В Москве 19 апреля простились с пациенткой частной клиники красоты. 40-летняя москвичка умерла в понедельник, а накануне ей провели абдоминопластику. Юлия пошла на операцию по коррекции живота, рассказала ее подруга, из-за шрама и проблем с мышцами.
MSK1.RU пообщался с близкой приятельницей погибшей и практикующим хирургом, который рассказал об особенностях операций красоты.
К абдоминопластике (операция, направленная на восстановление контура живота. — Прим. ред.) Юлия готовилась, говорит ее лучшая подруга Галина. Хирургическое вмешательство потребовалось после рождения второго ребенка. Женщина из-за кесарева сечения, сообщила Галина, чувствовала боль в области живота.
— Занималась спортом, следила за своим здоровьем и здоровьем семьи. Я знала, что она собирается на операцию, мы об этом разговаривали. На операцию она решилась из-за шрама и порванных мышц после двух кесаревых, это ее мучило и беспокоило. Она занималась спортом, а подтянуть кожу живота не удавалось, — говорит Галина.
Исправить дефект можно было только оперативным путем. Прежде чем оказаться на столе хирурга, Юлия консультировалась в нескольких клиниках. Последний разговор у подруг состоялся в день операции.
— Когда мы с ней разговаривали, она мне сказала: «Я готова, но мне страшно». Но я подумала, что это, как у всех у нас, просто неизвестность. Мы с ней поговорили, и ей стало легче. Вечером после операции мы с ней списывались — она сказала, кашлять больно, вкололи обезболивающие, наркоз шикарный, перевели в палату. Я сказала, что всё будет хорошо, отдыхай, созвонимся завтра, — поделилась с MSK1.RU Галина. — Утром я ей написала, спросила как дела, но ответа не было.
Через 2 часа позвонил ее муж и сказал, что Юля умерла. Это были самые страшные слова в моей жизни. Поверить в это невозможно.
Предварительная причина смерти Юлии — тромбоэмболия. Галина подтвердила, что у подруги был низкий гемоглобин и ее не с первого раза взяли на операцию.
По словам московского пластического хирурга Владимира Плахотина, абдоминопластика — эстетическая операция. Она пользуется популярностью и у женщин, и у мужчин. Первые хотят «подобрать фартук», который образовался на животе после родов, а вторые — получить красивый пресс без изнурительных тренировок.
Так, спортивное тело захотел Филипп Киркоров. По словам артиста, он весил 118 килограммов, это его не устраивало: лишний вес мешал красиво двигаться на сцене, не все костюмы для шоу хорошо сидели, да и о здоровье нужно было подумать. Поэтому он решил проблему с помощью липосакции и липоскульптурирования.
Как правило, перед любой операцией пациентам необходимо сдать анализы. Как и у любой медицинской манипуляции, у абдоминопластики есть противопоказания, рассказал хирург. Это избыточная масса тела, ожирение, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания. В таких случаях пациентов обычно просят привести здоровье в порядок.
Опасно проводить абдоминопластику и женщинам с низким гемоглобином. Известно, что у Юлии показатели крови были не в норме и врачи отменили первую операцию. По словам пластического хирурга Владимира Плахотина, пациентов с подобной проблемой можно оперировать только через 3–4 месяца, а иногда и через полгода. Если не стабилизировать уровень гемоглобина, то могут возникнуть осложнения.
— Сейчас часто встречается такая вещь, что некоторые пациенты очень сильно хотят сделать пластическую операцию и подделывают анализы. Они скрывают от врачей проблемы со здоровьем, — рассказал хирург Владимир Плахотин.
Сколько стоит красивый живот?
В среднем абдоминопластика в московских частных клиниках стоит 300 тысяч рублей, но часто итоговая сумма больше.
— Сейчас операции складываются как бы из кубиков. Если девушка хочет еще и красивую попу и чтобы материал не пропадал, его вставляют в область ягодиц. Это стоит около 150–200 тысяч рублей. То есть операция может обойтись пациенту как в 300 тысяч только за живот, так и в 700−800 тысяч рублей. В зависимости от объема оперативного вмешательства, — объяснил пластический хирург.
Смертельные операции
Юлия стала третьей погибшей после пластической операции в этом году в московских клиниках. В феврале жительница столицы сделала круговую подтяжку лица. На следующий день после вмешательства 55-летняя женщина скончалась. Операцию она делала в частной клинике в Хамовниках. По предварительной информации, женщина могла умереть из-за оторвавшегося тромба.
— Она как раз подделала анализы, представляете? Причем это доказано, — рассказал пластический хирург Владимир Плахотин.
16 февраля продюсеру Петру Гаврилову провели операцию на желудке в московской клинике «Ай Кью Пластик» звездного хирурга Тимура Хайдарова. Через несколько дней мужчине стало плохо, он впал в кому и умер.
По предварительной версии, причиной смерти продюсера стало заражения крови. Родные и близкие Гаврилова уверены, что инфекцию мужчине занесли во время операции в клинике.
Пластический хирург Владимир Плахотин предположил, что продюсер не выполнял послеоперационных рекомендаций врачей.
— Это скрывают, конечно, но извините, после операции он просто переел. Пациент был голодным. И он наелся так, что швы лопнули. Об этом просто никто не говорит, — рассказал врач.
Но, по словам Тимура Хайдарова, причиной смерти продюсера стала злокачественная гипертермия пациента (реакция организма на резкое повышение температуры тела до 42–43 градусов. — Прим. ред.).
Кто несет ответственность?
По факту смерти Юлии П. СК возбудил уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших смерть). Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок до шести лет.
По словам юриста Юлии Федотовой, если следствие докажет, что смерть Юлии наступила в результате медицинской ошибки, то уголовную ответственность за смерть пациента будет нести пластический хирург. Однако тут есть нюансы.
— Все экспертизы по таким делам может проводить только судебный экспертный центр Следственного комитета. И срок готовности экспертиз — от 5 лет. За время проведения экспертизы сроки давности, естественно, не приостанавливаются, они истекают. И врачи, даже если они виновны, избегают уголовной ответственности, — объяснила юрист.
Есть еще один важный момент в подобных делах — чтобы доказать виновность врача, экспертиза должна установить наличие прямой причинной связи между ошибками медика и смертью пациента. По словам юриста, проблема заключается в том, что зачастую причинную связь устанавливают косвенно. Например, врач немного неправильно начал или закончил операцию или, наоборот, что-то не сделал.
Частная клиника тоже может понести ответственность, только гражданско-правовую. Если семья погибшей Юлии П. подаст иск о компенсации морального вреда, то медцентр по решению суда обязан будет возместить ущерб, потому что он отвечает за действия врача.
Также клинику могут закрыть. Но только в том случае, если будет доказано, что в медицинском центре не было нужного оборудования или необходимых препаратов, которое могли бы спасти пациентку.
— Если данная проблема была исключительно проблемой клиники, то ответственность может нести еще руководство медцентра по статье о халатности. Потому что именно оно не закупило все необходимые препараты, оборудование и так далее, — объяснила юрист.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».