В начале 2023 года в Москве начал прием пациентов флагманский центр больницы им. В. В. Вересаева. Здесь жителям столицы оказывают экстренную (скорую и неотложную) медицинскую помощь. Мы поговорили с врачом флагманского центра, заведующим отделением неотложной помощи Виталием Зубковым. Он рассказал, чем центр отличается от обычной больницы и как там всё устроено.
— Попадают к нам в 97% случаев по каналу скорой медицинской помощи. Скорая заезжает в отапливаемый тамбур, который служит преградой от дождя, снега и холода. И пациент может спокойно из нее выйти, либо, если его состояние не позволяет передвигаться самостоятельно, его доставят во флагманский центр на каталке, — рассказал Зубков.
Здесь его встречает администратор МФЦ и проводит идентификацию и регистрацию в медицинской информационной системе.
О том, что пациента скоро доставят, в больнице узнают, как только сотрудник скорой помощи завершает регистрацию в месте вызова бригады. Затем уже администратор МФЦ добавляет его в медицинскую информационную систему — ЕМИАС.
— У нас есть специальный дашборд, который позволяет заранее ознакомиться с предварительным диагнозом пациента и основными данными о нем: возраст, симптомы, хронические заболевания, — добавил врач.
Одновременно с администратором во входной группе центра к пациенту во флагманский центр подходит и медицинская сестра. Она проводит триажный осмотр — спрашивает жалобы, интенсивность боли. Все данные заносятся в электронный сервис с помощью планшета.
— Указываются жалобы, болевой синдром и его интенсивность. Далее медицинская сестра измеряет пациенту артериальное давление, пульс, температуру, сатурацию (насыщение крови кислородом. — Прим. ред.). Всё это — с помощью монитора автоматического измерения данных показателей, который находится на мобильном рабочем месте медсестры, — отметил врач.
После того как медсестра все эти параметры внесла в планшет, пациенту автоматически присваивается код ургентности — его степень тяжести. Для удобства они условно разделены по цвету: зеленый — это удовлетворительное состояние, желтый — среднетяжелое, красный — тяжелое.
После присвоения кода администратор МФЦ распечатывает браслет. Его надевают на руку человека. Он содержит QR-код, фамилию, имя, отчество, а также номер его истории болезни. Пациенты желтого и зеленого потока поступают в соответствующую смотровую.
Там к ним приходит врач-хирург (или врач другой специальности). Все данные пациента у него уже есть — их ранее передали врачи скорой помощи с помощью специального сервиса. Всё заполняется в электронном формате.
— Мы работаем по максимуму в цифровом формате. Все результаты исследований и данные после обследования пациентов поступают в облачное хранилище, где у врачей есть оперативный доступ к этой информации, — сообщил завотделением неотложной помощи.
Во флагманском центре всё устроено так, что врач сам приходит к постели больного.
— Возить пациента по разным местам, перекладывать его, просить стоять у дверей — это с точки зрения пациентоцентричности сильно отставший подход. К тому же это всё затрудняло, замедляло работу на час, два или три. Но сейчас всего этого нет. Всё это быстро делается, — сказал врач.
«Не надо никуда идти, не надо ничего ждать. В центре внимания пациент»
К той каталке, где пациента осмотрел врач-специалист, приходит медицинская сестра для взятия лабораторных анализов и снятия электрокардиограммы. Как объяснил Зубков, это комбинированный подход, который показал отличную эффективность во многих клиниках Европы и Азии, Америки.
Но есть исследования, для которых всё же придется выйти из смотровой, например на КТ, МРТ или рентген. Проблема — в громоздкости оборудования, безопасности для других пациентов. В этом случае администраторы вводят у себя на планшете данные о том, что нужно сделать эти виды исследований, и тут же вызывают сотрудника транспортной службы.
— Если пациент в смотровой зеленого потока стабилен и может ходить, администратор просто звонит сначала врачу УЗИ, предупреждая его о пациенте. И после приглашают больного в кабинет к доктору. Пока идет обследование, администратор уже записывает человека на следующее обследование, например в рентген-кабинет, — отметил врач. Но чаще всего УЗИ пациенту делают прямо на месте, на каталке.
«В среднем время ожидания от момента забора анализов крови до момента получения результата у нас не превышает 30 минут»
Когда все результаты обследований готовы, они появляются у врача на компьютере либо в его рабочем планшете. Врач их интерпретирует и повторно подходит к пациенту.
— В случае острого аппендицита врач объясняет пациенту, что диагноз подтвержден и ему показано оперативное лечение. Говорит про все плюсы и минусы, особенности операции. И начинает готовить его для подачи в операционную сразу из отделения неотложной помощи, — объяснил завотделением неотложной помощи.
«На то, чтобы поставить точный диагноз, у нас примерно уходит всего 40 минут»
— Дальше мы обладаем всеми необходимыми возможностями сразу пациента подать в операционную, минуя этапы хирургического отделения, где он будет лежать в ожидании своей очереди, как это было раньше, — отметил врач.
После операции пациента переводят в хирургическое отделение, где он проходит короткий курс послеоперационного наблюдения. Врачи следят за анализами, швами — небольшими проколами — и за функцией кишечника. А спустя несколько дней пациента выписывают для наблюдения у хирурга в поликлинике.
Ранее мы уже рассказывали о флагманском центре в больнице Вересаева через месяц после открытия. А еще сотрудник главного наркологического центра Москвы высказался о работе и жалобах на руководство.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».