Жители пяти районов Северного административного округа столицы бьют тревогу — людям стало известно о возможной застройке на Софьи Ковалевской, 1. На месте бывших хозяйственных построек, которые давным-давно принадлежали институту «Висхом» и являются частью бывшего опытного сада, предположительно, собираются построить 3 высотки, одна из которых будет в 56 этажей.
Люди опасаются, что могут остаться без яблоневого сада, парка, где привыкли гулять, а также обмеления и даже исчезновения самих Ангарских прудов. Еще жители окрестных районов недовольны тем, что увеличится и без того высокая плотность населения после появления здесь «человейников», а в детские сады, школы и поликлиники и вовсе будет не попасть, плюс район задохнется в пробках. В ситуации разбирались корреспонденты MSK1.RU.
«Забор, шлагбаум, и всё»
Алексей — один из жителей района и активист, выступающий против возможного строительства многоэтажки. О том, что рядом с парком и прудами может появиться высотка, он узнал из общедомового чата и начал распространять информацию среди знакомых. Затем мужчина встретился с главой управы и попытался уточнить информацию о проекте, которую он видел на сайте «Новостройки777». После встречи Алексей создал телеграм-канал и начал распространять информацию о возможном строительстве третьего ЖК.
— У нас есть «Дмитровский парк» — жилищный комплекс вместо парка. Потом у нас вместо промзоны выстроили здоровый ЖК «Летний сад». Сейчас в районе большая социальная проблема — школ, садиков, поликлиник не хватает. Группа в телеграм сейчас уже насчитывает больше 1800 человек, — рассказал Алексей. — Мы пишем обращения вообще везде куда можно, и их сейчас, наверное, уже штук 500 индивидуальных. Уже и в мэрию писали, и в Министерство природопользования, и в префектуру, и в управу. Сейчас уже в инициативной группе очень много юристов, потому что мы пятью районами объединились.
Сейчас жители районов Левобережный, Восточное Дегунино, Бескудниково, Западное Дегунино и Дмитровского объявили массовый сбор подписей. Неравнодушные жители распечатывают листовки и ходят по соседям, а также устраивают встречи на прудах — собирают подписи и любуются цветущими яблонями. Они подчеркивают, что парк «Ангарские пруды» — единственная зеленая зона в этих районах.
— Я, можно сказать, выросла в этом парке. Там ценные сорта яблонь редких, селекционных пород. Поэтому для нас это очень важно. Это зона отдыха для многих районов, а Ангарские пруды — одно из первых мест, где началась программа правительства Москвы по реконструкции прудов. Сюда приезжал Сергей Собянин, смотрел, контролировал. Туда и денег тоже вложено, — жительнице Дегунино Ирине сложно совладать с эмоциями, когда речь заходит о том, что зеленая зона может исчезнуть.
— Я тут живу с детства и помню, что яблоневый сад был закрытой зоной, и там был такой красивый парк. Сейчас это единственная жемчужина нашего района, сюда очень много народу ходит, на пруду много уток. Уникальные яблони в этом саду растут, тут очень живописно. И не исключено, если случайно это станет частью чьей-то придомовой территории. У нас же всё быстро и очень просто: забор, шлагбаум, и всё, — сокрушается Алексей.
— Мы там гуляем каждый день! Это наша отдушина, и все вместе мы обязательно добьемся отмены такого чудовищного проекта, — рассказала Валентина.
— Перенаселенность нашего района очевидна. Этот парк — отдушина для всех и эстетика нашей жизни. Но сверхприбыли важнее. Пропускная способность магистралей прежняя, школы, сады, поликлиники переполнены. Эти башни к инновации отношения не имеют, а то, что им потребуется прилегающая территория с парковками, детскими площадками, мусорными контейнерами и т. д, что увеличит площадь ЖК значительно, потом заборы и шлагбаумы. И всё это в нашем с вами парке, — возмущается еще одна жительница, Ирина.
«Куда поедут эти машины?»
Обострение социальных проблем — еще один повод для беспокойства жителей САО. Люди говорят, что выезд на Дмитровское шоссе для них стал синонимом транспортного коллапса, и даже появление новых станций метро не решает проблему загруженности.
— За пять лет вырос крупный жилой комплекс. Естественно, народу прибавилось, и стало менее уютно. Помимо того, на месте бывшей промзоны резко вырос огромный квартал. Я думаю, что весь район почувствовал на себе вот такое, скажем так, сильно своеобразное развитие города, когда появляются исключительно жилые комплексы, — сетует старожил района Валерия. — Прибавляется людей и машин, но нет дополнительной инфраструктуры — школ, садов и дорог. Это всё остается в параметрах 1968 года. Сейчас говорят о метраже 130 000 квадратных метров, это от 1000 до 1500 квартир. И жилье явно не простое — не экономкласс. Соответственно, в каждой квартире будет машина, то есть добавится минимум 1500 машин. А парковки в проекте я не увидела. Куда поедут эти машины?
— Большая загруженность и дорог, и районов — мы скоро будем ходить и на ноги друг другу наступать. Здесь были пятиэтажки, которые попали под реновацию, и мы живем на сплошной стройке. Но освобожденная территория не всегда застраивается социальным жильем, а ЖК, где размещается безграничное количество людей. Сейчас если построят высотку, то взгляд будет упираться в стену, потому что уже неба не видно — просто огромный, уходящий в небо дом. А потом весь этот пруд, вся эта территория станет придомовой территорией рабовладельцев. А мы тут будем как рабы? — недовольна Ирина.
«Тень закроет полностью парк»
Помимо того, что тень от высотки закроет жителям пятиэтажек солнце, люди тревожатся еще и о сохранности экосистемы самих Ангарских прудов.
Будет значительно понижен уровень грунтовых вод, пруды начнут мелеть, потому что верховье водораздела уже всё застроено и притока воды практически нет. Сейчас эти пруды частично питаются родниками, но примерно 50 на 50 доливает воды Мосводоканал. Поэтому если будет это строительство, пострадают не только жители, а пруды. И потом какой-нибудь из них, а может быть и два, осушат, а там построят новый комплекс, и так мы останемся вообще без территории, без Ангарских прудов и без парка, если смотреть на перспективу лет 10–15, — пояснила Ирина.
— Мне один из жителей указал: «Валерия, смотрите на вот эту цветную картинку, от деревьев есть тень». А потом показывает, что от небольших строений тоже есть тень, и говорит: «Обратите внимание, на картинке от трех высоток тень не показана. Это дома-призраки такие»? Я говорю, что если сделать расчет тени, то станет понятно, что тень от этих чудес закроет полностью природный комплекс «Ангарские пруды», и тогда всё, хана прудам и парку. И меня это шокировало, — добавляет Валерия.
«Строительство пока не предусмотрено»
Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент MSK1.RU задал вопрос, будут ли строиться три высотки на Софьи Ковалевской, 1, в Мосархитектуру. Там его перенаправили на планировочную мастерскую САО, где никто не поднял трубку. Затем журналисту удалось пообщаться с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, где посоветовали направить официальный запрос. Что мы и сделали, и как только получим на него ответ — сразу же опубликуем.
— В соответствии с генпланом города Москвы, земельные участки по адресу: улица Софьи Ковалевской, владение 1, строение 3 и владение 1, строение 8, это то, что у нас есть касаемо объекта «Ангарские пруды», эти объекты расположены в зоне особо охраняемой природной территории и озелененной территории № 4 района Дмитровский Северного административного округа. <…> В соответствии с правилами пользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением правительства Москвы № 120 от 28 марта 2017 года, земельные участки расположены в границах территориальной зоны охраняемого землепользования. <…> Развитие на вышеуказанных участках пока, на данный момент, не предусмотрено, — ответили в Едином контактном центре Комплекса градостроительной политики города Москвы.
«Что будет с этими яблонями?»
Известно, что разрешение на строительство еще не выдано, точно так же, как в префектуре САО и управе Дмитровского района нет никакой информации. Однако жители считают, что не бывает дыма без огня и рендеры — не просто плод воображения.
— Концепт — это не просто фантазии архитектора, художников, а уже предпроектная подготовка. Потом идет сам проект, потом его утверждают и строят. У нас нет оснований полагать, что дальше визуализации проекта не пойдет. Поэтому мы и начали проявлять активную позицию, ведь парк «Ангарские пруды» важен для нас.
— Я в детстве глядела через забор на эти яблони и думала: «Неужели у меня когда-то появится возможность прогуляться между этими деревьями?» Помню, когда мы учились в седьмом классе, нас повели в этот опытный сад. Нам, детям, дали грабли, лопатки, и мы там что-то пололи, убирали. И я запомнила эту красоту цветущих яблонь, этот восторг и воздух. Я сейчас… — голос Валерии, которая живет в этом районе с рождения, дрогнул. — Вы спросили про эмоциональную реакцию, и она выражается только одним словом — ну сколько можно насиловать район! Я думаю: если появятся высотки, что будет с этими яблонями? И ту красоту, которую я видела в своем детстве, боюсь, следующее поколение уже может не увидеть.
До этого москвичи рассказывали об ужасах в новостройках, куда их переселили по реновации, жаловались на действия управляющих компаний и самоуправство, и что о них думают. Почитайте о том, как в Москве строят новую эстакаду с кучей нарушений.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».