
Узнаваемое здание видно издалека
Здание СЭВ — знаменитый дом-книжку на Новом Арбате — сбираются реконструировать. На его месте собираются построить 300-метровый небоскреб, в три раза превышающий старое здание. Многие москвичи и градозащитники выступили против — этот дом уже давно стал символом столицы.
Недавно Telegram-канал «Архитектурные излишества» рассказал, как строилось здание СЭВ и почему его несколько раз пытались изменить.
Высотка у правительственной трассы
В советское время Новый Арбат стал одной из самых главных дорог в столице. Здесь находилась правительственная трасса, ведущая к даче Сталина в Кунцево.
Проект магистрали начали разрабатывать еще до принятия Генплана 1935 года. Проект застройки Ново-Арбатской площади (сейчас — площадь Свободной России) создал архитектор Сергей Чернышев, однако его план раскритиковали.
— Расположенный на оси будущего моста жилой дом, который плоскостью своего фасада замыкает перспективу со стороны Дорогомилова, мог бы при этом как в плане, так и в силуэте, получить более выразительные формы. Этому зданию, встречающему направляющихся с юго-запада в город, следует так же, как и всей Ново-Арбатской площади, уделить больше внимания, — писали в журнале «Архитектура СССР».
В 1947 году, после Великой Отечественной войны строители заложили фундамент гостиницы «Украина». На Ново-Арбатской площади задумали построить похожее здание, увенчанное шпилем, однако этот проект так и не был реализован.
Строительство гостинцы «Украина» завершилось в 1957 году, в то же время был открыт участок будущей магистрали от Садового кольца до Дорогомиловской заставы, в том числе Новоарбатский мост.

В 1957-158 годах шла разработка архитектурного решения для Ново-Арбатской площади. В авторский коллектив вошли Михаил Посохин, его многолетний соавтор Ашот Мндоянц и другие архитекторы.
Они предложили трапецевидную композицию, формирующую перед собой площадь. При этом к 1959 году проект переработали с целью использования в застройке более экономичных жилых домов: авторы переработали на 9-этажную высоту секции типовых пятиэтажек.

Типовая застройка не соответствовала значимости места. В то время шло активное проектирование масштабного проекта — Нового Арбата. А уже в сентябре 1962 года Совет экономической взаимопомощи решил разместить в Москве свою штаб-квартиру. Для здания выделили участок у Москвы-реки.
Разные архитекторы предлагали свои варианты — и в 1963 году градсовет выбрал эскиз здания в виде двух объединенных корпусов, развернутый к Ново-Арбатскому мосту.

Для фасадов применили многослойные панели стекла, обрамленные алюминиевыми рамами. Получили объемные решения 13-этажная гостиница «Мир» и конференц-зал.
При проектировании комплекса СЭВ учитывалось его расположение в треугольнике из сталинских высоток: гостиницы «Украина», здания МИД и жилого дома на Кудринской площади.
Интерьеры «дома-книжки»
Конференц-зал решили построить в цилиндрической форме. Мозаику на стенах создали по эскизам Григория Опрышко, известного по работам на сталинских станциях метро («Белорусская» и «Киевская» на Кольцевой линии).
Стены столовой и ресторана украшают мозаичные панно работы Евгения Аблина. По словам художника, камни для мозаики он добывал в шахте сам.
— Для работы над мозаикой в СЭВе, задуманной из редкого камня — флюорита, месторождение которого находилось под Душанбе в Таджикистане, мне пришлось самому добывать материал. Я спускался в шахту, сверху вода течет, мы с фонарями, в робах… а там на каждом уровне порода имеет разные оттенки, и я говорил, откуда сколько вагонеток надо, — рассказывал он



СЭВ — на открытках
Здание СЭВ стало не просто символом послевоенной советской Москвы, но и одним из главных образов страны в целом.
Изображение дома-книжки печатали на почтовых открытках и марках, его рисовали на кружках, тарелках и гравировках значков.



Хотели расширять
Еще в первоначальной программе, составленной при проектировании комплекса СЭВ, учитывались перспективы расширения комплекса. Об увеличении площади задумались уже в 1970-х годах.
Проектированием нового здания занимался Михаил Посохин, только что покинувший пост главного архитектора Москвы. Но после рассмотрения проектных предложений члены Градсовета Москвы назвали их «неприемлемыми».
Архитекторы считали, что новое здание разрушит композицию ансамбля зданий СЭВ и проспекта Калинина (так в 1963–1994-х назывался Новый Арбат). Градсовет посоветовал обратить внимание на здания рядом либо найти площадки для нового строительства, которые имели бы удобную транспортную связь со зданием СЭВа.
В 1991 году, после распада СССР, здание передали на баланс столичной мэрии. Спустя 12 лет архитектор Алексей Воронцов разработал концепцию многофункционального комплекса, который должен был дополнить комплекс СЭВ. Согласно эскизам, за домом-книжкой должен был возвыситься небоскреб в полтора раза выше. Из всего проекта был реализован только торговый центр «Сфера».

В 2017 году один из руководителей эксплуатирующей организации комплекса Анна Жарова в разговоре с «Вечерней Москвой» говорила, что здание СЭВ находится в отличном состоянии.
— Качество и сейчас поражает. Недавно думали фасад подновить, проверили состояние несущих — никакого износа! <…> Здание до сих пор является градообразующим и выглядит очень современно.
Ранее мы показывали, какие варианты предлагают для застройки территории на месте дома-книжки.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».