В 2024 году по программе реновации в Москве из пятиэтажек в новостройки переехали тысячи семей. Но не для всех это стало началом комфортной жизни: многие столкнулись с бытовыми проблемами — лифты в домах ломаются, трубы подрывает, а управляющие компании обслуживают многоэтажки спустя рукава.
MSK1.RU решил собрать самые яркие истории, связанные с реновацией. Рассказываем, с чем пришлось иметь дело нашим читателям в 2024 году. Первую часть можно прочитать по ссылке, а вторую — здесь.
Программа реновации в Москве была анонсирована в феврале 2017 года. В общей сложности она затронет больше 5000 домов (в основном это панельки серий I-510, I-511 и I-515). В домах, подлежащих сносу, сейчас живут около миллиона человек, и больше всего пятиэтажек — на востоке и юго-востоке Москвы в районах Кузьминки, Перово, Северное Измайлово. Бюджет реновации оценивается примерно в 3,5 триллиона рублей. Сама программа разделена на волны: первый этап рассчитан до конца 2024 года, второй — с 2025-го по 2028-й, третий — с 2029-го по 2032 год.
«От дома отваливаются куски»
Новостройка по адресу ул Архитектора Власова, дом, 2 была заселена не так давно — в октябре 2022 года. Тем не менее состояние постройки уже оставляет желать лучшего.
Москвичка Анна, старшая по дому, рассказала корреспонденту MSK1.RU, как всего за несколько дней до обращения в редакцию мимо ее балкона пролетела очередная отколовшаяся фасадная плитка, разбившись о припаркованную во дворе машину.
— Это у нас далеко не первый такой случай, — вздыхает женщина. — Дом просто разваливается, плитка от него отваливается по кускам.
Кроме того, жильцов беспокоят постоянные поломки лифтов — частая проблема в домах по реновации. По словам москвичей, иногда им приходится по несколько дней подряд подниматься на свой этаж пешком, потому что оба лифта стоят, и ремонтировать их не спешат.
Годы в ожидании переезда
Героиня этой истории, напротив, с нетерпением ждет, когда ее переселят в новую квартиру по реновации, ведь жизнь в нынешних условиях совсем невыносима.
Татьяна Хитрова — пенсионерка с инвалидностью — живет в небольшой комнатушке в ветхом общежитии, построенном еще в 1950-х годах.
— С 2001 года я стояла в очереди на получение квартиры от государства, — рассказывает Татьяна. — Пока ждала, предложили приватизировать комнату общежития, в котором живу, я так и сделала. А оказалось, из-за этого меня сняли с очереди на квартиру.
Надежда на более комфортное жилье у пенсионерки появилась вновь, когда в Москве стартовала программа реновации, и старое общежитие, в котором живет Татьяна, в нее попало. Но лишь во вторую волну — это 2025−2028 годы.
Женщина уже не первый год пишет в различные инстанции, чтобы ей выделили хотя бы небольшую квартиру в доме, построенном при первой волне реновации. Условия в общежитии почти аварийные, и Татьяна боится просто не дожить до переезда. Пока что ее просьбы остаются без ответа.
«Всё могло кончиться трагедией»
Об одном достаточно опасном происшествии редакции MSK1.RU рассказали жильцы реновационной новостройки по адресу улица Академика Скрябина, 3/1. Весной 2024 года в одном из подъездов дома вспыхнул пожар.
О возгорании соседи сообщали друг другу по телефону, кричали в окна.
— Мы сначала подумали, что ничего серьезного, — вспоминает Анастасия, одна из жильцов дома. — Но после звонка соседки я поняла, что пожар сильный. Разбудила ребенка, взяли мокрые тряпочки и стали спускаться по лестнице. Везде были дым и гарь…
В итоге обошлось без жертв. Но что удивило жильцов, так это полное отсутствие какого-либо централизованного оповещения о пожаре. Как позже выяснилось, противопожарная сигнализация была отключена.
— Всё дело в том, что сигналка у нас срабатывала после сдачи дома постоянно, — объяснили MSK1.RU жильцы. — Могла внезапно заработать посреди ночи или в разгар рабочего дня. Дети просыпались, плакали, пенсионерам не было покоя. Мы писали в УК. Сигнализацию приходили ремонтировать, но вместо этого в итоге просто отключили.
Если бы жильцы вовремя не заметили пожар ночью, могла бы случиться трагедия.
Битва за счетчики
Еще об одной распространенной в новостройках по реновации проблеме этой осенью рассказали MSK1.RU жильцы сразу нескольких московских домов. Москвичам отказывают в подаче показателей счетчиков расхода тепла и квитанции им приходят с суммами заметно выше, чем они тратят на самом деле. Жалобы жильцов управляющая компания, по их словам, просто отказывается слышать.
— У нас в доме установлены на этажах индивидуальные счетчики учета тепла, — объясняет Александр, житель новостройки. — Мы, по идее, должны каждый месяц снимать показания этих приборов и отправлять на городской портал, чтобы в квитанциях за коммунальные услуги значилась та сумма, которая была потрачена на отопление конкретной квартиры.
По словам жильцов, функция на «Госуслугах» просто недоступна. Ее должна разблокировать управляющая компания, и в «Жилищнике» уже много месяцев обещают решить проблему, однако безрезультатно.
— Подавать индивидуальные запросы и жалобы — не так много смысла, жильцы должны провести общее собрание собственников, — посоветовала юрист Анна Дмитриева. — Если жильцы определились, что хотят платить по счетчикам, это нужно зафиксировать в протоколе собрания и отправить в управляющую компанию. УК обязана исполнить пожелание жильцов в таком случае. Если нет — следует направить жалобу в жилищную инспекцию.
Юрист Денис Хмелевской также отметил, что для упрощения коммуникации с «Жилищником» обязательно нужно выбрать совет по дому и председателя этого совета. Он от имени жителей согласовывал бы всё, что касается коммунальных платежей и других вопросов с представителями УК.
Ранее мы обсуждали московскую программу реновации с урбанистом Аркадием Гершманом: читайте, как из хрущевок делают комфортное жилье в Германии. Как могли бы выглядеть панельные дома, если бы власти занялись их обновлением, показал на своих эскизах Станислав Моргун. О других проблемах московской программы реновации мы рассказываем в отдельном сюжете.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».