MSK1
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Москве

Погода+15°

ясная погода, без осадков

ощущается как +14

1 м/c,

с-в.

752мм 42%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Образование «В любом вузе научат одному и тому же»: московский школьник выиграл международную олимпиаду по астрономии и рассказал, почему хочет учиться в России

«В любом вузе научат одному и тому же»: московский школьник выиграл международную олимпиаду по астрономии и рассказал, почему хочет учиться в России

Бонус: блиц от редакции MSK1.RU. А вы что выберете — «Интерстеллар» или «Армагеддон»?

Московский школьник победил в престижной олимпиаде и решил остаться учиться в России, хотя мог и за границу махнуть

Кажется, интересы молодежи сдвинулись в сторону точных наук. Но мы, поколение гуманитариев, экономистов и психологов, продолжаем восхищаться теми, кто уверенно высчитывает высоту Солнца в точке, где фаза затмения была максимальной. Корреспондент MSK1.RU Иван Головченко поговорил с будущим астрометристом Дмитрием Тимофеевым и узнал, что он думает о теориях именитых астрономов и одиноки ли мы во Вселенной.

Дмитрий Тимофеев — простой московский школьник, который на престижной международной олимпиаде, проходившей в образовательном центре «Сириус», стал абсолютным лидером и занял первую строчку рейтинга. Я смог поговорить с ним по телефону и заметил, что 17-летний парень — уверенный в себе собеседник, не делает долгих пауз и для своего возраста высказывает смелые замечания. Его не назовешь «ботаном», помимо наблюдений за небом и программирования парень учится рисовать и играет на гитаре. Дима легко мог бы поступить в любой вуз за границей, но четко определил для себя, что хочет учиться в России и объяснил свой выбор.

— Дмитрий, вы только что вернулись домой со второй Открытой международной астрономической олимпиады. Какие ощущения от победы?

— В целом она мне понравилась, успел немного пообщаться с командами из Белоруссии, Таджикистана. Кроме заданий для нас организовали развлекательные мероприятия: экскурсии, прогулки, которые я сам очень люблю, лекции прикольные, даже встречались с космонавтом Денисом Матвеевым. Победе сначала очень обрадовался, но сейчас, по возвращении, уже спокойнее себя чувствую, впереди вновь учеба, и надо вливаться в повседневную жизнь.

— Что из себя представляет эта олимпиада? Какие задания там были?

— В ней четыре тура — четыре дня. Первый — теоретический, где мы решаем задачи. Например, нам дают параметры для двух звезд: их звездные величины, температуры, координаты, и нужно найти линейное расстояние между ними. То есть нам нужно было по температуре и массе определить светимость звезды, оттуда уже вытащить расстояние, по координатам найти угол направления между звездами и уже тогда вычислить расстояние между ними.

— Я только примерно понял, что дано и как надо найти. А второй тур?

— Дальше был практический тур, который мне был интереснее и понравился больше. В нем надо было анализировать и обрабатывать большие объемы данных. Например, нам дали большую таблицу наблюдений метеоров, где каждая строчка — это время, когда он был зафиксирован, координаты на небе и еще целая куча других параметров, например их орбит. Нужно было по формуле рассчитать вероятность того, насколько каждый метеор принадлежит к конкретному метеорному потоку.

— А следующие туры?

— Это наблюдательный, где мы анализировали, какие звезды мы наблюдаем на представленных снимках, созвездия, туманности, по спектру определить тип наблюдаемого объекта. И четвертый тур — это был блицтест, когда не пишешь решение, а просто ответы надо быстро забить в систему.

— Какое задание для вас было самым сложным?

— В практическом туре одно из заданий, где было дано две видеосимуляции, как тень от затмения движется по Земле, и нужно было исходя из этого посчитать высоту Солнца в точке, где фаза затмения была максимальной.

Команда победителей

— Даже не представляю, как бы я это искал…

— Да, я решил сделать скриншот экрана и вычислил координаты точки.

— Как в целом выступила российская команда?

— Все шесть человек нашей команды получили золотые медали и заняли шесть первых строчек рейтинга на этой олимпиаде. Хорошо выступили. Вторые шесть строчек заняли иранцы.

— Персы же с древних времен астрономией занимаются — заслуженно. В других международных олимпиадах по астрономии успели поучаствовать?

— На одну (IAO) я не попал, но там как-то странно организован отбор, меня не позвали, но я и не расстраиваюсь, она вообще не сильно официальная. А на вторую (IOAA) команду России теперь не зовут. Но мне не сильно обидно. Может быть, было бы обидно, если бы я хотел учиться за границей, а диплом той олимпиады мне бы помог в этом, но я хочу учиться в России. Я не расстраиваюсь.

— Почему именно в России?

— В любом вузе научат одному и тому же: математика и физика во всём мире одинаковы. Я планирую поступать в Государственный астрономический институт имени П. Штернберга при МГУ, чтобы в том числе обзавестись необходимыми профессиональными связями с людьми в астрономии, чтобы определиться с тем, чем я буду заниматься в дальнейшем.

— Участие в олимпиаде и тем более победа в ней дает вам какие-нибудь бонусы?

— Для поступления, например, в вуз достаточно бонусов от всероссийской школьной олимпиады. А если ты участвуешь на международной, то всероссийскую ты уже выиграл. Поэтому, чтобы попасть в профильный вуз, мне хватит и российской.

Среди современных школьников много тех, кто увлекается точными науками

— Как давно вы увлекаетесь астрономией?

— С самого детства. Когда был маленьким, мне родители покупали детские энциклопедии по астрономии с картинками, и я как-то начал интересоваться. Потом, уже в школе в шестом классе, начал ходить на олимпиады. Дальше попал на отборочный этап по России, потом в финал, потом позвали в сборную Москвы по астрономии, где начали учить меня конкретно.

— Как вам удается в Москве наблюдать за звездным небом в телескоп, ведь столица вся в огнях, такая яркая и засвеченная?

— Я делаю это на даче, которая на границе Московской и Тверской областей. Там я и наблюдаю, и делаю снимки. Пока что моя аппаратура не позволяла делать крутые качественные снимки, и в основном хотел просто получить достаточно подробное изображение. Но у меня есть неплохие фото Сатурна, для моего телескопа это хорошо. А недавно я обновил аппаратуру, но еще не успел перевезти ее на дачу.

Туманность М57 «Кольцо». Ее Дима заснял с помощью своего телескопа

— На сегодняшний день, когда уже сделано много открытий, сложно ли астроному-любителю сделать новое важное открытие?

— Что-то принципиально новое открыть достаточно тяжело, потому что серьезные телескопы есть у серьезных организаций, но любители всегда могут снимать что-нибудь одно и запечатлеть что-то новое в уже известных объектах. Например, можно каждую ночь снимать определенный участок неба, и, сравнивая снимки, находить новые астероиды. Так, в 2019 году наш астроном из Крыма открыл первую в истории межзвездную комету, так как обычно кометы вращаются по замкнутой вокруг Солнца орбите. Также можно каждую ночь снимать одну и ту же яркую галактику и, возможно, запечатлеть в ней вспышку сверхновой звезды. И третий вариант — проводить обзоры всего неба через специальные фильтры, чтобы было видно свечение газов. Тут вообще непаханое поле открытий, таких обзоров сделано пока очень мало.

— Несколько лет назад американский астрофизик Константин Батыгин сделал заявление, что по всем его теоретическим выкладкам во внешней области нашей Солнечной системы должна быть еще одна, девятая планета, которую мы до сих пор не видели. Что вы думаете об этом? Это хайп?

— Да, я слышал об этом. До сих пор мы не увидели эту гипотетическую планету, потому что она очень далеко от Солнца и, соответственно, очень тусклая, так как планеты только отражают свет, а не излучают его. В его модель это укладывается, но модели могут быть разные, и в другой модели этот расклад не сработает. А прав он или нет, время покажет.

— Какая основная задача, на ваш взгляд, сегодня стоит перед астрономами?

— Из самых популярных, о чем везде говорят, это понять природу темной материи.

— Вы своей главной задачей в астрономии что видите?

— Я решил для себя так, что сперва послушаю старших коллег, и потом уже решу, на чем сосредоточить свое внимание и время. На данный момент меня привлекают более приземленные темы, чем поиск другой жизни и природы темной материи, — сбор и анализ данных. Очень может быть, что я решу стать астрометристом, который занимается изучением геометрических и кинематических свойств небесных тел.

— Сегодня, когда многие молодые люди сосредоточены на бизнесе, финансовом успехе, видеороликах в соцсетях, астрономия насколько привлекательна для молодых людей?

— Надо понимать, что сделать научный предмет особенно популярным у молодежи непросто. Если кому-то не нравится учиться, так его и не заставишь. И в этом ничего плохого нет, это молодость. Мое окружение делится на тех, кто из астрономии, и тех, кто вне, кого знаю очень давно. И вторым тоже интересно узнавать что-нибудь новое, развиваться, не обязательно в астрономии. Мы делимся наблюдениями друг с другом, например в программировании, математике.

Парень не всё время посвящает учебе, успевает вести активный образ жизни

Теперь блиц от MSK1.RU:

— Земля или Марс?

— Земля, потому что это наш дом, мы здесь живем.

— Сурдин или Зеленый кот?

— Сурдин, потому что он про астрономию, а Зеленый кот больше про космонавтику.

— Нил Деграсс Тайсон или Карл Саган?

— Карл Саган.

— Роскосмос или НАСА?

— Сегодня НАСА.

— «Интерстеллар» или «Армагеддон»?

— «Интерстеллар»! «Армагеддон» не смотрел.

— Куда в космосе вы бы хотели попасть?

— Земля, конечно, лучше, но если попасть, то на Марс.

— Есть ли другая жизнь во Вселенной?

— Судя по тому, что Вселенная такая большая, то с вероятностью 99% — да.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем