![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/79/c8/d379c8a1a4921ef624f49118c973159d/656x438_1_2248b7798bf6f1f2144660a96233f99c@5000x3333_0xm6LYCsLO_8008762253692011955.jpg.webp)
В начале 2023 года в Москве начал прием пациентов флагманский центр больницы им. В. В. Вересаева. Здесь жителям столицы оказывают экстренную (скорую и неотложную) медицинскую помощь. Мы поговорили с врачом флагманского центра, заведующим отделением неотложной помощи Виталием Зубковым. Он рассказал, чем центр отличается от обычной больницы и как там всё устроено.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/57/40/f6/5740f6aae01ce1acfff77a9ad47d988f/656x438_1_c101685ddf473dce34dd87557d75b57f@3000x2000_0xylxFzW8i_0813784824335421001.jpg.webp)
— Попадают к нам в 97% случаев по каналу скорой медицинской помощи. Скорая заезжает в отапливаемый тамбур, который служит преградой от дождя, снега и холода. И пациент может спокойно из нее выйти, либо, если его состояние не позволяет передвигаться самостоятельно, его доставят во флагманский центр на каталке, — рассказал Зубков.
Здесь его встречает администратор МФЦ и проводит идентификацию и регистрацию в медицинской информационной системе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/54/cd/7d54cd0b238e3f8821b5dc307311cfd5/656x438_1_bfd2be25f44f328c5051a89272775c57@5000x3333_0xVTyKk0lf_7465271003095091068.jpg.webp)
О том, что пациента скоро доставят, в больнице узнают, как только сотрудник скорой помощи завершает регистрацию в месте вызова бригады. Затем уже администратор МФЦ добавляет его в медицинскую информационную систему — ЕМИАС.
— У нас есть специальный дашборд, который позволяет заранее ознакомиться с предварительным диагнозом пациента и основными данными о нем: возраст, симптомы, хронические заболевания, — добавил врач.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/70/60/16/706016d009ac27ba9e9f0b7fceec98a2/656x438_1_d09c435897f7edd5b8f625f60303479d@3000x2000_0xsOJs6Yzw_7467615857749285443.jpg.webp)
Одновременно с администратором во входной группе центра к пациенту во флагманский центр подходит и медицинская сестра. Она проводит триажный осмотр — спрашивает жалобы, интенсивность боли. Все данные заносятся в электронный сервис с помощью планшета.
— Указываются жалобы, болевой синдром и его интенсивность. Далее медицинская сестра измеряет пациенту артериальное давление, пульс, температуру, сатурацию (насыщение крови кислородом. — Прим. ред.). Всё это — с помощью монитора автоматического измерения данных показателей, который находится на мобильном рабочем месте медсестры, — отметил врач.
После того как медсестра все эти параметры внесла в планшет, пациенту автоматически присваивается код ургентности — его степень тяжести. Для удобства они условно разделены по цвету: зеленый — это удовлетворительное состояние, желтый — среднетяжелое, красный — тяжелое.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7e/64/dd/7e64dd7c0357886880ba6d8cba90a909/656x438_1_c3e45a9b25f699a91c4e73408e5b9ed0@3000x2000_0xPiJpidJP_6302371983453346877.jpg.webp)
После присвоения кода администратор МФЦ распечатывает браслет. Его надевают на руку человека. Он содержит QR-код, фамилию, имя, отчество, а также номер его истории болезни. Пациенты желтого и зеленого потока поступают в соответствующую смотровую.
Там к ним приходит врач-хирург (или врач другой специальности). Все данные пациента у него уже есть — их ранее передали врачи скорой помощи с помощью специального сервиса. Всё заполняется в электронном формате.
— Мы работаем по максимуму в цифровом формате. Все результаты исследований и данные после обследования пациентов поступают в облачное хранилище, где у врачей есть оперативный доступ к этой информации, — сообщил завотделением неотложной помощи.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/ef/42/ffef422030e1c3025bdba92afeef410a/656x438_1_8bf234e086188df12d24e34a442d841f@3000x2000_0xWAc0fPPf_2196754709375712533.jpg.webp)
Во флагманском центре всё устроено так, что врач сам приходит к постели больного.
— Возить пациента по разным местам, перекладывать его, просить стоять у дверей — это с точки зрения пациентоцентричности сильно отставший подход. К тому же это всё затрудняло, замедляло работу на час, два или три. Но сейчас всего этого нет. Всё это быстро делается, — сказал врач.
«Не надо никуда идти, не надо ничего ждать. В центре внимания пациент»
К той каталке, где пациента осмотрел врач-специалист, приходит медицинская сестра для взятия лабораторных анализов и снятия электрокардиограммы. Как объяснил Зубков, это комбинированный подход, который показал отличную эффективность во многих клиниках Европы и Азии, Америки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4e/8f/5e/4e8f5e892ab72b6912c3e66211b28161/656x438_1_cb17eab1d1ca0f768be6e411938fec99@3000x2000_0xCHvAXNyT_2059540751641500196.jpg.webp)
Но есть исследования, для которых всё же придется выйти из смотровой, например на КТ, МРТ или рентген. Проблема — в громоздкости оборудования, безопасности для других пациентов. В этом случае администраторы вводят у себя на планшете данные о том, что нужно сделать эти виды исследований, и тут же вызывают сотрудника транспортной службы.
— Если пациент в смотровой зеленого потока стабилен и может ходить, администратор просто звонит сначала врачу УЗИ, предупреждая его о пациенте. И после приглашают больного в кабинет к доктору. Пока идет обследование, администратор уже записывает человека на следующее обследование, например в рентген-кабинет, — отметил врач. Но чаще всего УЗИ пациенту делают прямо на месте, на каталке.
«В среднем время ожидания от момента забора анализов крови до момента получения результата у нас не превышает 30 минут»
Когда все результаты обследований готовы, они появляются у врача на компьютере либо в его рабочем планшете. Врач их интерпретирует и повторно подходит к пациенту.
— В случае острого аппендицита врач объясняет пациенту, что диагноз подтвержден и ему показано оперативное лечение. Говорит про все плюсы и минусы, особенности операции. И начинает готовить его для подачи в операционную сразу из отделения неотложной помощи, — объяснил завотделением неотложной помощи.
«На то, чтобы поставить точный диагноз, у нас примерно уходит всего 40 минут»
— Дальше мы обладаем всеми необходимыми возможностями сразу пациента подать в операционную, минуя этапы хирургического отделения, где он будет лежать в ожидании своей очереди, как это было раньше, — отметил врач.
После операции пациента переводят в хирургическое отделение, где он проходит короткий курс послеоперационного наблюдения. Врачи следят за анализами, швами — небольшими проколами — и за функцией кишечника. А спустя несколько дней пациента выписывают для наблюдения у хирурга в поликлинике.
Ранее мы уже рассказывали о флагманском центре в больнице Вересаева через месяц после открытия. А еще сотрудник главного наркологического центра Москвы высказался о работе и жалобах на руководство.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».