Город История необычных домов Москвы Архитектура, которая меняет жильцов. Как был построен Дом Наркомфина что и там происходит сейчас

Архитектура, которая меняет жильцов. Как был построен Дом Наркомфина что и там происходит сейчас

Продолжаем серию статей об истории необычных зданий Москвы

Дом Наркомфина — один из самых знаковых памятников московского конструктивизма

Москва — город, в котором многие здания приковывают взгляды прохожих. Это и строгие постройки в стиле советского модернизма, и шикарные сталинские высотки, и нелепые, по мнению многих москвичей, дома «Лужковской эпохи».

Необычной архитектуре Москвы мы решили посвятить серию публикаций на MSK1.RU. В предыдущих выпусках читайте о доме «Парус», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», Ажурном доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.

Тема этого выпуска — Дом Наркомфина, который был построен в 1930-м году по адресу Новинский бульвар, 25к1. История этого необычного здания в стиле конструктивизма интересна тем, что сама архитектура и планировка дома должны были менять его жителей. О том, как все было задумано и что из этого получилось — рассказываем в этой статье.

История строительства

В 1920-х годах СССР погрузился в эпоху индустриализации. Страну ждало не только техническое, но и общественное переустройство. Советские власти задались целью преобразовать быт людей, создать основу для воспитания «нового человека» в духе социалистических ценностей. Эта цель и привела к разработке нового типа жилья — домов-коммун, которые предполагали коллективный быт и отказ от семейной изоляции.

Одним из идейных вдохновителей новой концепции стал Николай Милютин, нарком финансов. В своих трудах он утверждал, что развитие общественного быта (столовые, ясли, клубы) приведёт к тому, что традиционные семьи как хозяйственная единица со временем перестанут существовать. То есть само пространство дома должно было заставляет его жильцов менять свое мировоззрение.

Вдохновленные этими идеями, архитекторы из Объединения современных архитекторов (ОСА), такие как Моисей Гинзбург, Яков Корнфельд и братья Веснины, разработали проекты домов-коммун. Эти здания создавались в стиле конструктивизма, который отличался строгими геометрическими формами, монументальностью и минимализмом.

Подробнее о конструктивизме в Москве мы рассказывали в этом материале. Читайте, откуда возникло одно из самых важных архитектурных течений XX века, и какие здания в этом стиле сохранились в Москве до сих пор.

Моисей Гинзбург считал, что переход к коммунальному быту должен быть постепенным. Поэтому в 1929 году он предложил концепцию «переходного дома», совмещавшего индивидуальные квартиры с элементами коллективного использования. Вдохновением для его проекта послужили доходные дома дореволюционной эпохи, но с упрощёнными и более функциональными планировками.

Идеал конструктивизма

Первым воплощением идеи переходного жилья стал дом Наркомфина в Москве. Для строительства этого экспериментального здания был выбран участок на Новинском бульваре, который исторически был частью дворянского имения. Проектом руководил сам Гинзбург в сотрудничестве с архитектором Игнатием Милинисом и инженером Сергеем Прохоровым.

Дом Наркомфина был достроен в 1930 году. Вечернее, это был не дом, а целый комплекс, включавший несколько зданий: жилой корпус, коммунальный блок с кухней, библиотекой и спортзалом, детский сад и прачечную. Планировалась даже терраса с солярием на крыше, но часть замыслов осталась на бумаге.

pastvu.com

Архитекторы вдохновлялись принципами Ле Корбюзье. Главный жилой корпус был возведён на столбах, что создавало эффект парения. Особенностью стали ленточные окна, которые давали помещениям много света. В строительстве использовали новаторские по тем временам материалы: бетонные блоки, лёгкий фибролит, наливной пол из ксилолита.

Цветовая палитра интерьеров разрабатывалась немецким художником Хиннерком Шепером, который чередовал тёплые и холодные тона для визуального расширения пространства. Необычным для москвичей новшеством стали встроенные ящики для цветов под окнами, в которые жильцы могли сажать растения.

Жизнь в экспериментальном доме

Жителями дома Наркомфина стали, как нетрудно догадаться, сотрудники Народного комиссариата финансов. Они первыми испытали на себе преимущества и недостатки нового формата жизни. Квартиры, или как их называли архитекторы, «ячейки», предлагались нескольких типов. Например, ячейки типа «A» включали просторную комнату, кухню-нишу и ванную. Более сложные варианты — двухуровневые квартиры с террасами и гостиной высотой до пяти метров — предназначались для семей.

Макет ячейки типа F в доме Наркомфина

Однако, несмотря на комфорт, дом Наркомфина не оправдал возложенных на него ожиданий. Для обычных горожан его устройство оказалось слишком непривычным. В итоге почти все трёхкомнатные квартиры превратились в коммунальные, а идущую вдоль нижнего коридора галерею, предназначенную для встреч и общения, жильцы постепенно превратили в индивидуальные кладовки.

Также судьбу проекта решила высокая стоимость строительства и содержания квартир. Этот формат оказался недоступным для массового применения, так что всего было построено лишь шесть подобных «переходных» домов по всей стране.

Реставрация

Дом Наркомфина неуклонно ветшал, ещё с 1980-х годах заговорили о необходимости его реставрации. Несколько проектов было разработано, но ни один за десятилетия так и не осуществился.

На протяжении 2000-х — начала 2010-х большинство квартир в доме сдавались в аренду, их многократно ремонтировали, из-за чего многие подлинные элементы архитектурного памятника были уничтожены.

Состояние дома до начала реставрации

Лишь в 2016 году, когда девелоперская компанией «Лига прав» выкупила все помещения комплекса, начались работы по спасению дома. Проект реставрации был разработан под руководством Алексея Гинзбурга, внука автора дома Моисея Гинзбурга.

К реставрации подошли очень тщательно: для утраченных элементов изготовили реплики по исторической технологии, а новые элементы не стилизовали под 1930-е годы, а выбирали для них нейтральные современные решения. В доме появился лифт, стеклопакеты, «умные» домофоны и звукоизоляция.

Сколько стоит здесь жить

Многие квартиры в Доме Наркомфина во время реконструкции также вернули свой исторический облик, но приобрели при этом комфорт современного жилья, так что не удивительно, что стоимость недвижимости здесь очень высокая.

На данный момент предложений на рынке нет, большую часть жилых помещений выкупили еще до окончания реставрации дома, которая завершилась в 2020 году. Цена 1 квадратного метра на 2018 год, по данным РБК, была 810 тысяч рублей за квадратный метр. Это значит, что, например, квартиру типа «К» площадью около 90 квадратов можно было купить почти за 73 млн рублей.

Визуализация интерьера в квартире К18

Кстати, побывать в стенах дома Наркомфина могут сейчас не только жильцы. Туда можно попасть с экскурсией от Музея современного искусства «Гараж». Помимо осмотра общественных зон, прогулка включает визит в кафе в коммунальном блоке, входить в которое разрешено лишь жильцам или посетителям в составе организованных групп. В коммунальном блоке также работает книжный магазин.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Раскольников на электросамокате. Стоит ли смотреть новый сериал «Преступление и наказание» от «Кинопоиска»
Анонимное мнение
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Монополия», мормоны и безумие. Почему нужно смотреть психологический фильм ужасов «Еретик» с Хью Грантом
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Рекомендуем