
Большинство снесенных зданий были в аварийном состоянии и нуждались в реконструкции
Год от года в столице остается всё меньше исторических зданий. В 2024-м, по данным «Черной книги» Архнадзора, в список снесенных и радикально реконструированных исторических построек в Москве попали 30 адресов. Среди них — несколько архитектурных памятников регионального и федерального значения, а также множество зданий со статусом «ценный градоформирующий объект».
MSK1.RU рассказывает историю этих зданий, показывает, как они выглядели в лучшие годы, и разбирается, что городские власти планируют построить на их месте.
Корпус усадьбы графа Брюса — графа Ростопчина
улица Шумкина, 18
В 1766 году участок на берегу Гнилушки (Рыбинки) значился за суконной фабрикой капитана Василия Андреевича Выродова. Два десятилетия спустя участок пожалован тогдашнему генерал-губернатору Москвы графу Якову Брюсу, а позже унаследован его дочерью.
В 1808 году усадьбу купил граф Федор Ростопчин, будущий генерал-губернатор и легендарный поджигатель Москвы. Летом 1812 года граф жил здесь, ежедневно выезжая в городской дом. В дни французской оккупации усадьбу посещал сам Стендаль.

Федор Васильевич Ростопчин, генерал-губернатор Москвы (1812–1814)
К 1893 году участок перешел Обществу Московско-Казанской железной дороги для размещения станции Москва-товарная II. Проработав больше века, станция была закрыта для грузов в 2018 году.
Последние годы двухэтажный корпус занимал Московский железнодорожный таможенный пост, отдел оформления и контроля № 5. Здание зашили в современный фасад, скрыв его архитектурные особенности, так что достоверную историю корпуса сложно выяснить, но известно, что он был обозначен на плане усадьбы уже в 1790-х годах.
В начале марта 2024 года начался снос судебного корпуса. На месте бывшего грузового двора планируется жилая и общественная застройка по заказу «РЖД-Недвижимости».

Вокзал станции Подмосковная Рижской железной дороги
ул. Космонавта Волкова, 10, стр. 2
Здание вокзала станции Подмосковная было построено в 1901 году, предположительно по проекту главного архитектора дороги Юрия Дидерикса, который также спроектировал и само здание Рижского вокзала.
Это был деревянный, одноэтажный, украшенный резными кронштейнами, наличниками, балками в стиле фахверков. Над правым крылом возвышалась резная башенка. Отапливался пятью печами, имел залы ожидания разных классов и помещения для персонала. Вокзал служил по назначению до 1945 года, после этого пригородные поезда стали останавливаться у новой платформы Красный Балтиец.

До 2001 года здание служило железнодорожной телефонной станцией. С тех пор было заброшено, огорожено, частично укрыто сеткой, несколько раз горело. В 2010 году собственник территории предпринял попытку сноса, но активисты «Архнадзора» и «Мосгорнаследия» смогли этому помешать.
В 2016 году был разработан проект сохранения, в течение года в здании даже велись противоаварийные работы: чердак и первый этаж расчистили от мусора, установили временный навес и опоры для стен.
Однако полноценным восстановлением исторического вокзала так и не занялись, из-за чего в конце февраля — начале марта 2024 года здание рухнуло, предположительно под тяжестью снега. К концу года за забором еще виднелись руины последнего деревянного вокзала Москвы и ближнего Подмосковья.

Вид из окна электрички на старый вокзал, 2012 год
Главный павильон Строительной выставки («Дом-самолет»)
1-я Фрунзенская улица, 3А, стр. 1
История строения начиналась в 1930-х годах, когда напротив Парка Горького было запланировано возвести комплекс Постоянной всесоюзной строительной выставки. Архитектором павильона стал А. Л. Корбут-Смирнов, а проект здания был разработан братьями Весниными в стиле постконструктивизма.

Здание главного павильона в форме самолета было завершено в 1935 году и вместило экспозицию, посвященную плану реконструкции Москвы, а чуть позже выставку «Индустрия социализма». Фасад был декорирован монументальным барельефом скульптора Менделевича.

В 1958 году Строительная выставка юридически вошла в состав ВДНХ. Почти все малые павильоны были разобраны, территория частично застроена. В Главном павильоне разместились НИИ и КБ Министерства среднего машиностроения — закрытые учреждения, изолированные от остальной территории. Провели перепланировку павильона, застроили колоннаду, демонтировали балкон. Несколько десятилетий здание не получало капитального ремонта.
Реставрацию запланировали в 2016 году, но согласование проекта затянулось, и работы начались лишь в 2022 году. В ноябре 2023-го стало известно, что здание принадлежит компании «АЕОН-Девелопмент». Собственник разрабатывал новый проект реставрации. Согласно плану, общая площадь объекта увеличится почти вдвое, в здании появится «большой стеклянный конференц-зал в форме дирижабля», а под зданием — автостоянка. Но, видимо, такой проект не предполагал сохранения исторической постройки, и к марту 2024 года архитектурный памятник был разобран до каркаса.

Визуализация «дома-самолета» после реконструкции
Необычной архитектуре Москвы мы решили посвятить серию публикаций на MSK1.RU. Читайте о доме «Парус», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», «ажурном» доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.
Мы также рассказывали о прошлом и настоящем сталинских высоток и выясняли, сколько стоит в них жить.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».