Логопед-дефектолог Надежда уже 12 лет работает с детьми и решает самые разные задачи: от постановки звуков до компенсации сложнейших нарушений. Логопед — один из первых учителей, педагогов и наставников, который появляется в жизни ребенка. Надежда очень любит свою работу, но в последнее время она всё чаще сталкивается с равнодушным отношением родителей к развитию своих отпрысков. Публикуем колонку Надежды о том, что родители делают неправильно в процессе воспитания детей.
Логопед занимается выявлением нарушений в речевом развитии детей и их исправлением. Логопеды помогают с запуском речи у неговорящих детей, корректированием проблем с произношением. Также логопеды работают с памятью, всесторонним развитием ребенка и легкими нарушениями. Дефектолог работает над различными нарушениями, связанными с речью и общим развитием ребенка или взрослого. Логопед-дефектолог, в отличие от логопеда, имеет более глубокие познания и может работать с более серьезными нарушениями.
Что родители делают неправильно
12 лет назад я получила высшее образование по специальности «учитель-логопед». После нескольких лет работы, уже понимая, чего не хватает, чтобы помочь большему количеству детей, я прошла переквалификацию по направлению «дефектология». По этой же причине я сейчас обучаюсь нейропсихологии. Уверена, это поможет мне стать эффективней в своей работе и помочь большему количеству семей с детьми, имеющими те или иные проблемы.
При этом мне уже сейчас хочется сказать родителям: «Остановитесь!» Я вижу динамику, и с каждым годом всё больше боюсь, что папы и мамы начнут забывать про своих детей.
«Если родители не начнут обращать внимание на своих детей, то мне придется учиться психиатрии, чтобы лечить не детей, а мам и пап»
Сейчас все так быстро живут: спешат на работу, с работы, забрать ребенка из детского сада, а потом быстро-быстро отдохнуть. И родители с таким темпом жизни начинают уделять недостаточно сил и времени раннему развитию детей. Они не видят в этом смысла. Или не видят детей вовсе.
Многие родители думают, что, раз малыш еще маленький, то ему еще рано общаться с мамой и папой, что ему сложно. И да, и нет. Это необходимо. Для вас, казалось бы, мимолетно пролетело четыре сезона, но для ребенка прошел целый год. А до пяти-семи лет последний год ребенка — и есть вся его жизнь, то, что он помнит и осознает. Возможно, он пропустил жизнь, смотря мультики на мамином телефоне.
Почему детей сложно оторвать от мультиков
Смотря мультики, они реализуют свою потребность впитывать информацию. Телефон в этот момент может дать им больше информации, чем вечно занятые родители. У них есть потребность, и в какой-то момент гаджеты становятся для ребенка самыми доступными.
«Дети реально боятся что-то пропустить, пусть даже в мультике, потому что подсознательно понимают, что им нужно обучаться, развиваться»
Они хотят стать лучше — это инстинкт самосохранения. Но они не понимают, что с мультиками это будет слишком однобоко и неполноценно. А почему этого не понимают родители?
Почему приходится обращаться к специалистам
И вот наступает момент, когда родители с ребенком уже стоят у двери логопеда — возможно, даже у моей двери. И у них возникает вопрос: почему у таких идеальных и успешных родителей неидеальный ребенок? Этот вопрос задают мне, потому что боятся задать себе. На самом деле всё просто: детям не хватает базы, фундамента, который они должны были доработать раньше и на котором они должны строить свои навыки и знания. А когда фундамента нет, что бы ни строили, всё рушится.
С каждым годом нарушения в развитии будут усугубляться в геометрической прогрессии, потому что нагрузка и требования к ребенку с каждым днем растут, а базы, которая всё это выдержала бы, у ребенка по-прежнему нет.
В какой-то момент выяснится, что одного специалиста с логопедическим образованием уже не хватит, чтобы всесторонне скомпенсировать вашего ребенка. Всё чаще приходят дети с сочетающимися нарушениями: врожденными и приобретенными. А логопед сидит и разбирается, что же произошло первоначально, чтобы понять, почему у ребенка такое количество неспецифических нарушений. Это требует времени и обращения к целому ряду специалистов.
Педагоги, работающие с такими маленькими детьми, в отличие от учителей в школе, не имеют четко слаженного учебного плана — системы, по которой они могли бы работать. У каждого малыша нарушения индивидуальные и требуют индивидуального подхода, который специалисты вынуждены прощупывать на ходу, для того чтобы вернуть детей в «норму».
Что делать, чтобы ребенок быстро рос и был всесторонне развитым
На самом деле, ситуация может быть не такая плачевная, как многие себе представляют. При определенных несложных действиях возможно избежать многих нарушений, упростить знакомство ребенка с логопедом и даже скомпенсировать последствия неблагоприятных факторов во время родов или тяжелых осложнений после болезни.
Методы, которые могут помочь избежать обращения к специалистам:
контроль режима дня ребенка;
достаточная двигательная и эмоциональная активность малыша;
активная обратная связь с ребенком;
правильное и своевременное питание.
Артикуляционный аппарат — система органов, включающая гортань, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы, губы, носоглотку и другие органы, участвующие в воспроизведении звуков в речи.
Как кормить ребенка
Следует вовремя ввести в питание твердую пищу или пищу кусочками. Пусть ребенок жует, перетирает, откусывает.
Зачастую в 7–8 месяцев малыш имеет достаточно зубов, чтобы закреплять навыки кусания, глотания и в дальнейшем жевания. Возможно, процесс приема пищи будет проходить дольше и менее эстетично, но это только на первых порах.
Родители часто упрощают себе жизнь, выбирая каши и другую пюреобразную пищу. Они кормят ей детей вплоть до 3 и более лет, чем, на самом деле, усложняют развитие ребенка в последующие годы. Это еще мы не говорим о возможных проблемах с самими зубами, прикусом и системой пищеварения.
Культурой питания родители могут не только подготовить мышцы рта для речи, но и заложить правильное формировать зубов, челюсти и нёба. От мамы с папой потребуется только чуть больше терпения при кормлении. А жевать, тренируя свой артикуляционный аппарат, будет сам ребенок.
Активная обратная связь с ребенком
Приведу пример отсутствия самой возможности обратной связи с ребенком. Вероятно, кто-то увидит в примере себя. Приходят на диагностику с трехлетним малышом в коляске и с пустышкой в зубах и спрашивают, почему малыш не говорит. Единственный вопрос, который возникает к этим родителям: а вы пробовали освободить его рот от соски?
Речь — это эмоциональная реакция, которой ребенок готов поделиться с миром. Ну а родители часто в любой непонятной ситуации дают малышу пустышку. Ребенок, даже если захочет, ничего не сможет передать вербально. Речи у него еще нет, да и не разовьется она нормально, если рот постоянно будет чем-то закрыт. У ребенка должна быть возможность тренировки речевого аппарата, включая артикуляционный, для этого ему нужна возможность агукать, кричать, пытаться подражать услышанным звукам и словам.
Артикуляционный аппарат
Очень важно, чтобы была и обратная связь от родителей. Спустя 5–7, часто и 10 лет многие из родителей привыкают одергивать детей, сказавших что-то не так. Но что же мешало этим же родителям уделить внимание чуть раньше, когда ребенок, повторяя случайные слова, ищет своими глазками реакцию родителей, но не получает ее? Ни одобрения, ни коррекции, ни-че-го. Только соска. А это, как сейчас принято говорить, демотивирует ребенка.
Раньше нарушения в развитии, связанные с потребностью ребенка в обратной связи, рассматривали на примерах с глухонемыми родителями. Сейчас аналогичные примеры видны повсеместно.
Не будьте глухи к своим детям и вспомните, что именно обратная связь воспринимается детьми как проявление родительской любви. И по этой же причине ни один воспитатель или педагог не может дать достаточной обратной связи каждому ребенку, даже в коррекционных сокращенных группах, потому что детей там минимум 15, а из 12-часовой смены на одного ребенка приходится не больше 45 минут в день. Специалисты используют их по полной, но этого мало.
Поэтому главная роль в развитии ребенка достается семье и родителям. Только с вами, с родителями, специалисты смогут помочь вашему ребенку стать лучше. Поддерживайте с ребенком голосовой, зрительный, тактильный контакт, окрасьте его мимикой и жестами. Это облегчит малышу понимание правильности того, что он делает, упростит самокоррекцию в случае ошибок и сделает его счастливее.
Гулять и рисовать?
Двигательная активность ребенка, а именно: прогулки и продуктивная деятельность (лепка, рисование и активные игры), полностью зависит от родителей.
Первые три года жизни — это время наивысшей активности мозга и самого быстрого его развития.
«За какие-то месяцы ребенку нужно догнать в своем развитии всё человечество, на которое само человечество потратило тысячи лет»
К трем годам объем мозга ребенка уже составляет 80% от объема мозга взрослого человека. Но это не значит, что его нужно посадить и пичкать знаниями с пеленок. Ребенку некогда сидеть у маминой юбки, ему нужно всё успеть: побегать, поразглядывать картинки, поперебирать и поразбрасывать игрушки, покричать и попеть. Это всё нужно для гармоничного развития. Также ему необходима среда с разными двигательными возможностями, насыщенная впечатлениями, положительными и не очень эмоциями, а также с обратной связью от родителей.
А у нас так получается, что с раннего возраста родители приучают малыша к гаджетам, к мультикам или, что ещё хуже, играм на них. Это даже имеет свое название — гаджетомания. Ко мне приходят дети, которым нет и двух лет, но они уже не реагируют на мамины просьбы, не выполняют инструкции специалиста, но, как только они видят на горизонте телефон, точно знают, что с ним делать. Они с легкостью открывают браузер и ищут цветные картинки или заходят в ютьюб в поисках мультиков.
Из этого есть всего один выход: осознанно относится к воспитанию. Когда вы в очередной раз даете ребенку телефон, вы должны понимать, что не просто замедляете его развитие, а ставите его на паузу. Относитесь к этому именно так, это поможет осознать глубину проблемы.
Еще одна проблема игр в гаджетах — это их малоподвижность. Для детей очень важно развивать и общую моторику, и отдельно прорабатывать мелкую моторику рук. И вопрос не только в развитии подвижности у детей, а в том, что в этом участвуют многие отделы головного мозга, и активная физическая деятельность с самого раннего возраста будет закладывать ту самую базу, фундамент для дальнейшего развития.
Чуть опуская накал, скажу, что мультфильмы и компьютерные игры используемые не как замена воспитания и развития ребенка, а как отдельные, дозированные, правильно применяемые педагогические инструменты, особенно в наше время, допустимы и важны.
Попробуйте включить ребенку мультик, но после этого не уйти по своим делам, а вместе с ним попеть, похлопать, попробовать подражать героям, посмеяться, повторить какие-то сценки, собрав «декорации» из кубиков или конструктора с похожими игрушками. Попробуйте нарисовать персонажей и дайте ребенку раскрасить.
Так гаджеты и мультфильмы станут не только средством поощрения или успокоения ребенка, а еще одним элементом вашей связи. И да, в исключительных жизненных ситуациях, когда родители не могут уделить ребенку должного внимания, прибегать к помощи гаджетов допустимо. Они сузят восприятие ребенка, чего обычно нужно избегать, но в ряде ситуаций это поможет сохранить его душевное спокойствие, создав знакомую среду. Но речь именно об исключительных ситуациях вне дома и привычной среды.
Контроль режима дня ребенка
Всё, что за целый день ребенок успел познать, он должен обработать. Одновременно с этим нужно набраться сил для новых побед. Всё это происходит только во время сна. Мозгу ребенка, да и взрослому тоже, нужны частые паузы для отдыха, обработки и классификации информации.
Так как мозг в раннем возрасте развивается очень быстро, все эти периоды активности и отдыха необходимо контролировать. Очень важно создать комфортный и своевременный отдых в затемненной тихой комнате. Это, конечно, очень мило, когда ребенок засыпает в тарелке, в куче игрушек или с телефоном в руках, но это говорит о том, что вы уже упустили момент, ребенок переутомился и его мозг сам включил защитную функцию сна. Недостаток сна, а также несоблюдение режима могут стать причиной нарушения циркадного ритма, что часто вызывает нарушения в гормональной системе, следствием чего становятся длинные списки неврологических расстройств, включая поведенческие расстройства, проблемы с вниманием и концентрацией, аппетитом, да и с общим физическим развитием ребенка.
«Ваш ребенок ждет и ищет вашего внимания. У вас есть родители, супруги, друзья, коллеги. А у ребенка только вы»
Детский мозг гибок и способен на многое, но не следует тянуть с обращением к специалистам в надежде, что ребенок выправится сам. В 4 года нужно обязательно пройти хотя бы диагностику, чтобы убедиться, что всё хорошо и вы молодцы, или же вовремя заметить нарушения и начать с ними работать.
Как мать троих детей, я понимаю, что всё это непросто. Но как широко практикующий специалист я прошу вас задуматься.
«Сможет ли ваша работа, карьера, бизнес развиваться так же быстро, как того потребует скорость роста проблем в развитии ваших детей?»
Недавно мы рассказывали, с кем сталкиваются особенные дети в детском саду, когда их переводят в группу к остальным. Также MSK1.RU писал о том, как понять, что над ребенком издеваются в школе или в саду.
Согласны с автором?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».