Можно считать, что жителям московского района Нагатинский Затон повезло: рядом с их домами — живописный берег Москвы-реки, зеленый массив. Хорошая экология, благоустроенные зоны отдыха... Но есть однако и то, что беспокоит москвичей, — прямо у береговой полосы ржавеет, отравляя воду, огромная баржа, затонувшая там еще в советские времена.
Поднять ее власти планируют уже не первый год, но пока что с этим справиться не смог ни один подрядчик. Местные жители обратились в редакцию MSK1.RU, чтобы рассказать, что сейчас мешает достать судно с речного дна, а наш корреспондент попыталась разобраться, как можно решить эту проблему.
Откуда баржа?
— Где-то до 2015 года Нагатинский затон был закрыт и огорожен, его никто не видел даже, — начинает свой рассказ Сергей, житель ЖК «Риверпарк», стоящего на берегу залива. — Потом ограждения сняли, открыли доступ к воде, застроили окрестности новыми домами, а территорию, прилегающую к заливу, благоустроили.
«Тогда нам, местным жителям, и открылся вид на огромную ржавую баржу, торчавшую из воды»
Как вскоре выяснили жители, у Нагатинского затона располагался Московский судоремонтный и судостроительный завод, куда регулярно причаливали баржи.
— Сам затон использовался как временное место для причала судов, — объясняет Сергей. — На спутниковых снимках сухогрузная баржа появилась где-то в конце 90-х годов. Она просто стояла, пришвартованная к берегу, длиной где-то метров 60. Одно из предприятий занималось распиливанием и утилизацией старых судов, но, видимо, до этой баржи руки не дошли, так она и осталась стоять. Только надводную часть они срезали, а под водой весь корпус остался.
Промзона в нулевых исчезла, а баржа так и продолжала лежать в воде. Вся электрика осталась в судне, и поэтому в воду Москвы-реки попадает годами не только ржавчина, но и окислившиеся металлы проводки и других элементов.
«Поднять уже пытались»
— Заехав в наш ЖК, мы с соседями начали добиваться, чтобы этот мусор из воды под нашими окнами убрали, — продолжает Сергей. — Узнавали в управе, там нас направили в Мосводосток, где также сказали, что случай не в их компетенции. Писали даже в мэрию, но в итоге дело оказалось в ведении дептранса.
Несколько лет им не могли выделить деньги, в итоге наконец финансирование дептранс получил, и год назад состоялся первый конкурс, где выбрали компанию-подрядчика, чтобы начать подъем баржи.
Работы, по словам Сергея, действительно начались. Подрядчик пригнал по воде кран, которым предполагалось по частям вытаскивать судно.
«Два куска удалось отпилить и поднять, но потом ударил мороз, на затоне встал лед, и технику пришлось эвакуировать с ледоколом»
Таким образом, первая попытка поднять баржу оказалась провальной. Следующая попытка состоялась в конце весны этого года. Тогда тендер снова выиграла та же компания. Но возникла неожиданная проблема: за пару месяцев до этого над Нагатинским затоном начали строить мост, отчего в конце мая проход по воде к барже был уже перекрыт, и техника просто не смогла бы туда попасть. Контракт снова аннулировали.
Местные жители уже почти отчаялись избавиться от баржи, когда в октябре власти провели третий конкурс, на этот раз на 16 миллионов рублей, а не на 9. Госконтракт получила другая компания — питерское ООО «Тазмар», специализирующееся на подъеме затонувших кораблей. У Сергея и соседей появилась надежда на успешный исход дела.
Что мешает?
— По всему видно, что люди опытные, серьезные, — говорит мужчина. — Но проблема оставалась: с реки к барже уже не подойти из-за строящегося моста, и всё снова заглохло.
Корреспондент MSK1.RU для дальнейших разъяснений связалась с представителем компании «Тазмар» Денисом Пахомовым.
— Есть два способа поднять судно: с воды и с суши, — объяснил он. — Объективно сейчас с воды баржу уже никак не поднять, даже если бы мост не мешал, ведь конец судоходного периода совсем скоро.
«Мост мы не будем трогать, нужно работать с берега»
По словам Дениса, при работе техники с суши корпус баржи сможет разделить на части экскаватор, а затем их можно будет поднять и вывезти также по земле.
Этот план выглядит разумным, но его реализации препятствует один момент: для того чтобы осуществить работы, подрядчику нужно немного нарушить благоустройство прибрежной зоны.
— Требуется разобрать пару плиточных дорожек, не больше, — уточняет Денис. — При этом мы обязуемся собрать их обратно, когда закончим.
Именно это «Тазмар» обещал департаменту ЖКХ и благоустройства, но переговоры пока что затягиваются.
«Выходит, один департамент не разрешает начать работы с воды, другой — с берега. А вода замерзнет скоро»
В департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы на эту тему подробно разговаривать не намерены.
— По данному вопросу ведется работа. Информация будет доступна позже, — лаконично сказали в пресс-службе ведомства.
Читайте также и о другой проблеме жителей Нагатинского Затона: под окнами их домов без их ведома собираются строить верфь для обслуживания речного транспорта. Мы писали и о том, как в Подмосковье люди защищают свой район от открытия миграционного центра, а также рассказывали три истории уничтожения главных зеленых зон Москвы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».