Лето Едем в отпуск Ладога, шхеры, тонны черники. Что посмотреть в Карелии и сколько это стоит

Ладога, шхеры, тонны черники. Что посмотреть в Карелии и сколько это стоит

Десять дней на яхте по Ладожскому озеру — в ярких фотографиях и видео

Ладожские шхеры — небольшие скалистые острова, разделенные протоками — отличное место для водных походов

Для одних летний отдых — это жаркие пляжи, отели «всё включено» и автобусные экскурсии по достопримечательностям. А для других — закаты в палатке вдали от большого города наедине с суровой северной природой.

Для тех, кто препочитает второй вариант, о парусном походе по Ладожским шхерам рассказала автор MSK1.RU Серафима Путиева. Читайте, как попасть в заповедные места, сколько это стоит и подойдет ли вам такой отдых.

Впервые на Ладоге я побывала, когда мне было одиннадцать. Родители тогда думали, как нам с братом провести с пользой летние каникулы. Решающую роль в выборе направления сыграла давняя мамина любовь к парусному спорту и русскому северу.

Яхты меня впечатлили раз и навсегда. С тех пор я отучилась в студенческой парусной секции, получила права, поучаствовала в десятке соревнований. И в этом году я вернулась туда, откуда начиналась моя любовь к парусам: в Карелию. Вернулась уже не матросом, а рулевым — руководитель парусного лагеря доверил мне яхту, на которой я была бессменным капитаном. Большая ответственность, но обо всём по порядку.

Карельская природа

Как добраться


Ладожское озеро — второе по величине озеро в России, находится к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Базовый лагерь, где расположился наш флот, организован на острове Койонсаари в западной части Ладоги, где многочисленные острова образуют живописные шхеры. Добраться до Койонсаари легче всего на своем автомобиле, от северной столицы дорога займет около четырех часов.

На электричке от Финляндского вокзала за три часа можно доехать до Приозерска или до платформы Кузнечное, откуда вам предстоит еще час дороги на такси до поселка Вятиккя. С причала поселка нас забирал на моторной лодке руководитель лагеря, чтобы отвезти к месту стоянки.

Большая часть островов в Ладожском озере покрыты сосновым лесом и мхом

Сколько стоит


Дорога от Москвы до Санкт-Петербурга обойдется вам в среднем в 2000–2500 рублей в одну сторону (столько в летний сезон стоят билеты на поезд). Электричка — еще в 400–500 рублей, и в 2500 рублей — такси от станции.

Пребывание в лагере (включая проживание в палатках и продукты питания): 7 дней — 21900 рублей, 4 дня — 12900 рублей, 2 дня — 6400 рублей. Дети до 6 лет могут приехать с родителями бесплатно, для детей 6–9 лет скидка 50%, 10–14 лет — 30%.

Жизнь в палатке и тренировки под парусом


В походе почему-то никогда не получается долго спать. В Карелии белые ночи продолжаются до первой декады августа: уже в пять утра в стенки палатки бьет солнечный свет, с воды кричат утки и чайки, а над озером поднимается свежий ветер.

Стоянка после дальнего перехода

Завтрак, как, впрочем, и обед с ужином, в лагере готовится силами самих отдыхающих. Группа у нас в этот раз была большая, дежурили все исправно. Утром — каша со сгущенкой, вечером — с тушенкой, всё по-походному.

После завтрака — выход на воду. В зависимости от погодных условий и планов руководителей это либо тренировки-прогулки под парусом на 2–3 часа, либо долгий радиальный переход с возвращением к ужину.

Ветер в парусах

Я была рулевой на яхте проекта «Чибис» — балластированном швертботе. Вместимость такой лодки — до 6 человек, в каюте 4 спальных места. Из-за ширины корпуса и умеренной площади парусности это идеальный вариант для выхода на воду даже в достаточно сильный ветер.

Швертбот — разновидность парусной яхты, у которой установлен шверт — подъемный «плавник» на днище, служащий для устойчивости на курсе. Балластированный шертбот — яхта с утяжеленным швертом.

Команда моя менялась: в группе из 40 человек, конечно, почти каждый хотел побывать матросом на одной из парусных яхт (у остальных была возможность выйти на большом гребном яле).

Вечерняя тренировка с командой

У кого-то паруса сразу вызывали искренний интерес. Радостно было видеть тот же восторг в глазах новоиспеченных яхтсменов, что был у меня, когда я впервые взяла в руки шкоты.

Шкоты — элементы такелажа, необходимые для управления парусами.

К концу похода почти все определились с тем, на чём и как им больше нравится ходить. У меня сформировалась достаточно дружная и интересная команда: дети и подростки (а большую часть группы составляли именно они) жадно впитывали даже сложную теорию, ходили за мной с листочками и ручками, записывали названия курсов относительно ветра и яхтенных снастей.

Сосредоточенный юный рулевой

Были, конечно, и те, для кого парусные лодки оказались неоправданно дискомфортным способом передвижения: на ветру холодно, веревки натирают руки, борт кренится, и редко получается расслабиться. Такие ребята предпочитали оставаться на моторке или садились за вёсла яла.

Закат на воде

Постоянный форс-мажор


Все наши выходы на воду, конечно, контролировались опытными тренерами, в любой опасной ситуации руководители готовы были подстраховать на моторной лодке. И всё же мне как капитану одной из яхт не раз приходилось самой за считанные секунды принимать непростые решения.

В первый же день, когда на борту у меня была совсем еще неопытная команда из девочек 13–16 лет, нам пришлось распутывать на полном ходу стаксель-фал, зацепившийся за мачту, а затем грести изо всех сил, чтобы избежать столкновения с камнями в узком проливе при сильном встречном ветре.

Стаксель-фал — снасть, предназначенная для подъема и спуска переднего паруса — стакселя.

Все команды на яхте должны выполняться быстро и четко, а мои бедные матросы даже не знали, как называются многочисленные веревочки, которые нужно распутать, подтянуть и завязать.

Флот во всей красе

Я была уверена, что, вернувшись в лагерь, девочки больше не захотят иметь дело с парусами. Но каково было мое удивление, когда на следующее утро они в спасжилетах стояли на берегу, радостные от предвкушения и готовые снова выйти со мной на воду.

Самоотверженность требуется порой и от капитана. В одном из больших переходов, когда мы бросили якорь, чтобы причалить к берегу, оказалось, что трос, к которому он привязан, не был закреплен на борту лодки. Наблюдая, как тяжелый канат вслед за якорем идет ко дну, я поняла, что в моем распоряжении лишь пара секунд, чтобы проверить, нет ли при мне телефона и прочих ценных вещей. Нырять в одежде в холодную даже летом воду Ладоги — опыт не из приятных, но якорь был спасен.

Погода и ветер


Погода на Ладоге переменчивая. Прогнозы, которые наш руководитель получал из очень авторитетных источников, сбывались неохотно. Случались дни, когда сильный порывистый ветер не давал выйти на большую воду, когда даже в тихих шхерах задувало так, что приходилось брать рифы на парусах и надеяться на лучшее.

Взять рифы — уменьшить площадь паруса яхты при помощи специальных коротких веревок — рифов. Это необходимо при сильном ветре.

Непогода в лагере

Пару дней шли дожди. Но было и несколько теплых, даже жарких дней с ровным приятным ветром. Бывало, что ветер неожиданно стихал, так что моторной лодке приходилось буксировать яхты до лагеря. Тогда всё время, что нам оставалось до отбоя, мы проводили в ближайшем черничнике, откуда возвращались с ярко-синими пальцами и губами.

Встретили опасную тучу на воде
Карельский черничник

Достопримечательности ладожских шхеров


На острове Койонсаари, где расположился наш лагерь, есть несколько больших пляжей. Самый крупный из них местные называют «Майами» — за протяженность и светлый песок. Также на острове есть вершина, которая на картах никак не названа, но в нашей походной жизни она играла особую роль. Мы прозвали ее «Интернет-гора», потому что связь на острове можно поймать практически только с этой вершины.

Пляж «Майами»

Через небольшой пролив от лагеря на острове Линнасаари расположилась еще одна, уже более известная гора. Туристы называют ее Шапка Мономаха. По легенде, здесь в древние времена стоял замок, где родился сам Рюрик, родоначальник княжеской династии.

Шапка Мономаха, вид с «Интернет-горы»

В восточной части шхеров, у открытой Ладоги — Ягодный остров (название народное, на карте — сложнопроизносимое, и также оканчивается на -саари, потому что по-фински это означает «остров»). Туда мы ходили за черникой и голубикой.

В шхерах много красивых мест, которые можно посетить в ходе больших «радиалок»: Лауватсари, Линнамяки (Крепостная гора), мыс Раханиеми (Денежный), архипелаг Палосареты, залив Кочерга и другие.

Увидели нерпу

Недавно мы публиковали рассказ об отдыхе на Алтае с красивыми фотографиями природы и полезными советами туристам. Если и вас не тянет летом на юг, читайте нашу подборку северных направлений для путешествий. Также вам может быть интересно, в какие страны можно попасть без визы и даже без загранпаспорта, как сейчас добраться до Европы и где требуются международные водительские права.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Рекомендуем