В этом году правительство Москвы задалось целью интегрировать речные пассажирские теплоходы в общую транспортную систему города. Для этого был подписан ряд указов и причалы были переданы в управление ЦОДД. Был создан единый государственный сайт по продаже билетов, и на одном из речных вокзалов даже стало возможно оплатить проезд картой «Тройка».
Однако в первые же теплые выходные на Москве-реке случился коллапс: пассажиры стояли в огромных очередях у причалов, к которым подходили переполненные теплоходы. MSK1.RU попытался разобраться, что изменила речная реформа и почему сейчас — чтобы покататься по Москве-реке — нужно покупать билеты за неделю.
Речная реформа на бумаге
В начале судоходного сезона 2022 года все причалы на Москве-реке были переданы в оперативное управление Центра организации дорожного движения. 18 апреля мэром Москвы был подписан приказ, устанавливающий правила и расписание пассажирских перевозок по реке.
Согласно этому приказу, теплоходы в Москве должны двигаться только по утвержденным мэрией маршрутам и расписаниям — 8 линий с интервалом в 15 минут. Билеты следует продавать через единую информационную систему, интегрированную с билетной системой «Московского транспорта».
Инициатива сделать возможной оплату билетов на речные теплоходы по карте «Тройка» ограничилась пока Северным речным вокзалом, где в кассе действительно можно расплатиться транспортной картой. На других причалах билеты можно приобрести в кассе либо на специально созданном сайте sudasuda.ru.
Реформа речного транспорта была призвана облегчить москвичам передвижение по городу не только в развлекательных целях. В перспективе планировалось сделать речные теплоходы частью транспортной системы, как автобусы или метро, чтобы жители столицы могли добираться по реке на работу или по делам.
Суда уходят
До того как за речной транспорт взялись столичные власти, от причала «Китай-город» отправлялись теплоходы четырех маршрутов: два круговых до Воробьевых гор, до Киевского вокзала и причала «Международная выставка». Теперь же доступны только два: до Воробьевых гор и Киевского вокзала.
Многие судовладельцы в этом году приняли решение перенести свой бизнес в другие города. Теплоходы, раньше курсировавшие по Москве-реке, теперь можно встретить в Санкт-Петербурге, Уфе, Казани и других городах. Некоторые из них катают туристов, другие — сдаются в аренду для корпоративов. Еще около 10 судов просто не вышли в навигацию.
Из-за этого придерживаться расписания, заявленного Департаментом транспорта Москвы, оказалось невозможно. На маршрутах просто не хватает теплоходов.
Купить билеты теперь сложнее
Раньше судовладельцы продавали билеты на свои маршруты в основном напрямую на собственных сайтах либо через агрегаторы. Билеты были с открытой датой и позволяли совершить прогулку в любой удобный день и время в период всей навигации. Теперь же на официальном сайте sudasuda.ru билет можно купить только на определенный теплоход на точную дату и время.
При этом стоимость электронных билетов выросла. Так, отправиться на речную прогулку по маршруту «Северный» можно за 790 рублей, если покупать билет на сайте судовладельца — судоходной компании «Теплоход», в то время как на сайте сервиса sudasuda.ru билеты стоят 1000 рублей.
При этом на всех причалах висят информационные таблички с призывом покупать билеты именно на sudasuda.ru. Такой настойчивый маркетинг вводит в заблуждение, пассажиры могут подумать, что билеты, купленные на сайтах судовладельцев, не будут действительны.
«Эффект Выхино»
Отсутствие в столичной навигации почти двух десятков теплоходов и неразбериха с билетами не сказывались на работе речного транспорта до начала летнего сезона. Однако в первый же теплый выходной, 4 июня, на Москве-реке случился транспортный коллапс.
Москвич Павел Миронов был свидетелем столпотворения на причалах. Позже он написал статью о проблемах речного транспорта в группе во «ВКонтакте» «Московский транспорт — мониторинг новостей».
— Количество теплоходов осталось прежним, а количество пассажиров увеличилось в несколько раз, — рассказал Павел. — Первые рейсы теплоходов почти полностью заполнялись на начальных причалах «Новоспасский мост», «Китай-город», «Киевский вокзал», и вызывая «эффект Выхино» на других промежуточных причалах.
«На причале "Китай-город" в пик очередь составляла более 200 человек. Многие желающие так и не смогли совершить прогулку по реке»
В середине дня были остановлены продажи электронных билетов на центральные маршруты, а вечером на них была установлена «заградительная» цена 790 рублей, сохраняющаяся до сих пор.
Что говорят судовладельцы
Чтобы узнать, как ситуацию видят судовладельцы, корреспондент MSK1.RU обратился в судоходную компанию «Теплоход». Это один из крупнейших отечественных судовладельцев, флот которого насчитывает более 100 теплоходов.
Менеджер компании ответила, что сейчас действительно стало сложнее попасть на речную прогулку.
— На сайте можете заметить, что билетов на ближайшие выходные нет ни на один из маршрутов, — сообщила менеджер. — Мы советуем нашим клиентам планировать речную прогулку заранее, как минимум за несколько дней.
Разницу в цене билетов у судовладельца и на государственном сайте представитель компании «Теплоход» объяснила тем, что их компания еще не перешла на новую ценовую политику.
— Буквально на днях цены поднимутся и у нас. То, что у нас сейчас стоит 790 рублей, обойдется в 1000 на sudasuda.ru. И скоро будет стоить 1000 рублей и у нас. Все из-за резко возросшего спроса.
Уход судов из навигации менеджер «Теплохода» объяснила строгими требованиями к их техническому состоянию и безопасности:
— Какие-то теплоходы просто не прошли проверку и не смогли выйти в навигацию. А те, что теперь в других городах, — это уже решение руководителей судоходных компаний и в целом нормальная практика.
Если раздумываете, как провести жаркие дни в столице, мы собрали все самое интересное в сюжете «Лето в Москве». Читайте, в каких парках можно покататься на лодке, где в столице отдохнуть у воды и позагорать.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».