На прошлой неделе Сбербанк без объяснения причин заблокировал счета и доступ к мобильному приложению россиянам, которые помогали деньгами украинским беженцам и россиянам с приграничных территорий.
Активисты и волонтеры обратились в поддержку, но внятных ответов на свои вопросы не получили — в банке ссылались на «подозрительные действия», а в некоторых случаях и на статью 115 ФЗ — легализация нелегальных доходов и/или спонсирование терроризма. Разбираемся, в чем дело.
Кому заблокировали
Заблокировали счета как публичным людям, которые занимаются помощью беженцам, так и тем, кто просто перечислял деньги, не афишируя это.
— Я только что из «Сбера». Хлопают глазами, просят подождать до указанного срока рассмотрения обращения. Говорят, что это борьба с мошенничеством, — написала в Facebook (деятельность запрещена в РФ) пользователь Людмила Бычкова.
Другому клиенту в отделении Сбербанка сказали, что причина блокировки — обналичивание денег.
— Похлопала глазами: «А разве это запрещено?» Обещали рассмотреть запрос в течение пяти дней, но новую карту не могут открыть — всё окутано тайной, — написала Ольга Ерилова.
Восстановили, но не всем
18 июля депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский на своей странице в Facebook (деятельность запрещена в РФ) написал, что некоторым активистам вдруг восстановили доступ к счетам:
— Без всяких объяснений, просто восстановился доступ. Думаю, что широкая огласка подействовала.
Но доступ вернули не всем. Журналист Галина Артеменко, которая занимается благотворительностью и помогает беженцам, рассказала корреспонденту MSK1.RU, что блокировка ее счетов всё еще в силе.
— Счета заблокировали, руководствуясь 115-й статьей. Хотя многих, кто донатил в том числе и мне, разблокировали.
Журналистка сразу написала заявление в банк, но безуспешно — вынесли решение оставить блокировку.
Руководитель пресс-службы Сбербанка Полина Тризонова от комментариев на эту тему отказалась. Мы написали официальный запрос в банк, если поступит ответ, то мы дополним публикацию.
Что такое «подозрительные действия»
Многим клиентам в отделениях Сбербанка говорили, что их счета заблокированы из-за «подозрительных действий». Директор компании «Мёбиус» Эдуард Кузнецов объяснил, что это может значить:
— Есть положение, которое описывает эти подозрительные операции. Например, если через счет проходит много денег. Частью подозрительных операций являются транзитные операции. Есть шесть признаков таких операций, как правило, это связано с поступлением денежных средств на расчетный счет от большого числа контрагентов и перечислением этих средств на большое количество других лиц. Кроме того, подозрительно нахождение денежных средств на счете не более двух дней, то есть сразу пришли и ушли в том же объеме. Еще два признака, которые говорят о недостаточной уплате налогов.
Кроме того, уточняет юрист, есть операции, которые связаны со сложными запутанными сделками, которые не имеют очевидной экономической цели, например, прибыли. Как правило, к таким сделкам относятся совершенно нормальные переводы. Банк в случае подозрений должен запросить документы у финансового мониторинга (специальная служба, которая есть у каждого банка), провести анализ и только потом блокировать счет.
«Банк должен запрашивать документы, а потом блокировать счет, но нередко происходит как раз наоборот — сначала блокируют, потом разбираются»
— Есть определенные списки организаций от Роскомнадзора, которые относятся к экстремистской деятельности. В список внесли — у банка появляется основание блокировать счета, даже если нет уголовного дела за «спонсирование терроризма», — уточнил юрист.
Как оспорить блокировку
По словам Эдуарда Кузнецова, существуют способы оспорить решение банка.
— Можно обратиться в банк с запросом, — объяснил он. — И банк обязан его рассмотреть и разъяснить, каким образом можно реабилитироваться, какие документы или какую информацию предоставить банку, чтобы раскрыть содержание этих подозрительных операций. Можно обратиться в сам банк, если не сработало — в межведомственную комиссию. Если и этого оказывается недостаточно, можно обратиться в суд. То есть получается, что механизм существует, хотя на это уходят месяцы.
Юрист добавил, что каждый конкретный случай нужно оспаривать, например, если деньги были перечислены родственникам, то понятно, что ни на какую покупку, например, оружия, они не пошли.
Ранее мы рассказывали о том, как государство отказывает в поддержке беженцам с инвалидностью, пережившим бомбежки. Кроме того, прочитайте про многодетную семью, которая уехала из-под обстрелов в Шебекино и тщетно ждет помощи.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».