В понедельник, 26 февраля, в Головинском районном суде Москвы прошли прения по уголовному делу члена правления «Мемориала»* Олега Орлова*. В октябре прошлого года его обязали выплатить штраф в размере 150 тысяч рублей за пост в Facebook (деятельность запрещена в РФ) по статье о повторной дискредитации армии. Однако дело отправили на повторное рассмотрение.
Орлов* находится под запретом определенных действий. В материалах дела появились отягчающие обстоятельства, из-за которых его отправили на повторное рассмотрение. По статье о повторной дискредитации армии Орлову* вновь грозит до трех лет тюрьмы.
Поддержать Олега Орлова* пришли многие послы зарубежных стран, правозащитники, активисты. На заседании по его уголовному делу также заметили Владимира Лукина — сооснователя партии «Яблоко».
Во время прений прокурор запросил Орлову* 2 года и 11 месяцев колонии общего режима, а также запрет пользоваться интернетом в течение 3 лет. По словам гособвинения, сопредседатель «Мемориала»*, говоря про фашизм, оскорбляет военнослужащих и россиян.
— Я полагаю, Орлов* — человек с высшим образованием, он привлекался к ответственности по статье КоАП о дискредитации армии. Но всё равно опубликовал статью. Орлов* осознавал «смысл фразы» «Они хотели фашизма. Они его получили», — заявила сторона гособвинения.
По словам адвоката Орлова*, вопросы обвиняемого и защиты остались без ответа. А все обвинения строятся на заключении некомпетентных экспертов.
— Если вам не отвечают, за что именно вас судят, как можно выстроить защиту? Что остается делать в этой ситуации? Читать Кафку? У авторов [экспертиз] нет полномочий для проведения лингвистических экспертиз. Автор некомпетентный. Она не имела стажа работы. Еще меньше года назад она была стажером, о чем сказала на суде. Эксперт сама собрала материал, ей не передавали [его] в процессуальном порядке. В документах указаны разные ссылки.
«Все экспертизы должны быть проверяемые. Ее методики проверить невозможно»
Орлов* выступил с последним словом, завершил речь обращением к чиновникам, судьям, прокурорам и силовикам.
— Я решил сказать: «Я не совершил преступления». Государство в нашей стране контролирует частную жизнь, оно становится всеобъемлющим. Очень коротко перечислю события: в России запрещают книги современных русских писателей, запрещают во ВШЭ цитировать иноагентов, запрещают несуществующее движение ЛГБТ **— по сути, вмешательство в частную жизнь, — сказал Орлов*.
По словам правозащитника, во время заседаний он не особо участвовал в процессе — перечитывал роман Франца Кафки «Процесс».
— Мы, в отличие от героя романа Кафки, понимаем, за что нас наказывают. Нас наказывают за то, что мы критиковали власть. В последние дни людей хватали за то, что они пришли к памятнику жертвам политических репрессий почтить память Алексея Навального.
Орлов* также сказал, что наказание для него неизбежно. И он не надеется на оправдательный приговор. По словам правозащитника, он ни в чем не раскаивается и не сожалеет.
Приговор огласят завтра, 27 февраля.
Напомним, 13 февраля апелляционный военный суд ужесточил приговор политологу Борису Кагарлицкому* (признан в РФ иностранным агентом) по делу об оправдании терроризма. Вместо штрафа в 600 тысяч рублей ему назначили 5 лет лишения свободы. Олег Орлов* рассказал, почему после этого он не уехал из России.
* Признаны в РФ иностранными агентами, организация была ликвидирована.
** Деятельность запрещена в РФ.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».