из аула», провоцировали на потасовки и конфликты. Родители учеников были недовольны тем, что с их детьми учится некий Цискаридзе. Одаренный грузинский мальчик несколько раз был на грани отчисления, но школа не могла потерять такой талант.
Кажется, что Цискаридзе родился под счастливой звездой. Он учился у лучших и работал с лучшими. Юрий Григорович, выдающийся балетмейстер, хореограф-постановщик балета «Щелкунчик», принимал Николая в труппу Большого театра. «Грузину пять и взять в театр», — так сказал выдающийся деятель искусства про Цискаридзе. Сама Галина Уланова учила молодого артиста. Ему соглашаются дать интервью те, кто неразговорчив с профессиональными журналистами (например, актриса Алиса Фрейндлих). Артист балета был знаком даже с легендарной актрисой Одри Хепберн. Правда, как выразился, через одно рукопожатие. Дело в том, что Цискаридзе посчастливилось поработать с модельером Юбером Живанши, который много лет дружил с «голливудской принцессой».
— Я сам делаю свою жизнь счастливой. Я не общаюсь с теми людьми, которые мне не нравятся, я никогда не смотрю спектакли, которые мне не доставят радости. Я не буду слушать музыку, которая мне не доставляет удовольствия. И я счастлив. Потому что я сам вокруг себя выстраиваю пространство, которое мне доставляет удовольствие, — говорит народный артист России.
Счастье — вещь относительная. Можно научиться быть счастливым — я в этом уверен!
Николай Цискаридзе не только экс-премьер Большого театра, ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, но и обладатель трех дипломов о высшем образовании. На недавней пресс-конференции в ТАСС артист признался, что был бы не против получить еще диплом психолога.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU. Сейчас там проходит розыгрыш iPhone 16, «Яндекс Станции» и подарочных сертификатов среди подписчиков.