Город проблема Последний деревянный вокзал, графская усадьба и «дом-самолет». Каких архитектурных памятников лишилась Москва в 2024-м

Последний деревянный вокзал, графская усадьба и «дом-самолет». Каких архитектурных памятников лишилась Москва в 2024-м

За год, по данным «Архнадзора», под снос попали более 30 исторических зданий

Большинство снесенных зданий были в аварийном состоянии и нуждались в реконструкции | Источник: Наталья Лапцевич / 74.RUБольшинство снесенных зданий были в аварийном состоянии и нуждались в реконструкции | Источник: Наталья Лапцевич / 74.RU

Большинство снесенных зданий были в аварийном состоянии и нуждались в реконструкции

Источник:

Год от года в столице остается всё меньше исторических зданий. В 2024-м, по данным «Черной книги» Архнадзора, в список снесенных и радикально реконструированных исторических построек в Москве попали 30 адресов. Среди них — несколько архитектурных памятников регионального и федерального значения, а также множество зданий со статусом «ценный градоформирующий объект».

MSK1.RU рассказывает историю этих зданий, показывает, как они выглядели в лучшие годы, и разбирается, что городские власти планируют построить на их месте.

Корпус усадьбы графа Брюса — графа Ростопчина

улица Шумкина, 18

В 1766 году участок на берегу Гнилушки (Рыбинки) значился за суконной фабрикой капитана Василия Андреевича Выродова. Два десятилетия спустя участок пожалован тогдашнему генерал-губернатору Москвы графу Якову Брюсу, а позже унаследован его дочерью.

В 1808 году усадьбу купил граф Федор Ростопчин, будущий генерал-губернатор и легендарный поджигатель Москвы. Летом 1812 года граф жил здесь, ежедневно выезжая в городской дом. В дни французской оккупации усадьбу посещал сам Стендаль.

Федор Васильевич Ростопчин, генерал-губернатор Москвы (1812–1814) | Источник: художник Н. И. ТончиФедор Васильевич Ростопчин, генерал-губернатор Москвы (1812–1814) | Источник: художник Н. И. Тончи

Федор Васильевич Ростопчин, генерал-губернатор Москвы (1812–1814)

Источник:

К 1893 году участок перешел Обществу Московско-Казанской железной дороги для размещения станции Москва-товарная II. Проработав больше века, станция была закрыта для грузов в 2018 году.

Последние годы двухэтажный корпус занимал Московский железнодорожный таможенный пост, отдел оформления и контроля № 5. Здание зашили в современный фасад, скрыв его архитектурные особенности, так что достоверную историю корпуса сложно выяснить, но известно, что он был обозначен на плане усадьбы уже в 1790-х годах.

В начале марта 2024 года начался снос судебного корпуса. На месте бывшего грузового двора планируется жилая и общественная застройка по заказу «РЖД-Недвижимости».

Источник: Сергей Клычков / официальный сайт проекта «Архнадзор»Источник: Сергей Клычков / официальный сайт проекта «Архнадзор»
Источник:

Вокзал станции Подмосковная Рижской железной дороги

ул. Космонавта Волкова, 10, стр. 2

Здание вокзала станции Подмосковная было построено в 1901 году, предположительно по проекту главного архитектора дороги Юрия Дидерикса, который также спроектировал и само здание Рижского вокзала.

Это был деревянный, одноэтажный, украшенный резными кронштейнами, наличниками, балками в стиле фахверков. Над правым крылом возвышалась резная башенка. Отапливался пятью печами, имел залы ожидания разных классов и помещения для персонала. Вокзал служил по назначению до 1945 года, после этого пригородные поезда стали останавливаться у новой платформы Красный Балтиец.

Источник: Wikipedia.orgИсточник: Wikipedia.org
Источник:

До 2001 года здание служило железнодорожной телефонной станцией. С тех пор было заброшено, огорожено, частично укрыто сеткой, несколько раз горело. В 2010 году собственник территории предпринял попытку сноса, но активисты «Архнадзора» и «Мосгорнаследия» смогли этому помешать.

В 2016 году был разработан проект сохранения, в течение года в здании даже велись противоаварийные работы: чердак и первый этаж расчистили от мусора, установили временный навес и опоры для стен.

Однако полноценным восстановлением исторического вокзала так и не занялись, из-за чего в конце февраля — начале марта 2024 года здание рухнуло, предположительно под тяжестью снега. К концу года за забором еще виднелись руины последнего деревянного вокзала Москвы и ближнего Подмосковья.

Вид из окна электрички на старый вокзал, 2012 год | Источник: trolleway / Wikipedia.orgВид из окна электрички на старый вокзал, 2012 год | Источник: trolleway / Wikipedia.org

Вид из окна электрички на старый вокзал, 2012 год

Источник:

Главный павильон Строительной выставки («Дом-самолет»)

1-я Фрунзенская улица, 3А, стр. 1

История строения начиналась в 1930-х годах, когда напротив Парка Горького было запланировано возвести комплекс Постоянной всесоюзной строительной выставки. Архитектором павильона стал А. Л. Корбут-Смирнов, а проект здания был разработан братьями Весниными в стиле постконструктивизма.

Источник: Сергей Зябликов / Pastvu.comИсточник: Сергей Зябликов / Pastvu.com
Источник:

Здание главного павильона в форме самолета было завершено в 1935 году и вместило экспозицию, посвященную плану реконструкции Москвы, а чуть позже выставку «Индустрия социализма». Фасад был декорирован монументальным барельефом скульптора Менделевича.

Источник: Наталья Мельникова / «Узнай Москву»Источник: Наталья Мельникова / «Узнай Москву»
Источник:

В 1958 году Строительная выставка юридически вошла в состав ВДНХ. Почти все малые павильоны были разобраны, территория частично застроена. В Главном павильоне разместились НИИ и КБ Министерства среднего машиностроения — закрытые учреждения, изолированные от остальной территории. Провели перепланировку павильона, застроили колоннаду, демонтировали балкон. Несколько десятилетий здание не получало капитального ремонта.

Реставрацию запланировали в 2016 году, но согласование проекта затянулось, и работы начались лишь в 2022 году. В ноябре 2023-го стало известно, что здание принадлежит компании «АЕОН-Девелопмент». Собственник разрабатывал новый проект реставрации. Согласно плану, общая площадь объекта увеличится почти вдвое, в здании появится «большой стеклянный конференц-зал в форме дирижабля», а под зданием — автостоянка. Но, видимо, такой проект не предполагал сохранения исторической постройки, и к марту 2024 года архитектурный памятник был разобран до каркаса.

Визуализация «дома-самолета» после реконструкции  | Источник: Официальный сайт «АЕОН-Девелопмент»Визуализация «дома-самолета» после реконструкции  | Источник: Официальный сайт «АЕОН-Девелопмент»

Визуализация «дома-самолета» после реконструкции

Источник:

Мы также рассказывали о прошлом и настоящем сталинских высоток и выясняли, сколько стоит в них жить.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3