MSK1
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Москве

Погода+6°

пасмурно, дождь

ощущается как +4

2 м/c,

с-в.

741мм 91%
Подробнее
USD 94,09
EUR 100,53
Образование «Насилием подростка не испугаешь»: адепт альтернативного образования рассказал, как в России учат детей вне школы

«Насилием подростка не испугаешь»: адепт альтернативного образования рассказал, как в России учат детей вне школы

Какие есть плюсы и минусы у неклассической системы обучения

При альтернативном образовании атмосферу вокруг детей делают непохожей на ту, что в классической школе

Одни школьники 1 сентября пойдут в классическую школу. Другие тоже отправятся на учебу, но не совсем обычную, а альтернативную. Что это такое? В чем кроется проблема российских учебных заведений и какой должна быть школа будущего? Мы узнали у адепта альтернативного образования в России Алексея Семёнычева.

Алексей Семёнычев — отец троих детей, практик семейного образования. Он также является президентом Ассоциации развития семейного образования, автором проекта «Альтернативное образование в России», ведущим семинаров по семейному образованию, спикером, организатором ежегодной конференции «Альтернативное образование в России».

О плюсах и минусах российской системы образования


Какой должна быть хорошая современная школа в России?

— Важно понимать, российская школа разительно отличается от нашего представления о ней. Говорить о том, что везде всё плохо, нельзя. Школа меняется. Александр Тубельский заметил одну интересную вещь: есть школы, в которых нет компьютеров. Они находятся не в современных и модных помещениях. В целом там мало чего есть хорошего — вокруг одни неудобства. Несмотря внешнюю и внутреннюю безобразность и бедность подобных учреждений, оттуда выпускаются хорошие ученики. Дети туда бегут с удовольствием. А есть красивые школы, где несколько компьютерных классов, современных сенсорных досок, но дети в ней несчастны. Они не хотят в нее идти, поэтому учеба начинает быть похожей на 11 лет каторги или тюрьмы.

Каким образом атмосфера в школе влияет на восприятие ребенка?

— Атмосфера в школе становится основополагающей составляющей любого учебного процесса. Именно она является фундаментом, на котором строится всё. Условно, если вашего ребенка будут буллить, то о каком комфортном восприятии химии, физики и остальных предметов может идти речь? Ранее мы говорили о «счастливых» и «несчастных» школах. Атмосферу в школе невозможно измерить количеством компьютеров и даже зарплат работников. Она измеряется качеством учителей и их отношением друг с другом и с учениками. Например, очень важно, чтобы каждый чувствовал себя на равных, ощущал необходимой частью как учебного, так и социального процесса.

«Может быть такое, что школа в ужасном состоянии, а ученики ходят в нее с удовольствием, потому что учителя нормальные»

Они здороваются, решают вместе проблемы, пытаются прислушиваться, спрашивают: «Как дела?», интересуются жизнью. Так меняется манера говорить, ведь в каждое слово вкладывается личная эмоция, благодаря которой чувствуешь сопричастность. Если мы можем говорить, что более-менее благоприятная атмосфера устанавливается в школах, где хорошо развиты именно родительские отношения между преподавателями и обучающимися. Это места, где люди понимают друг друга. Конечно, подобное человеческое отношение можно заметить не только в городах-миллионниках, но и в поселках, да даже в деревнях. Сейчас очень много неординарных детей, которые точно не вписываются в рамки общеобразовательной школы. Они будут чувствовать себя комфортно только либо на семейном обучении, либо в специальных школах.

Буллинг — это агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого.

Кто одновременно является важной частью российской школы и ее проблемой?

— Самая главная проблема, которую я сейчас увидел в школах, — наши учителя. Это обусловлено очень простой вещью. Человек, когда приходит в профессию, работает в ней до старости. Статистика доказывает, что очень малый процент учителей меняет профессию и уходит, например, в репетиторство. Смена кадров происходит категорически медленно. Более того, в наших школах царит невероятно консервативная среда. Меня, конечно, радует, что работать приходят молодые ребята: мальчики, что важно, и девочки. Тем не менее среди учителей разного возраста есть те, кто всё-таки начинает смотреть на школу иначе.

«Более того — от того, какая политика в государстве, зависит и то, что происходит в классе, школе, институте»

В России традиционно очень репрессивная система педагогики. Она в принципе такая с XVIII века, когда и возникла. В Европе ситуация примерно такая же. Да, там может быть множество политических течений, но в школе всё будет достаточно консервативно. Система очень медленно меняется из-за того, что пытается дать каждому всеобщее образование. Именно поэтому надо человеку давать больше свободы. Когда у него появляется больше шансов, больше возможностей, больше желания жить.

«Они начинают видеть в ученике человека»

47% россиян работают не по специальности, а 60% выпускников вузов разочаровываются в выбранной профессии. Кто в этом виноват?

— Это проблема не школы, хотя ее вина в этом явлении тоже есть. Она закладывает чувство вины за это. Более того, общество и непрописанные правила в нем не позволяют просто взять и сменить непонравившуюся специальность. Многие люди думают, что потратили столько времени на бесполезную профессию, поэтому неустанно винят себя. Сейчас ситуация постепенно меняется, так как срок жизни человека увеличивается, как и активный период. Каждому хочется прожить дольше и интереснее. Исходя из этого, сейчас человек в 60–70 лет может спокойно начать новую жизнь.

«Смена профессии — это естественный процесс. Просто чувство вины насаждается с самого детства»

Например, зачастую от родителей можно услышать: «Как же так, пошел в институт и не окончил. Я так на тебя понадеялась. Ты вот в школе учился, сдавал ЕГЭ, а вместо того, чтобы пойти на физмат, пошел на филолога». Например, в Америке система образования поняла, что у людей в молодости интересы меняются, поэтому на некоторых программах есть возможность перевода из технического вуза в гуманитарный или их совмещение.

О школе будущего и альтернативном образовании


Что такое школа нового поколения?

— Это место, где люди действительно умеют слышать и слушать ученика, понимают, как с ним работать. Кроме того, учителя сами не забывают о самосовершенствовании. Условно говоря, то пространство, где происходят постоянные изменения от самого школьника до его педагога, который открыт всему новому, не боится бросать себе вызов, оказаться неправым и признать свои ошибки. В современных условиях подобная концепция становится еще более невыполнимой. Мир не стоит на месте, а становится шире и изменяется. Ученики получают информацию не только из книжек, слов педагога, которому раньше они беспрекословно верили, но и из интернета, где любую информацию можно подтвердить или опровергнуть. Именно поэтому момент создания новой школы — процесс всегда очень сложный и многообразный.

«Мир не стоит на месте, а становится шире и изменяется»


В чем заключается концепция альтернативного образования? Что это такое?

— Прежде всего альтернативность заключается в противопоставлении классической школе. В одном случае у нас существует программа и учитель, который ее вещает. В другом есть ученик со своими интересами, а программа уже подстраивается под них. Скорее, альтернатива сочетает образовательные основы и увлечения школьника. Второй ключевой составляющей является эмоция. Ее значимость выросла колоссально. Проще говоря, человек должен учиться с удовольствием от того, что он делает, — от учебы непосредственно. Он должен идти в школу вприпрыжку и с радостью. В этом случае мы говорим о том, что степень запугивания ученика в школе должна быть снижена. Практически всё образование держится на страхе и со стороны обучающегося, и со стороны педагогов. В какой-то степени это является традицией не русской, а международной. Отмечу важность метапредметности.

«Наиболее яркий пример можно увидеть в финской системе образования, где физика соединяется с литературой, биология — с историей»

Кроме того, в будущем школа должна потерять границы. В самом прямом смысле этого слова. То есть она из бункера с охранниками на входе должна превратиться в заведение, которое ездит по разным местам, начиная от выставок и заканчивая путешествиями, открыто к сотрудничеству, международному обмену.

Альтернативное образование — это практически любой способ получения знаний, который не вписывается в рамки традиционной школы.

Как сделать так, чтобы школа стала местом, которое похоже на дом?

— Во многих образовательных учреждениях, в том числе и государственных, есть такое понятие, как общее пространство — коворкинг. Благодаря ему коридоры превращаются не в место, где можно домашку списать, а точкой притяжения для общения и встреч. Там лежат книжки, там можно проводить время, там можно посидеть с друзьями из других классов. Исходя из этого явления, возникает вневозрастное общение — когда вам интересен не возраст человека, а его увлечения. Именно это помогает стереть границы.

Коворкинг-зона в школе — специальное пространство в учебном заведении, предназначенное для обучения, общения, обмена опытом, проведения мастер-классов и отдыха.

Какой, на ваш взгляд, представляется сегодняшняя реализация альтернативного образования в России?

— У нас, в отличие от других стран, практически без проблем можно открыть свою школу. Более того, законодательство положительно относится к семейному образованию. В этом плане у нас намного больше свобод, нежели у педагогов в Европе или Америке. В России легко можно открыть свои клубы и центры, где будут реализовываться авторские методики. У нас проблема, скорее, в медленном изменении родителей и их мышления. Система хорошая, а возможностей очень много. Просто многие мамы и папы идут либо по пути наименьшего сопротивления, либо по старинке, как было раньше. Отмечу, что хорошие школы, как правило, частные школы. Конечно, они стоят дороже, в отличие от среднеобразовательных. Не все себе могут их позволить. Я это прекрасно осознаю.

Некоторые преподаватели на уроках литературы на примерах из песен Оксимирона, Монеточки, Нойза МС иллюстрируют культурологические и литературные явления. Что вы об этом думаете? Хороший ли это подход?

— Это очень здорово. Пускай продолжают так делать. Интересно, когда преподаватель понимает ученика, находится с ним на одной волне. Также скажу, что вот это «понимание» лучше, конечно, достигается путем снижения возрастных рамок. К сожалению, наша система этого не позволяет. Чтобы молодому человеку или девушке стать директором, нужно очень много времени. Как минимум около 10 лет преподавания в школе. К тому времени они перестанут быть теми молодыми и задорными ребятами. С одной стороны, хорошо, что у директора столько возможностей и свобод на своем месте. С другой, плохо, так как он боится ими пользоваться. И всё снова стоит на месте и никуда не движется. Люди из образовательной среды на генетическом уровне запуганы. Проведет кто-нибудь внепрограммный урок, скажет не то слово, и завтра уволят. Уволенному учителю найти себе работу в системе крайне тяжело. Именно поэтому мало кто проводит эксперименты. В ближайшее время в России на государственном уровне не будут поддерживать какие-то новые инициативы.

Разговоры об убийствах и сексе

Есть ли какие-то запретные темы в школьной программе? Этично ли обсуждать секс, насилие и прочие темы, например, на уроках литературы?

— Насилием современного подростка не испугаешь. Мой сын, играя в компьютерную игру, за день убивает столько человек, так что «Война и мир» с «Тихим Доном» и рядом не стояли. Обсуждение какой-либо темы не вредит само по себе: ни разговоры о сексе, ни об убийствах. Но прежде всего важно научиться говорить о любви, о взаимопомощи. Расскажите о том, что в принципе убивать плохо. Так во всех книжках Достоевского написано.

Как понять, подходит школа ребенку или нет? Есть ли какие-то практические вещи, на которые можно посмотреть, выбирая школу альтернативного образования?

— Для начала и ученик, и его родитель должны познакомиться с руководством школы, чтобы понять направление и подход директора. Обязательно посмотреть, как проходит урок, как выстраиваются взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса. Стоит также обратить внимание на внутреннее самоощущение ребенка. Это становится понятно с первых минут нахождения в школе. Более того, всё зависит географического расположения места. Ощущение счастья и спокойствия пропадает, если вы каждое утро, подобно Ломоносову, будете выбираться в учебное заведение ради нескольких уроков.

Ранее мы публиковали советы психолога о том, как заставить ребенка учиться и при этом остаться его другом. А еще мы рассказывали, где дешевле собрать рюкзак к школе.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем