В зале ожидания Казанского вокзала в Москве, как всегда, толкучка. Мимо постоянно снуют мужчины с крупными баулами и люди в военной форме. Они спешат на свои поезда, следующие на юг и восток России. Кстати, в день таких поездов отправляется больше 40.
Кому-то из пассажиров не повезло — жена забыла положить ему еду с собой в дорогу. Об этом он с горечью сообщает своему другу. Друг предлагает ему сходить за компанию в ближайшую забегаловку. Мол, там быстро, дешево и вкусно, как в столовой родного ПТУ. Но так ли это на самом деле? Читайте в репортаже MSK1.RU
За сардельку и салат — почти 800 рублей
Столовая «По-домашнему» встречает яркой вывеской и простецким интерьером. На прилавках — классика советской столовой: салаты, супы, пюре и котлеты. Также в холодильнике можно взять отечественное пиво. Это обстоятельство очень заинтересовало двух приятелей. Однако когда они разглядели ценник, то сразу поспешно ретировались.
Банка пива здесь стоит 300 рублей. На фоне остальных предложений это даже выгодно: простая еда из местного ассортимента обойдется намного дороже. Цены в этом кафе указаны не за порцию, а за 100 граммов. Итак, 100 граммов гарнира стоят 114 рублей, 100 граммов салата — 165 рублей, а 100 граммов второго блюда — 198 рублей.
При этом кассиры при заказе намеренно умалчивают этот маленький нюанс. Также они не позволяют регулировать размер порций и взвешивают еду прямо на тяжелой керамической тарелке. Вахтовый работник Сергей не знал всего этого и неприятно удивился, когда с него попросили 770 рублей за сардельку и салат с хлебом.
— Это безобразие! Откуда такие цены? Лучше дома поем, — пожаловался Сергей корреспонденту MSK1.RU.
Сергею повезло: он вовремя посмотрел на сумму в чеке и отказался забирать тарелки с едой. Многие же оплачивают не глядя и теряют больше 1000 рублей за обед. Неудивительно, что у столовой «По-домашнему» — одна звезда на «Яндекс.Картах». Люди в отзывах активно жалуются на цену и качество еды.
— Цены умножены на четыре от действительных. Еда испорчена. Отравление! — возмущается пользователь Диана К.
— Ужасно невкусная еда. Картофельное пюре отвратное, салат безвкусный. И очень дорого! За пюре, салат и капучино 788 рублей, — пишет пользователь Мария Мурзина, приложив фото своего обеда.
Сама работница заведения отрицает всё, что написано в отзывах. По ее мнению, в меню четко и ясно написано, что еда продается на развес. На просьбу сфотографировать ценники она ответила легким негодованием.
— Зачем вы фотографируете? На каком основании? Отзывы пишут нехорошие люди, это просто слова, — сказала она корреспонденту MSK1.RU. — По-русски написано, 100 граммов еды — 200 рублей! Всё честно!
Элитный фуд-корт на вокзале
Покинув столовую «По-домашнему», волей-неволей задумываешься: есть ли на Казанском вокзале место, где можно реально недорого перекусить? В зале ожидания можно найти сетевые заведения, такие как «Крошка-картошка», «Му-му» или KFC. Цены там фиксированные и не отличаются от цен в других заведениях того же бренда.
Тем не менее большинство заведений на Казанском вокзале такого же уровня, как и столовая «По-домашнему». У них общая концепция — броские вывески и высокие цены. Рядом с кафе «По-домашнему» находится «Русская кухня». Как говорится, найдите 10 отличий.
Отзывы у «Русской кухни» такие же, как и у «По-домашнему», — сугубо негативные. Пользователь Ильнар Давлетов жалуется на качество еды. Он поделился фотографией своего перекуса.
— Ребята, такой обед вам обойдется в 2800 рублей, но это не главная проблема. Еда пролежала долгое время, от салата оливье был кисловатый вкус, в дорогу взяли еще две самсы куриные, а дали с мясом говядины. Но на говядину это не было похоже. Итог — тоже в мусорку, — пишет Ильнар.
Всего на Казанском вокзале аж десять забегаловок с ресторанными ценами и одной звездой на «Яндекс.Картах». Пять из них находится в зале ожидания, еще пять — прямо на перроне. Среди них: две столовые «По-домашнему», два кафе «Хинкальная», «Плов, манты и чебуреки», «Блинная», «Плов манты», «Пельмень и блинчик», «Русская кухня» и «Чайхана». Такой вот элитный фуд-корт, где средний ценник в заведениях за обед из трех блюд превышает 1000 рублей.
Кому это всё принадлежит?
Во время репортажа сотрудница одного из заведений пригрозилась вызвать руководство вокзала. Важные начальники так и не пришли, но такая угроза навела на верную мысль о собственнике всех помещений. Это филиал ОАО «РЖД» Дирекция железнодорожных вокзалов.
Дирекция железнодорожных вокзалов — первое звено в нашей цепочке. Начальство вокзала контролирует все торговые площади. Об этом свидетельствует подпись заместителя начальника вокзала на всех документах.
Кстати, в 2017 году начальника Казанского вокзала Сергея Донецкого приговорили к двум годам колонии за взятку. По версии следствия, он получал деньги от четырех арендаторов торговых площадей вокзала за то, чтобы закрывать глаза на незаконное использование дополнительных метров. Сергея Донецкого на посту начальника вокзала сменил Олег Черников.
Второе звено в нашей цепочке — компании-арендаторы площадей. Среди них: ООО «РусТрансКапитал», ООО «КонсалтингСервисГрупп», АО «Трансмаркет» и АО «Организация питания на вокзалах». Первые две компании связывают общий совладелец Скворцов Владимир Сергеевич, которому принадлежит 10% доля в обеих компаниях, и Бузенкова Оксана Анатольевна — бывший совладелец ООО «РусТрансКапитал» и нынешний обладатель 90% в ООО «КонсалтингСервисГрупп».
АО «Трансмаркет» и АО «Организация питания на вокзалах» тоже родственны друг другу. 50% акций в них принадлежат фирмам «ООО С.П.б.» и ООО «Свежий Ветер», у которых также общие владельцы — Сергей Мочалов и Александр Костиков. Также компаниями-арендаторами владеет компания с Багамских островов и ООО «Геома».
В 2014 году «Интерфакс» сообщал о покупке известным чеченским бизнесменом Али Висаевым 25% доли в АО «Трансмаркет» и АО «Организация питания на вокзалах». Тогда у филиала РЖД «РЖД — развитие вокзалов» оставалась 25% доля в компаниях. Сейчас же РЖД не имеет прямого отношения к фирмам-арендаторам.
Сам Висаев известен по проекту реконструкции Пушкинской площади в Москве. Также в прошлом он возглавлял «Фонд содействия программам демилитаризации и демократической реконструкции Чеченской Республики».
Третье звено — субарендаторы. Они являются собственниками забегаловок и отвечают за бизнес-процессы, происходящие на площадях компаний-арендаторов. Всего их трое — ООО «Городская Среда Сервис Фуд», ООО «Южный Ветер» и ООО «Вокзал-Сервис». Все три компании тесно переплетены между собой. Им принадлежит большинство кафе на Казанском вокзале.
Всё начинается с ныне ликвидированной ООО «Счастливая жизнь плюс». До 2019 года ей владел Каплатый Дмитрий Викторович, а директором была Каплатая Ольга Олеговна. На странице Ольги Каплатой во «ВКонтакте» есть ее фотография в свадебном платье рядом с мужчиной, крайне похожим на Дмитрия Каплатого.
Дмитрий Каплатый — высокопоставленный сотрудник госкомпании ПАО «Русгидро». Ранее он входил в члены совета директоров «АО Русгидро Снабжение» — филиала ПАО «Русгидро». Сейчас же Каплатый — заместитель директора департамента по эксплуатации «Русгидро». В январе 2024 года его наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за реализацию спецпроектов. Об этом сообщает издание Вестник «Русгидро».
ООО «Счастливая жизнь плюс» владела кафе и столовыми на Киевском вокзале. В 2018 году Дорогомиловский районный суд даже закрывал их на один месяц за нарушения в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического законодательства. Соответствующее постановление суда от 30 июля 2018 года можно найти в открытом доступе.
В 2019 году ООО «Счастливая жизнь плюс» переименовали в ООО «Южный Ветер». У компаний — общий ИНН. Сейчас на Киевском вокзале ООО «Южный Ветер» арендует у АО «Трансмаркет» площадь под заведение «Мини Маркет». Это — единственный объект компании на Киевском вокзале. По своей сути он ничем не отличается от забегаловок на Казанском вокзале: те же цены за 100 граммов и внутреннее оформление.
ООО «Южный Ветер» принадлежат заведения на Казанском вокзале. Учредитель компании — Шляхов Денис Олегович. Интересно, что профиль Дениса Шляхова во «ВКонтакте» числится в друзьях у Ольги Каплатой. У них совпадают отчества и фамилии: судя по ИНН, Ольга Каплатая ранее была Шляховой и занималась ресторанным бизнесом в Якутии.
Другая часть заведений (в основном на перроне Казанского вокзала) принадлежит ООО «Городская Среда Сервис Фуд». Ее учредитель — уже знакомый нам Каплатый Дмитрий Викторович. Также компании Каплатого принадлежит аптека на Казанском вокзале и кафе «Щи». Отзывы про последнее на удивление хорошие.
Третий совладелец «казанского фуд-корта» — ООО «Вокзал Сервис». Учредителем компании значится некто Исаев Сергей Борисович. Однако почему-то на бланках ООО «Вокзал Сервис» фигурируют объекты питания ООО «Южный Ветер». Под самими же бланками ООО «Южный Ветер» зачастую стоит подпись Ольги Каплатой, хотя она не имеет формального отношения к компании. Также у всех трех компаний общий контактный номер телефона.
Самое интересное: в ряде источников Ольга Каплатая указывается как руководитель ООО «Вокзал Сервис». Об этом сообщалось на сайте Вологодской митрополии в 2023 году.
— Медалью преподобного Димитрия Прилуцкого 3-й степени и благодарственным письмом за храмостроительство был награжден Дмитрий Викторович Каплатый. Благодарственные архиерейские письма епископ Фотий вручил руководителю ООО «Вокзал-сервис» Ольге Олеговне Каплатой, — говорится на сайте.
По данным системы СПАРК-Интерфакс, чистая прибыль ООО «Южный Ветер» за 2022 год — 14,5 миллиона рублей. Чистая прибыль ООО «Вокзал-Сервис» — 3,5 миллиона рублей. Данных о прибыли ООО «Городская Среда Сервис Фуд» в открытых источниках пока нет.
«Качество еды — просто бомба»
Через несколько часов после посещения Казанского вокзала к корреспонденту MSK1.RU в друзья во «ВКонтакте» добавилась Ольга Каплатая. Но диалог с ней не сложился.
Позже с MSK1.RU связалась одна из работниц сети кафе. Она попросила не писать плохо про еду и подтвердила, что Ольга Каплатая является хозяйкой ресторанного бизнеса на Казанском вокзале.
— У нас цены высокие, потому что аренда дорогая. Больше миллиона в месяц. А качество еды — просто бомба, — заверила она в беседе с корреспондентом MSK1.RU. — А то, что такие отзывы, ну сам логично подумай, они же это покупают, сами же оплачивают, а не насильно я их заставляю. Тут на вокзале контингент такой просто. Попробуй два года здесь проработать, и сам всё поймешь.
По словам менеджера Светланы, она управляет объектами на Казанском и Киевских вокзалах. Также она прокомментировала MSK1.RU ценообразование и концепцию работы сети.
— На вокзале особый контингент, это надо учитывать. Цены сейчас везде высокие. Люди не смотрят на ценники и оплачивают. Потом отзывы плохие пишут. Это же вокзал, здесь дорогая аренда. Если в «Пятерочке» что-то дорожает, вы же об этом не пишете?
Ну вообще-то пишем. Например, про подорожание бананов, хлеба или курятины. Также MSK1.RU публиковал репортажи из премиальных гипермаркетов «Глобус Гурмэ» и «Азбука вкуса». Кстати, цены там ниже, чем на Казанском.
MSK1.RU направил официальный запрос в ООО «Южный Ветер» и ООО «Вокзал-Сервис».
Как вы считаете, стоит ли еда на вокзалах своих денег?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».