Минобрнауки РФ планирует создать под своим руководством научный совет по патриотическому воспитанию в вузах. Как сообщил ТАСС, об этом рассказала режиссер-документалист и руководитель культурных проектов Комитета семей воинов Отечества Олеся Шигина.
— Проехав по огромному количеству вузов, мы поняли одно: то направление, та нота, которая взята в основе патриотического воспитания, иногда вредит этому воспитанию, а не помогает, — сказала Шигина во время дискуссии «Борьба с патриотическим воспитанием. Сила в правде» на Восточном экономическом форуме.
По ее мнению, сейчас вузам «нужны какие-то новые форматы» для патриотического воспитания.
— Многие педагоги в растерянности, они не понимают, что делать, то есть у них нет определенного языка риторики, — заявила Шигина. — Мы выходим с предложением организовать научный совет.
Заместитель министра науки и высшего образования Ольга Петрова отметила: Минобрнауки готово создать такой совет.
— Сейчас начинаем пересматривать концепты воспитательной деятельности. И возможно, Дальний Восток станет тем отправным пунктом, с которого мы начнем смотреть, как правильнее выстраивать линейку. Конечно, создадим методический совет, — пояснила Петрова.
«Вузы должны давать знания»
Аспирантка МГУ Галина (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред.) полагает, что сама риторика предложения «уже вызывает лютый кринж».
— Она [Шигина] думает, что дело в каких-то форматах, методиках и так далее и что создание очередной бесполезной структуры решит «проблему». А по факту просто студентам и преподавателям, за редким исключением, это **** не сдалось, — рассказала MSK1.RU девушка. — Люди приходят в вузы, чтобы учиться на врачей, экономистов, физиков или кого угодно еще, а не чтобы их — взрослых самодостаточных людей — «воспитывали».
У любой инициативы, посвященной «патриотическому воспитанию», добавила Галина, «всегда есть два варианта». Новая, на ее взгляд, не исключение.
— Либо будут осваивать бюджеты, делать никому не нужные мероприятия на ноль человек и периодически сетовать, что-де студенты не хотят воспитываться, — говорит девушка. — Либо внедрять части деятельности на уровне обязаловки, как «Разговоры о важном» в школах или историю российской государственности в универах (в 2023 году в вузах появился курс «Основы российской государственности». — Прим. ред.). Надеюсь, что произойдет первый случай с попилом бабла, потому что второй, конечно, гораздо вреднее.
Студентка РГГУ, пожелавшая остаться анонимной, сказала MSK1.RU, что считает планы Минобрнауки «полным бредом»:
— Вузы должны давать знания, а не навязывать патриотизм.
По мнению девушки, «невозможно заставить любить страну», когда в ней «нарушаются права людей», а из университетов «увольняют лучших преподавателей».
— Когда мне говорят: «Посмотри, сколько всего было в России», я хочу спросить: «А что сейчас мы имеем? Чем можем гордиться в наше время, если забыть об истории?», — рассказала студентка.
Она уверена: вузы должны вкладывать больше финансов и времени в образование, чтобы «Россию можно было любить без лишних слов и обращения к истории».
— Я считаю, что ее важно изучать, чтобы не совершать ошибок прошлого и понимать историко-культурные процессы, — пояснила студентка. — Но чтобы гордиться страной, важно видеть, что она прекрасна здесь и сейчас.
«Педагогика не столько наука, сколько искусство»
Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке Олег Смолин считает: эффективность научного совета по патриотическому воспитанию зависит от того, чем и как он будет заниматься.
— Напомню, например, что, когда представили первую версию курса «Основы российской государственности», нам рассказали: в его подготовке приняли участие 3 тысячи преподавателей высшей школы, — говорит депутат. — Я в ответ заметил, что, наверное, поэтому он напоминает известное письмо из «Трое из Простоквашино», которое начинается со слов «живу хорошо», а заканчивается так: «То лапы ломит, то хвост отваливается». Каждый из ученых пытался вписать в курс что-то свое — получилась эклектика. И среди ценностей в нем даже не было свободы, справедливости и прав человека. В этом смысле указ президента о духовно-нравственных ценностях, который явно писали не 3 тысячи человек, выглядит значительно лучше.
Но самое главное, подчеркнул Смолин, — кто будет воплощать идеи патриотического воспитания.
— Хочу напомнить позицию Константина Ушинского (один из основоположников отечественной педагогики. — Прим. ред.): педагогика не столько наука, сколько искусство. В этом смысле он шел за Иммануилом Кантом, который заявлял, что «два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать». Так вот эффективность совета будет зависеть от того, насколько вузовские преподаватели способны реализовать даже самые правильные идеи, от того, будет ли воспитание живым, антибюрократическим или мертвым, то есть для галочки, количества мероприятий и отчетов. Поживем — увидим, — отметил депутат.
В Минобрнауки ответили MSK1.RU, что не прорабатывали инициативу по созданию совета. Министерство также сообщило: оно уже создало центры духовно-нравственного воспитания на базе Псковского и Севастопольского государственных университетов.
Ранее мы рассказали о «флешмобе» российских студентов, которые публично критикуют свои вузы на вручении дипломов, и скандалах приемной кампании Сеченовского университета.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте»