21 сентября исполняется 88 лет со дня рождения бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. 18-летнее правление знаменитого градоначальника (с 1992 по 2010 год) до сих пор вызывает много споров среди москвичей.
Одни считают его варваром, разрушившим традиционный облик столицы массовым насаждением торговых центров и зданий с вычурной архитектурой (например, дом-яйцо в районе Чистых прудов). Другие хвалят чиновника за надбавку для московских пенсионеров. А третьи шутят про «клад Лужкова», закопанный где-то в подземельях столицы.
В годовщину со дня рождения экс-руководителя Москвы наша редакция тоже попробовала выяснить, где находится тот самый «клад Лужкова». О хрущевках, ларьках и многомиллионном благоустройстве читайте в нашем ностальгическом материале.
72 «подвига» Лужкова
Юрий Лужков похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила находится рядом с надгробиями балерины Галины Улановой и автора слов гимна СССР Сергея Михалкова.
Памятник бывшему мэру открыли ровно пять лет назад: его венчает скульптура Георгия Победоносца. Она здесь вовсе не случайна: христианский святой считается небесным покровителем всех Георгиев и Юриев, а также изображен на гербе Москвы и России.
Впрочем, некрополь столичного градоначальника выделяется не только монументальной скульптурой высотой в четыре метра. Со всех сторон обелиска высечены барельефы, символизирующие значимые события в годы пребывания Лужкова на посту мэра: строительство «Москва-Сити» и Третьего Транспортного кольца, реконструкция Гостиного двора и стадиона «Лужники», поддержка образования и многое-многое другое. Всего таких барельефов 72.
«Клад Лужкова»: реновация или благоустройство?
Среди «подвигов» Юрия Михайловича можно найти и неожиданные: например, расселение московских пятиэтажек.
Удивительно, но так называемая «собянинская» реновация в Москве, по мнению Лужкова, началась еще в 1999 году — тогда мэр подписал постановление «О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года». К слову, из 1772 хрущевок нерасселенными осталось только 52.
Именно эту градостроительную программу Лужков считал своим «кладом».
— Мой клад спрятан по классическому сюжету: в последнем стуле — то есть под последней ветхой пятиэтажкой! И, когда ее снесут, там будет клад ценностью в городской бюджет, — сказал бывший мэр Москвы в интервью «ИА Регнум» в 2017 году. — Разработанная нами в конце 1990-х программа (переселения из пятиэтажек), на мой взгляд, заслуживает большего внимания сегодняшних властей. Она сохраняет дееспособность и не утратила здравого зерна.
«Клад Лужкова» — это неофициальное название для описания предполагаемых богатств и активов, связанных с бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым и его семьей.
Название «клад Лужкова» подразумевает слухи или предположения о том, что Лужков и его окружение могли накопить значительные богатства за время его пребывания на посту мэра. Естественно, конкретных доказательств существования такого «клада» нет, но само словосочетание плотно вошло в городской фольклор.
Тем временем Сергей Собянин считает, что «клад» надо искать несколько в ином месте. По мнению нынешнего мэра Москвы, сокровища Лужкова — это современная городская среда, которую «откопали», зарыв ларьки и парковки, заполонившие город в 2000-х.
— По поводу экономики — много раз упрекают, что вы (власти. — Прим. ред.) чрезмерно занимаетесь благоустройством города, зачем такие деньги тратите, эту плитку несчастную там кладете, перекладываете? Такой мем в городе: «Собянин копает эти тротуары бесконечно, потому что там [экс-мэр Юрий] Лужков клад зарыл». На самом деле это так, но только не Лужков там зарыл — это современная экономика там зарыта. Когда на этом месте стояли ларьки и машины парковались, там не было людей, не было торговли, не было туристов, — заявил Собянин в августе 2024 года на форуме «Территория смыслов», противопоставив себя предшественнику.
«Частная собственность бизнеса стала не такой уж частной собственностью»
Высказывание Собянина про «клад Лужкова» прокомментировал в разговоре с MSK1.RU урбанист Аркадий Гершман. Эксперт полагает, что бывшего мэра Москвы есть за что покритиковать в сфере городского управления. Однако, по мнению Гершмана, нынешний мэр Москвы во многом повторяет лужковские тренды:
— При Лужкове огромным количеством уничтожалось историческое наследие, заменялось новоделом или так называемой «лужковской архитектурой». При Собянине в итоге тоже все сносы продолжились. Можно вспомнить дорожные стройки: Лужков постоянно грезил о четвертом транспортным кольце, а потом пришел Собянин и сказал, что строить его дорого и что это приведет к еще большему количеству машин. В конце концов то же самое кольцо построили под брендом «хорды» — за еще большие деньги.
«Лужковская архитектура» — это неофициальный термин для описания стиля архитектуры, превалировавшего в городе в период правления Юрия Лужкова на посту мэра Москвы с 1992 по 2010 год. Этот стиль характеризуется такими особенностями, как эклектизм, вычурность, активное использование стекла и металла.
В годы правления Лужкова многие исторические здания были реконструированы или перестроены, что иногда вызывало критику со стороны общественности и специалистов по охране культурного наследия.
Также урбанист негативно оценил снос ларьков в 2010-е годы ради благоустройства (так называемая «ночь длинных ковшей»).
— С одной стороны стало чище: многие памятники открылись людскому взору. В плане решения транспортных проблем Москва повернулась в лучшую сторону. С другой стороны, мы должны помнить, что это рабочие места, что это налоги, что это малый и средний бизнес, который в большей части был легальным. Тут вопрос не к предпринимателям, которые давали то, что хотели люди, а вопрос к мэрии, которая тогда выдавала им разрешения на строительство, — заметил Гершман.
Это абсолютно варварский способ наведения порядка, который в итоге обернулся тем, что частная собственность бизнеса стала не такой уж частной собственностью.
«Архитекторам хотелось, чтобы мэру понравилось»
Писатель и москвовед Александр Васькин рассказал MSK1.RU, что обвинять Лужкова за «уродование Москвы» не стоит. Хоть и его архитектурные предпочтения могут вызвать сомнение:
— Лужковский стиль — это пышность, это шик, башенки неоправданного размера, чужеродная вычурность, аляповатость. Но это, безусловно, эпоха, длиной в 20 лет. Этот стиль воплотился, например, в торговом центре «Атриум» у Курского вокзала, где нет привязки к местности. Вот это тоже одна из его характерных черт этого стиля. Хотя сам Юрий Михайлович был человеком очень хозяйственным. Большой вклад у
него в развитие Москвы. Но, конечно, это не могло не сказаться на архитектуре.
Часто его обвиняют. А есть ли в этом основания? Архитекторы всё это создавали. Им хотелось, чтобы мэру понравилось. И они беспрекословно всё это делали.
Что касается поисков «клада Лужкова», то тут Васькин настроен скептически:
— У нас есть районы, где, мне кажется, ничего не изменилось с 90-х годов. Например, у станции метро «Рязанский проспект». Там те же палатки стоят, только уже не в одиночку, а в ряд. В центре, может быть, и лучше стало, но здесь надо как-то думать: раньше помещения бывших заводов и НИИ сдавались в аренду, это были рабочие места и развитие малого предпринимательства. Сейчас огромный дефицит складских площадей в Москве.
А как вы считаете, где находится «клад Лужкова»?
MSK1.RU решил разобраться, при каком мэре москвичам жилось лучше, и запустил цикл текстов на эту тему. Мы подробно рассказывали, чем отличалась социальная политика и реновация в периоды правления Лужкова и Собянина.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».