В московских детских садах начали закрывать коррекционные группы для детей с особенностями развития. Об этом сообщил MSK1.RU отец одного из воспитанников столичного детского сада.
Мы поговорили с ним о том, что именно произошло, а также спросили психолога, как такое решение может сказаться на состоянии детей.
Особенным детям — обычные группы
Две группы для детей с особенностями развития закрыли в одном из детских садов московского района Вешняки. В них же учились малыши с нарушениями речи — с каждым годом таких детей становилось всё больше.
— Группы закрыли одномоментно, но предпосылки к этому начались еще осенью 2020 года, — рассказал нам отец одного из детей Сергей. — Тогда начались неприкрытые ущемления родителей со стороны руководства школы, к которой относится сад.
В течение полутора лет ситуация находилась в подвешенном состоянии, после чего их закрыли. Родителям просто раздали заявления и потребовали подписать их: то есть юридически этот момент оспорить очень сложно. Как рассказал нам отец ребенка, на родителей оказывали моральное давление, чтобы они поставили свои подписи.
— Сказали, что альтернативы нет, переводите по собственному согласию, группы всё равно закроют. Родители напуганы. Некоторых противников вызывали поодиночке и начинали «грузить». К сожалению, все родители подписали, я даже не успел кому-то что-то объяснить, — вспоминает Сергей.
Родители обращались во все инстанции, просили о помощи депутатов, но так и не получили должного ответа.
— Я им говорю про Ивана, они мне — про болвана. Говорят, что дали ответы, но это просто отписки. Я год бьюсь, чтобы хоть кто-то провел проверку, но до сих пор этого не произошло, — пожаловался мужчина.
По словам Сергея, представители детского сада ссылаются на то, что в учреждении осталось только пять детей с особенностями развития.
— Но на самом деле только сейчас в одном корпусе порядка двадцати таких детей, а по всему комплексу — 94 ребенка, — недоумевает он.
«Как можно говорить, что нецелесообразно сохранять такие группы?»
Больше всего мужчину беспокоит тот факт, что в общеобразовательных группах очень много детей, а особенным малышам нужно много внимания — воспитатели могут просто не справиться.
— Такие дети очень восприимчивы, есть масса раздражающих факторов для них, они часто отвлекаются, они находятся в зоне стресса постоянно. По уровню развития они отстают от своих сверстников, многие даже очень сильно, и, чтобы они спокойно себя чувствовали, нужны такие группы.
«Всё равно есть травля в обычных группах, вне зависимости от возраста. И инвалиды страдают, и обычные дети тоже»
В пресс-службе Департамента образования и науки города Москвы в ответ на запрос MSK1.RU опровергли информацию о закрытии спецгрупп для детей с ограниченными возможностями здоровья.
— По закону обучение детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование), так и в отдельных группах, классах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — заявили в департаменте — Образовательная организация самостоятельна в распределении обучающихся по дошкольным группам и зданиям школы.
Кроме того, в ведомстве добавили, что специальные условия создаются только в том случае, если ребенку дали соответствующее заключение психолого-педагогической комиссии.
— Образовательная деятельность воспитанников с ОВЗ в упомянутой школе осуществляется в соответствии с заключением данной комиссии. Психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей был разработан индивидуальный образовательный маршрут для каждого воспитанника с ОВЗ, который согласован с родителями и законными представителями без замечаний и полностью реализован педагогами и специалистами образовательной организации, — говорится в сообщении пресс-службы.
В департаменте отметили, что не получали обращение от родителей данного учреждения.
— Для оперативного решения спорных вопросов и соблюдения прав обучающихся с особыми образовательными потребностями на получение образования функционирует межведомственная рабочая группа с участием общественных родительских организаций. Обращений в рабочую группу от родителей (законных представителей) воспитанников данной школы не поступало, — рассказали в ведомстве.
К чему это может привести
Для некоторых детей перевод в обычную группу из коррекционной может привести к серьезным последствиям, рассказала MSK1.RU магистр психологических наук, дефектолог Наталья Сытилина.
— Всё зависит от степени развития и особенностей — психофизиологических и психических. Например, для ребенка с аутизмом перевод в обычную группу может стать критичным, — добавила она.
«Чтобы приступить к групповым занятиям, ребенок должен пройти и получить необходимую коррекционную помощь»
По ее мнению, в противном случае ребенка могут начать травить другие дети. Кроме того, из-за нехватки внимания от воспитателя задержка в развитии может усугубиться.
— Вообще, я не говорю, что ребенка, например, с аутизмом нужно изолировать — ни в коем случае. Его нужно интегрировать в общество, предварительно получив коррекционную помощь в малочисленной группе со специалистом. Воспитатели должны иметь дефектологическое образование обязательно, — уточнила психолог.
В случае если это всё-таки произошло, детей из обычной группы нужно грамотно подготовить к общению с особенным ребенком.
— Школьный и дошкольный буллинг очень часто происходит, к нему могут привести проблемы поведенческого характера или коммуникации, — рассказала Сытилина. — Дети не понимают, почему ребенок ведет себя подобным образом, они начинают копировать его поведение, либо буллить за то, что он так себя ведет. Тут парадокс: сначала ребенка нужно подготовить, чтобы перевести в большую группу, интегрировать, иначе возникнут проблемы.
«В дальнейшем ребенок с особенностями может учиться вместе со всеми детьми в большой группе»
По словам психолога, переход в многочисленную группу должен произойти только после пройденной реабилитации.
— Когда ребенку ставят диагноз, то ему прописывают план реабилитации. Только после этого можно его отправить в многочисленную группу. Если нарушения ментальные, то должна быть специальная программа, — объяснила Сытилина. — Должен быть тьютор, программа специальная, психолого-педагогическая комиссия должна прописать маршрут социализации и адаптации обучения в группе.
Ваш ребенок с особенностями развития ходит в обычную группу? Как понять, что что-то пошло не так
Нарушение поведения: вы видите, что ребенок во многом изменился;
отказ от еды или резко изменившиеся пищевые предпочтения;
агрессия в сторону других людей или животных, если ранее она не была свойственна ребенку;
аутоагрессия: ребенок начинает причинять вред самому себе, кусает и царапает себя, бьет.
Ранее мы сообщали о том, что в одном из детских садов подмосковной Балашихи воспитательница избила мальчика с ДЦП. Ребенок вернулся домой с гематомами и ушибами, и его мама забила тревогу. После этого о побоях сообщили другие воспитанники группы. Мы поговорили с психологом о том, как понять, что над ребенком издеваются в садике или школе.
Кроме того, MSK1.RU писал о том, что многодетная мама открыла в Москве кафе, где работают люди с аутизмом. Мы публиковали репортаж с кухни заведения и рассказывали о его удивительных сотрудниках.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».