Город «Хотят осваивать деньги здесь и сейчас»: почему в Москве каждое лето перекладывают бордюры и плитку

«Хотят осваивать деньги здесь и сейчас»: почему в Москве каждое лето перекладывают бордюры и плитку

Объясняют мэр, урбанист, эксперт по благоустройству и депутат

MSK1.RU узнал мнение урбаниста, эксперта по благоустройству и депутата Мосгордумы, почему в Москве так часто меняют бордюры и плитку

Недавно мэр Москвы Сергей Собянин выступил со стендапом о благоустройстве в городе на форуме «Территория смыслов». В ответ на главный вопрос, который много лет волновал жителей «зачем так много денег тратится из бюджета на перекладывание плитки и бордюров» он отшутился, заявив, что «там Лужков клад зарыл».

Но пользуясь формулой, что в каждой шутке есть доля правды, мэр отметил, что в благоустройстве «современная экономика зарыта». Сергей Собянин заявил, что потратив 100 миллиардов на благоустройство (это сумма в два раза больше годового бюджета Нижнего Новгорода на 2024 год. — Прим. ред.), правительство получает дополнительно 120 миллиардов от туризма. Подводя итог, градоначальник подчеркнул, что такие проекты «окупаются за год».

MSK1.RU решил выяснить, почему же мэрия Москвы тратит миллиарды на изменение городских территорий и ежесезонное перекладывание плитки и бордюров. Мы задали эти вопросы урбанисту, эксперту по благоустройству и депутату Мосгордумы. И вот что они нам ответили.

«Выгодно тем, кто меняет бордюры»: мнение урбаниста

Урбанист и автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман в разговоре с MSK1.RU выразил мнение, что частая замена бордюров в Москве никак не связана с экономической выгодой:

— Это выгодно в первую очередь тем, кто меняет эти бордюры. Есть три разные истории. Первая, когда идет комплексная реконструкция улицы. Тогда меняется ее профиль, дизайн, прокладываются кабельные коллекторы и тому подобное. И если делаете, то делайте так, чтобы 5, 10, 20 лет улицы не трогать. При таком условии нужно менять бордюры и было бы странно, если бы этого не случалось. Вторая история, когда делают из рук вон как плохо, хотя есть хороший проект. Потому что главные критерии — это скорость, чтобы как можно больше улиц сделать, да желательно подешевле. Нет и профессиональных строителей — работа очень сезонная и платят мало.

В основном это делают трудовые мигранты, которых сейчас немного. Но всё равно это низкоквалифицированный труд, и в итоге всё приходится переделывать.

По его словам, при сжатых сроках и высоком темпе работ бордюры приходится перекладывать часто уже на следующий год после их установки. Также Аркадий Гершман назвал третий сценарий благоустройства в Москве, когда рабочие просто меняют старые бордюры и асфальт на новые. Он назвал его самым удручающим.

— Эта история практически всегда бесполезная, потому что за те же деньги можно сделать более качественный проект, чтобы улица была безопаснее и комфортнее. Но вместо этого всё делают по существующему положению. Улицы нельзя трогать после работ, и в итоге все ошибки сохраняются. Несмотря на то, что денег вливают довольно много. Это история глупая не с точки зрения качества строительства, а с точки зрения управленческих подходов. За те же деньги вы можете сделать лучше.

Но лучше не делают, потому что тогда нужно разрабатывать новый проект, думать. А строители хотят осваивать деньги прямо здесь и сейчас.

По словам урбаниста, при правильной укладке гранитная плитка и бордюры могут прослужить практически бесконечно и «пережить нас всех вместе взятых». Но строители могут делать некачественную основу, в щели между камнями затекает вода, которая не может никуда вытечь, расширяется и расшатывает материалы.

— Плитку убивает и уборочная техника. Когда тракторы проезжают по ней получается, что плиты трутся друг об друга, выдерживают нагрузки, на которые они не рассчитаны. Тогда и полугода-года хватит, чтобы плитка вся ушаталась в прямом и переносном смысле. Вы можете посмотреть на Петербург, где гранитные тротуары еще с имперских времен лежат нормально. И вот спешка и некачественная укладка убивает покрытие намного быстрее, — заключил Гершман.

Также эксперт отметил, что в городах Европы делают похожие проекты благоустройства, которые по результату напоминают московские. Но только плитку перекладывают гораздо реже, потому что ведут работы медленнее, но качественнее.

Укладывают бордюры подешевле: мнение эксперта по благоустройству

Эксперт по благоустройству Вадим Матюшин в разговоре с MSK1.RU сказал, что у всех стройматериалов разный срок годности. Он указывается, в том числе, в документации, которую публикуют на портале госзакупок при поиске подрядчика. По его словам, сейчас в Москве укладывают бордюры с небольшим сроком службы, поэтому их так часто и меняют.

— У бордюров из гранита срок годности должен быть не меньше 30 лет. Такие были в советские времена, и таких уже почти не делают. Как правило, сейчас часто укладывают бетонные бордюры, которые служат два-три года. Они и в разы дешевле. Я часто видел, как их ремонтируют в разных районах: чувак сидит и подделывает цементом сколы, чтобы он нормально выглядел. Они из цемента их делают, цементом и заделывают, — рассказал Матюшин.

1 из 3

«Объяснить людям, зачем это надо, невозможно»: мнение депутата Мосгордумы

Депутат Мосгордумы Елена Янчук сказала MSK1.RU, что переустановка бордюров не влияет на улучшение качества жизни людей и с такими же усилиями власти могли бы развивать поликлиники, детские сады, увеличить пенсии и т. д.

— Остается гадать, что Сергей Семенович имел в виду. Возможно, он имел в виду работы по благоустройству, которые ведутся в центре. Там появляется больше мест притяжения, торговых и коммерческих точек, соответственно за счет этого город зарабатывает, — поделилась мнением депутат. — Лужков мог приехать с инспекцией в район, никого не предупреждая, пройтись посмотреть. Сергей Семенович видит, условно говоря, всё, что происходит в пределах центра или тех маршрутов, куда его возят подчиненные. А если говорить о людях, мы видим максимально их негативную реакцию на «бордюринг».

Объяснить людям, зачем это надо, невозможно — никто из специалистов не может это объяснить.

Также Елена Янчук отметила две главные проблемы с проведением благоустройства на востоке Москвы, поскольку была муниципальным депутатом в Измайлово и избирается по этому округу.

— Первая — это брошенное благоустройство. Практически везде в Восточном административном округе люди указывают, что работы формально начались в начале весны: сняли асфальт, демонтировали бордюры, детскую площадку и так далее. И в течение всего летнего периода работы либо велись в текущем режиме, либо вообще не велись. Вторая заключается в том, что благоустройство не согласовывают с жителями и нет общественных слушаний. О работах люди узнают из надписей на информационных щитах, которые устанавливают, когда уже начали демонтировать площадки, рубить деревья и так далее, — рассказала MSK1.RU Янчук.

Депутат летом решила выяснить, какие суммы мэрия Москвы тратит из бюджета именно на замену бордюров. Она обратилась в департамент финансов, но ее запрос передали заместителю мэра по вопросам благоустройства и ЖКХ Петру Бирюкову. В ответе говорится лишь, что предоставить такую информацию «не представляется возможным».

Ранее MSK1.RU собрал все главные перекопы этого лета на интерактивной карте. Мы также рассказали, кто и сколько денег получит за благоустройство дворов, парков и других объектов.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY4
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Мнение
Сколько стоит отпуск в Москве с ребенком: личный опыт самарской журналистки
Александра Исмайлова
заместитель главного редактора
Мнение
«Они живые, просто не могут ко мне приехать». Как спустя 20 лет живет заложница теракта в Беслане, похоронившая двоих детей
Анонимное мнение
Мнение
«Это недешево»: москвичка — о плюсах и минусах семейного обучения
Анонимное мнение
Мнение
Алкоголики, неадекватные толпы и «смешное» благоустройство. Колонка ненависти ко Дню города от москвича, живущего в центре
Анонимное мнение
Мнение
Стояли в «яме», передаривали мангал. Как москвичка 12 часов провела на польской границе, чтобы попасть из Германии в Россию: колонка
Анонимное мнение
Рекомендуем