В феврале этого года в Москве проходила ярмарка «Путь сильных», участницы которой однажды столкнулись с онкологическим диагнозом, но выбрали не опускать руки и продолжили заниматься любимым делом. Историю одной из этих женщин мы уже рассказывали: Наталья смогла пережить несколько операций, долгое время провела в реанимации и совсем недавно узнала о ремиссии.
Сегодня расскажем еще об одной участнице «Пути сильных». Валерия живет в Москве со своим мужем, работает менеджером в сфере пищевой промышленности. О своем диагнозе она узнала полтора года назад.
Необычный ковид
— До постановки диагноза я жила обычной жизнью, где было место и для работы, и для хобби, — рассказывает Валерия. — Ходила на занятия по растяжке, чтобы поддерживать себя в форме, брала уроки по вокалу. Много путешествовала по России и за границей.
В августе 2021 года я серьезно заболела, врачи диагностировали ковид. Я провела две недели в больнице, симптомы были не совсем типичные: меня мучила боль в грудной клетке, но кашля не было, поражение легких менее 10%. Врачи всё же лечили меня, как от обычного коронавируса. Наконец после реабилитации длиной в месяцы к Новому году я вышла на работу.
«Обессилев от болезни, я была рада, что всё закончилось, не зная тогда, что лишь начало»
Уже в январе 2022 года Валерия снова заболела. Подозревая коронавирус, она поехала делать КТ грудного отдела. После томографии врачи направили девушку к онкологу.
Незамеченная опухоль
— Я понимала серьезность таких предположений и перед приемом онколога собрала как можно больше медицинских данных. Захватила и диск с результатами КТ, которую мне делали несколько месяцев назад в больнице, где я лечилась от ковида.
В то, что сказал мне врач, было сложно поверить. На диске из больницы уже была опухоль размером три сантиметра, которую врачи просто не заметили. На КТ, сделанной в январе, опухоль уже была 10 сантиметров. Она росла с бешеной скоростью и распространяла метастазы. Промедление могло стоить мне жизни.
«Разбираться, кто виноват, мы не стали, но страшно подумать, чего порой может стоить врачебная невнимательность»
Онколог сказал Валерии, что у нее массивная злокачественная опухоль в переднем средостении — части грудной клетки, где находится сердце, крупные артерии, вены и трахея. Необходимо было сделать биопсию для определения вида опухоли.
Начало борьбы
— Что я чувствовала? Честно, ничего. В голове был один вопрос: «Как это сообщить близким и родным?» Потом пришла уверенность: я вылечусь и буду здорова. Мне всего 26 лет, так что без вариантов.
Чувство страха я не испытала вообще, мне было не до этого. Возможно, правда, эта внезапная смелость — лишь защитная реакция, ведь я не железный человек.
Самый большой удар, конечно, получила моя семья — мама, муж, близкие родственники и друзья. Я убедилась в том, что, когда ты становишься мишенью тяжелой болезни, морально это проще переносить, так как ты соблюдаешь всю дисциплину, сосредоточен на цели и движешься к ней. Гораздо тяжелее наблюдать это со стороны.
Не дождавшись точных результатов биопсии, Валерии начали лечение, так как ее состояние начало резко ухудшаться. Результаты ПЭТ и КТ дали понять, что у девушки лимфома.
— Первый курс химиотерапии прошел по более упрощенной схеме. Вскоре определили точный вид опухоли: первичная медиастинальная В-крупноклеточная лимфома. Она вызвала массивное поражение переднего средостения, печени, почки, легких, тощей кишки.
Высокодозная химия
Впереди у Валерии были 5 курсов химиотерапии по эффективной, но очень тяжелой для организма схеме.
«Для тела такие дозы препаратов, можно сказать, прямое убийство. Но во благо дальнейшей жизни»
— Конечно, побочные эффекты было очень сложно перенести. Правда, до болезни я вела достаточно здоровый образ жизни, и, может быть, поэтому телу хватило прочности, чтобы со всем справиться, даже когда ближе к четвертому курсу у меня началось отторжение препаратов. Лечение всё же удалось завершить.
Выдержать психологически мне помогло то, что я вместе с мужем активно изучала информацию о болезни: научные статьи, лекции, истории людей, которые столкнулись с таким диагнозом. Мы выбрали тактику «врага лучше знать в лицо».
«Единственное, на что я не обращала внимания, — это статистика по выживанию. Считаю, невозможно выздороветь с этими цифрами в голове»
Я многое поняла о болезни и о себе. Рак — не приговор, рак — просто диагноз. Это время понять себя очень глубоко. Для каждого — что-то свое. Понять ценность близких людей, семьи. Их помощь и поддержка — самое ценное, что у нас есть.
Как жить во время болезни
— Я безумно благодарна своему работодателю за возможность оставаться частью коллектива, заниматься своим делом на удаленке, — продолжает Валерия. — Работа очень дисциплинирует и спасает от хандры, так как ты несешь ответственность за то, чтобы сделать всё качественно и в срок.
Еще помогали люди. Например, оптимистичные соседки по палате, с которыми мы смеялись на весь коридор стационара, даже когда совсем невыносимо было терпеть непрерывные вливания препаратов.
Даже какие-то маленькие радости жизни: после очередного курса химиотерапии я приезжала домой, зажигала свечи и наслаждалась их ароматом, треском. Это помогало не концентрироваться на физической боли.
Конечно, бывало сложно сохранять оптимизм. Я по жизни очень активный человек, но болезнь отнимала все силы, и из-за ослабленного иммунитета мне пришлось ограничить контакты с людьми. Удручали и 23 килограмма, прибавившиеся к привычному весу. Но всё же я была убеждена: это временно — всё прошло, пройдет и это!
Новый этап и свое дело
Лечение Валерии еще не закончилось, хотя уже в августе 2022 года ей поставили долгожданную ремиссию.
— Конечно, это очень радостное событие, но я обещала себе не расслабляться. Соблюдала и соблюдаю до сих пор все рекомендации врачей, так как после постановки ремиссии особенно важен первый год. Если он проходит без рецидива, то вероятность, что болезнь вернется, очень мала.
В феврале Валерия приняла участие в ярмарке «Путь сильных», она стала одной из двенадцати участниц, которые, победив онкологическое заболевание, начали или продолжили заниматься ручной работой.
— На ярмарку я привезла плоды своего нового увлечения — того, что запало в самую душу. Еще лежа в больнице, я прошла несколько теоретических курсов по изготовлению гипса и свечей, а после окончания лечения я взялась за практику. Сначала всё получалось не так гладко, с каждым разом всё лучше.
«Рукоделие — это моя личная терапия от глупых мыслей, плохого настроения и выплеск большой любви, которую я готова дарить людям»
— Свои изделия я объединила под логотипом more_light, что означает «много (или больше) света». Мне хочется, чтобы, несмотря на все трудности, в нашей жизни всегда был маяк, который дает надежду и показывает путь.
Что еще почитать
Вместе с экспертами мы обсудили различия новых штаммов коронавирусной инфекции: напоминаем, пандемия еще не закончилась;
в больницах появится работа для студентов — они станут врачами-стажерами: решит ли это нехватку кадров?
сегодня новорожденных тестируют сразу на 36 генетических заболеваний: объясняем, зачем это нужно.