Происшествия Преследование «Мемориала»* «Перевернули всё»: как у сотрудников «Мемориала»* проходили обыски и что известно о деле организации

«Перевернули всё»: как у сотрудников «Мемориала»* проходили обыски и что известно о деле организации

В прошлом году общество получило Нобелевскую премию мира

21 марта у сотрудников «Мемориала»* прошли обыски

Утром 21 марта в квартирах нескольких сотрудников и офисе правозащитной организации «Мемориал»* прошли обыски. К вечеру стало известно о том, что против сопредседателя «Мемориала»* Олега Орлова возбудили уголовное дело о повторной дискредитации армии России.

К зданию «Мемориала»*, а потом и к зданиям МВД и следственного управления весь день приходили люди, чтобы поддержать сотрудников организации. Рядом с ними находились и корреспонденты MSK1.RU. Рассказываем, что известно об обысках и деле к вечеру.

Повторная дискредитация

Пока единственное уголовное дело, которое было возбуждено против конкретного сотрудника «Мемориала»*, — это дело против его сопредседателя Олега Орлова. Утром у Орлова прошел обыск, а позднее его доставили в следственное управление, там провели допрос и сообщили о возбуждении дела. Орлов обвиняется в повторной дискредитации Вооруженных сил России.

— Сейчас я переведен из статуса подозреваемого в статус обвиняемого. Основанием для возбуждения уголовного дела стал мой пост, где я перепостил мою же статью, которая называлась: «Им хотелось фашизма, они его получили», — рассказал Орлов.

Орлова отпустили из следственного управления под подписку о невыезде. По вменяемой статье ему грозит до 3 лет лишения свободы. Сам Орлов говорит, что к тому, как был проведен обыск, у него претензий нет. У него забрали все носители информации, антивоенный значок, стикеры «Мемориала»* и книгу «Россия — Чечня: цепь ошибок и преступлений».

— Прекрасная книга! Это про первую чеченскую войну. Она была одна, и ее взяли. Следователь гуманно дал мне возможность покурить. Спасибо ему! — сказал Орлов.

Реабилитация нацизма

Обыски в офисе «Мемориала»* на Каретном Ряду, который официально уже организации не принадлежит, прошли на основании уголовного дела о «реабилитации нацизма». Поводом для этого дела стал список жертв политических репрессий, который вело общество. В базе «Мемориала»* оказались Петр Долженков, Петр Двойных и Рудольф Наймиллер.

Один из них работал в немецком полицейском отряде и за это был приговорен к лагерям, два другим осуждены за измену родине. Различные историки иногда обращают внимание на противоречивых лиц в базе «Мемориала»*, таких, как эти трое. Однако в самом обществе неоднократно отмечали, что непосредственно работники не решают, кого включать в список. База организации — интегральна, она собирает информацию из региональных Книг памяти. У каждого имени, которое появилось в списке правозащитников, есть источник.

Так, например, Петр Долженков и Петр Двойных фигурировали в Книге памяти Республики Татарстан (4-й том, 2001 г.). При этом «Мемориалу»* была известна лишь статья, по которой они были включены в Книгу. Рудольф Наймиллер попал в базу из списка «Одесского мартиролога», и в нем он считается жертвой национальной операции. Дело Наймиллера было рассекречено только в январе 2023 года, уже после того, как он попал в базу «Мемориала»*.

Обыски

Обыски у сотрудников «Мемориала»* начались утром 21 марта. Член общества Анастасия Поливанова рассказала, что в районе 7 утра силовики пришли к ее родителям — там Анастасия прописана — а около 10 утра и по месту ее фактического проживания.

— У меня перевернули всё, даже старые семейные фотографии. Копались под ванной, на кухне в хозяйственных принадлежностях, но больше всего в комнате: в одежде, в художественных вещах сына и моих близких. Искали всё связанное с «Мемориалом»*, если находили, то сразу изымали, — рассказала Поливанова.

По словам сотрудницы общества, правоохранители интересовались тем, как составляется база данных жертв политических репрессий, как давно она работает в «Мемориале» и откуда источники сведений. Ей обещали отдать все личные вещи не раньше чем через 2–3 месяца. Кроме этого, силовики тщательно изучили загранпаспорта Поливановой — она их не выбрасывает даже после истечения срока, оставляет на память.

— [Силовики] нашли загранпаспорт, который выдан в 1999 году и действовал до 2004-го. Не знаю, как такое выдал паспортный стол. На паспорте написано: «Союз Советских Социалистических Республик». Они говорят: «Это что? Это же запрещенная террористическая организация! Вы член экстремистской организации? СССР уже тогда 8 лет не существовало!», — делится Анастасия.

Всего с обысками пришли к 9 сотрудникам «Мемориала»*. Кроме Орлова и Поливановой и ее мамы, среди этих сотрудников были Ирина Островская, Никита Петров, Александр Гурьянов, Алена Козлова, Галина Иорданская и председатель «Мемориала»* Ян Рачинский.

У следственного управления СК в Тверском районе Москвы Иорданская рассказала, что находится здесь в статусе свидетеля. Кроме Орлова действительно никому из сотрудников пока не предъявили обвинения.

— Была подписка о неразглашении. Обыски проходили как обычно, если так можно сказать, но сравнивать особо не с чем. У меня усугублялось всё тем, что животных в квартире много: две собаки и две кошки. С нами вежливо всё было, но дом перевернут вверх дном, — рассказала Иорданская.

Александра Гурьянова и Яна Рачинского доставили на допрос в СК

Известно, что силовики многих из сотрудников «Мемориала»* попросили подписать документы о неразглашении. Ее отказался брать Александр Гурьянов, сообщила SOTA. По словам Гурьянова, следователь вызвала понятых, сфотографировала себя и подписку, чтобы на фотографии было видно, что она предъявлена.

Чем занимается «Мемориал»*?

«Мемориал»* начал зарождаться в конце 80-х годов на фоне перестройки. Первым председателем организации был академик, правозащитник и лауреат Нобелевской премии мира Андрея Сахаров. Предпосылками для создания «Мемориала»* стали репрессии времен Иосифа Сталина. По официальным данным, от них пострадало более 3,5 миллиона человек.

Последние десятилетия «Мемориал»* вел активную деятельность по сохранению исторической памяти и реабилитации жертв политических репрессий. Соловецкий камень на Лубянской площади, который считается одним из главных монументов в память о всех жертвах террора, появился благодаря усилиям общества. Также благодаря «Мемориалу»* был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий».

«Мемориал»* представляет из себя две организации — «Международный Мемориал»* и правозащитный центр. Первый как раз занимается историей ГУЛАГа, изучением архивов, исследованием политики государственного террора в СССР. Второй проект был направлен на исследование нарушений прав человека и норм международного гуманитарного права в зонах массовых конфликтов и поддержкой политических заключенных.

В 2022 году «Мемориал»* вместе с украинской организацией «Центр гражданских свобод» и белорусским правозащитником Алесем Беляцким, председателем правозащитного центра «Вясна» получил Нобелевскую премию мира. За год до этого Верховный суд РФ ликвидировал общество «Мемориал»*.

* «Мемориал» внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Мнение
«Вывозить людей только автобусами — это безумие». Как решить транспортный коллапс в Балашихе — три совета аналитика
Анонимное мнение
Мнение
Леса, поля и голубая гладь канала. Колонка журналистки MSK1.RU о самом популярном подмосковном веломаршруте
Серафима Путиева
Рекомендуем