MSK1
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Москве

Погода+8°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +5

2 м/c,

ю-в.

740мм 63%
Подробнее
USD 92,37
EUR 99,53
Дороги и транспорт «Всё рухнуло, как карточный домик». Российские пилоты подвели итоги 2022 года и сделали прогноз на будущее

«Всё рухнуло, как карточный домик». Российские пилоты подвели итоги 2022 года и сделали прогноз на будущее

Смотрим, как изменилась отечественная авиация в уходящем году

Пилоты российских авиакомпаний рассказали, как изменилась отечественная авиация в 2022 году

Прошедший 2022 год стал для России одним из самых тяжелых по различным факторам. Ушедшие стриминги, нарушенная логистика доставки зарубежных товаров, не легче было и авиации. Многие эксперты, да и сами пилоты отмечают, что прошедший год кардинально поменял всю отрасль: от выполнения полетов до обслуживания самолетов.

Вспоминаем главные события ушедшего года вместе с пилотами российских авиакомпаний.

Пролог

Конечно же, большинство событий в гражданской авиации в 2022-м были связаны со специальной военной операцией. Многие решения были приняты с поправками на нее. Введенные санкции практически оставили российские авиакомпании без самолетов, и перевозчикам пришлось искать пути поставки запчастей для воздушных судов. А маршруты изменились не только за рубежом, но и внутри страны: часть аэропортов до сих пор закрыта для полетов.

На фоне этого всё больше лоббировалось производство отечественных самолетов нового поколения SSJ и MC-21, но вместе с ними вспомнили и про уже имеющиеся Ту-204/214, Ил-96. Однако даже в этом случае страна сталкивалась с проблемой импортных комплектующих. Тот же SSJ на август 2022 всё еще состоял из 70% зарубежных деталей. Доходило даже до смешного — подписание контракта на поставку деталей из Ирана и обслуживание там самолетов.

В «Сухом Суперджете» около 70% зарубежных деталей

Тем не менее к концу года россияне так или иначе смогли выкупить и вывезти часть самолетов из-под двойной регистрации и теперь могут на них летать там, где не запретили иностранные государства. Самые страшные прогнозы про массовую «каннибализацию» самолетов если и подтвердились, то лишь частично. Но в целом компании смогли наладить поставку запчастей и обслуживание своего парка. В итоге к началу 2023 года летать есть на чём. И даже первый MC-21 не просто получил ливрею авиакомпании, но и, кажется, в новый год влетает с неплохим шансом на будущее. Буквально за пару дней до 2023-го Росавиация выдала лайнеру разрешение на полеты с фюзеляжем с деталями из российского композита и отечественными двигателями ПД-14.

Ну и, конечно же, еще одно событие, которое невозможно было не заметить, — это полный отчет Межгосударственного авиационного комитета о том, что случилось и как действовали пилоты «Уральских авиалиний», посадившие самолет на кукурузное поле в Подмосковье в 2019 году.

Взгляд изнутри

О проблемах с маршрутами, самолетами и запчастями говорили и сами пилоты. И именно они, как никто другой, понимают, как организовывается безопасность полетов. И вот как летчики описывают 2022 год:

Командир воздушного судна SSJ-100:

— Прошедший 2022-й год кардинально развернул всё на 180 градусов. Если раньше были приоритеты, направленные на приобретение импортного флота, ставка делалась исключительно только на импортную технику. Тот же «Аэрофлот» разработал свою концепцию, подразумевающую приобретение дорогостоящих самолетов Airbus A350. И весь рынок, концепция были заточены на перевозку иностранных пассажиров.

Но еще ковид показал всем, как это хрупко. И уже события, которые происходят сейчас, показывают, что нужно было ставку делать на внутреннее сообщение, перевозки, которые являлись основными в СССР. Как мы видим сейчас, вся центральная Россия осталась в изоляции. Нет ни краснодарского аэропорта, ни Ростова, Анапы, Брянска, Воронежа, Липецка. И это, конечно, серьезное переосмысление, потому что летать, кроме Сочи, оказалось некуда. Людей мы могли возить и возили, собственно, только за рубеж. И на это была сделана ставка всех турагентств.

«Теперь всё развернулось диаметрально противоположно. И надо развивать внутренний туризм, внутренние перевозки»

Как начался год и чем он закончился — это понимание того, что импортная техника так или иначе будет заменяться на российскую, а также что надо развивать внутренние, региональные полеты. Нужно искать новые места туристических направлений внутри России, за рубежом, развивать какие-то новые транспортные пересадочные хабы. Надо брать пример с того, каким образом налажена вся эта структура за границей. Конечно же, надо ориентироваться на то, как работают аэропорты Франкфурт (Германия), Хитроу (Англия).

Кроме этого, это переход на российские системы бронирования. Полный переход на все приложения, которые не поддерживались. Это то, что должно было быть, потому что всё в один момент остановилось. И вот эта переориентация на отечественного производителя, разработку технологий, которых, оказалось нет, как и тех самых запчастей, которые должны быть. Даже для «Суперджетов» их не оказалось, для самолетов новейшего образца.

«Всё рухнуло в один час, как карточный домик. А чем будет заполнен образовавшийся вакуум, покажет 2023 год»

Второй пилот Boeing 757:

— За этот год на российском рынке авиакомпании мы потеряли пассажирскую авиакомпанию Royal Flight. Потеряли очень крупную авиагрузовую авиакомпанию Airbridge Cargo (дочка «Волга Днепр»). Сама «Волга Днепр» тоже лишилась части некоторых самолетов, насколько я слышал, там с «Русланом» была проблема. МС-21 — серийное производство снова отодвинули. Обещали много самолетов, но по факту этого не будет, всё сдвигается. Только в декабре начали испытания нового отечественного двигателя для самолетов «Суперджет».

«Произошла дебермудизация с нашей авиацией»

У «Аэрофлота» больше всего самолетов, и большая часть из них уже выкуплена полностью либо в лизинге у России. Новых зарубежных самолетов в ближайшее время мы у наших авиакомпаний не увидим.

Проблемы с запчастями и техническим обслуживанием, в том числе зарубежных самолетов, таких как Boeing, Airbus, в принципе, уже у всех решены. Год ужасный. У кого есть работа — у них всё замечательно. У кого нет — остается только надеяться на то, что она появится в ближайшем будущем.

Многие компании, которые эксплуатировали такие самолеты, как Boeing 777, лишились либо отдали их. Авиакомпания AzurAir осталась почти без всех самолетов Boeing 777 и отдала Boeing 737. У авиакомпании Nordwind с Boeing 777 тоже проблемы.

Полеты усложнились: в Европу не летаем, в так называемые дружественные страны летают, но немногие. Так, например, Китай закрыл свое воздушное пространство для самолетов с двойной регистрации. Недавно у iFly были проблемы из-за того, что им Иордания закрыла небо.

Для полетов через океан, как на Кубу, очень усложнился маршрут, удлинился, и на мой взгляд, стало немного опаснее больше для компании, чем для безопасности.

«Выпускникам летных заведений, курсантам-пилотам, некуда устраиваться»

Есть надежда на наш отечественный Ту-214, на пассажирский Ил-96, если его сделают все-таки. Но то, что говорят и пишут в СМИ — это одно, по факту картина более печальная, конечно же.

И еще можно отметить, что в главной госструктуре в области авиации — в Росавиации — начались следственные мероприятия по таким фактам, как взятки. Там уже начинают арестовывать людей. Это, конечно, очень хорошо. Но что непонятно, почему руководитель этой структуры до сих пор не сменился и остается на своем месте. Но то, что там начали бороться с коррупцией, хоть в каком-то виде на каких-то уровнях, радует.

Пилот Airbus A320 и Boeing 737:

— Могу сказать, 2022 год стоит особняком, несмотря на то, что мы прошли через шоковое потрясение, связанное с ковидом, с ограничениями полетов, введением дополнительных процедур, которые были обусловлены необходимостью борьбы с ним, значительным снижением объемов перевозок, которое было в предыдущие годы. И в этом случае 22-й год стал для нас достаточно сюрпризным.

Пришлось людям, которые распоряжаются фондами, я так понимаю, прилагать значительные усилия для того, чтобы обеспечить функционирование самолетного парка как такового. Что греха таить, самолетный парк у нас был, по неподготовленной оценке, не менее 80% из самолетов, попавших под запреты и санкции. И вывести их, опять поставить на крыло, с точки зрения гражданской авиации была, наверное, самая сложная задача.

А если говорить с точки зрения пилота, то я могу сказать, что тоже очень многое поменялось. Во-первых, санкции коснулись обеспечения полетов со стороны как производителя, так и со стороны многих заграничных организаций, обеспечивающих наши полеты. Они также отказали нам в услугах, мы вынуждены были работать в условиях, далеких от идеальных. И при этом обеспечение приоритета безопасности полетов никто не отменял и не сдвигал ни на секунду.

Навигационные базы данных, средства связи и передачи информации на борт пилотам — первое, что приходит в голову, и пострадало в первую очередь от санкций. Собственно говоря, обеспечение воздушного парка запасными частями, в общем-то, потребовало некоего переосмысления. Как существовать в этой новой реалии, когда ты понимаешь, что самолет, на котором ты летишь, к нему надо относиться максимально бережно, но при этом ни в коем случае ни на секунду не перешагнуть через рубеж безопасности. Собственно говоря, это нас заставило во многом переосмысливать какие-то свои подходы и свои понятия.

Пассажирооборот порадовал — люди насиделись дома в годы ковида. Пассажир наш по-прежнему летит, покупает билеты, и это очень радует.

«Россия — страна летающая. В наших размерах, географических реалиях вы понимаете, что без авиации нам никуда»

Больше всего я жду в 2023-м как человек, проработавший в авиации с 80-х годов, и всё, чего я жду и о чем загадываю каждый год, чтобы наши полеты и перевозка пассажиров была безопасной. Вернее, будем говорить так, что это, наверное, то, что в первую очередь зависит от меня самого.

Честно исполнять свою работу, перевозить людей, обеспечить их безопасность настолько, насколько я могу. Хотел сказать стопроцентно, но из чувства суеверия, а авиационный мир достаточно суеверный, скажу, насколько, насколько я могу обеспечивать безопасность. И того же самого хочу пожелать всем своим коллегам в новом году. Надеюсь на то, что мы в следующем году улучшим показатели по безопасности.

«Будем летать мы много или мало, на каких воздушных судах мы будем выполнять полеты и в каких условиях, в какие регионы, предугадать это невозможно»

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем