Правозащитная организация «Команда против пыток» (КПП) сообщила, что их юристу Магомеду Аламову угрожают убийством влиятельные родственники Марины Яндиевой, сбежавшей из Ингушетии из-за домашнего насилия. Перед Аламовым поставили условие: или он возвращает девушку домой, или в воскресенье, 29 октября, его убьют.
«Выполнял роль таксиста»
5 октября 28-летняя Марина Яндиева уехала из Ингушетии. Родственники Марины объявили ее в розыск как пропавшую без вести, а после написали на нее заявление о краже. По той же схеме возвращают и других сбежавших от домашнего насилия женщин: так в Чечню из Москвы увезли 20-летнюю Селиму Исмаилову.
Правозащитник (Аламов живет в Чечне) просто подвез Яндиеву на части пути. При этом имени попутчицы и подробностей поездки ему не сообщали в целях безопасности.
Руководитель «Команды против пыток» Сергей Бабинец в разговоре с MSK1.RU уточнил, что их организация лишь выполнила просьбу кризисной группы «СК SOS» (признана в РФ иноагентом), которая и занималась спасением Марины Яндиевой.
— Магомед не в курсе, где сейчас находится Марина. Более того, мы не в курсе, где она. Мы ее подвезли и никакого больше участия в ее эвакуации не принимали. Магомед по сути выполнял роль таксиста, — сказал Сергей Бабинец.
«Давайте таксиста из "Яндекса" привлекать к ответственности, чтобы он вернул пассажирку, которую он довез до вокзала неделю назад»
Угрозы
После поездки Магомеду позвонили из Центра по противодействию экстремизму Ингушетии, чтобы опросить о пропаже девушки. По информации КПП, через три дня после этого чеченские полицейские доставили брата Аламова в полк Кадырова, где угрожали ему и требовали убедить Магомеда вернуться в Чечню.
Во вторник, 24 октября, «Команда против пыток» рассказала, что родственники Марины угрожают убить Аламова и его семью, если девушка не вернется домой в течение недели. По информации правозащитников, тетя Яндиевой — исполняющая обязанности министра здравоохранения Ингушетии, а дядя работает в МВД.
По словам Сергея Бабинца, быть правозащитником на Кавказе в целом тяжело, потому что высок риск нападения. О работе Магомеда в Чечне прекрасно знали и несколько лет назад приходили к его родственникам и расспрашивали об этом.
— Магомед не работал по чеченским делам, он работал по делам нарушения прав человека, в том числе нарушениям прав на свободу от пыток в других регионах. Спасло ли это его? Нет, не спасло. Как мы видим, даже в каком-то тривиальном и простейшем деле, где замешаны силовики и высокопоставленные чиновники, можно напороться на такую историю, — прокомментировал Бабинец.
«Жить в Чечне, быть чеченцем и заниматься правозащитой там — равноценно самоубийству»
Магомед в заложниках?
По словам Сергея, Магомед сейчас находится в Чечне и связаться с ним тяжело. Уехать из региона и оставить семью правозащитник не может.
— Нужно понимать специфику кавказских регионов. У людей самая главная ценность в жизни — это семья. Магомед не может уехать из Чечни и, грубо говоря, сбежать от преследования. Там живут его многочисленные родственники, — продолжил Сергей Бабинец.
«Он прекрасно понимает, что угрожают ему, но если уедет, то сразу же под угрозу попадут его близкие. Будут уже от них требовать, чтобы они ее вернули»
— Им предъявят претензии по Марине Яндиевой. А Магомеда еще и обвинят в том, что семью бросил на произвол судьбы. Магомед, естественно, будет до самого конца отстаивать свою правоту и защищать свою семью. Для него это вопрос чести. Мы предлагали ему уехать, он отказался, — сообщил руководитель «Команды против пыток».
Сергей Бабинец также рассказал MSK1.RU, что Аламов вместе с адвокатом обращался к следователю Нальгиеву в Ингушетии, чтобы разрешить ситуацию, но это не помогло.
— Единственное, что нужно сделать родственникам Марины, — сесть и публично сказать, что они претензий к нему не имеют. Пускай они от него отстанут. Хотят искать девушку дальше, пускай ищут, только использовать для этого нужно законные способы, — сказал Бабинец.
Ранее MSK1.RU писал, что Генпрокуратура отказалась утвердить обвинительное заключение по делу сестер Хачатурян, убивших своего отца. В ведомстве попросили Следственный комитет уточнить мотивы девушек. Дело касается двух из трех сестер Хачатурян — Крестины и Ангелины. Следователи уже более 5 лет разбираются в обстоятельствах жестокого убийства Михаила Хачатуряна. Подробнее об этом деле мы рассказывали здесь.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».