Участок зеленой ветки метро в Москве закрыли на ремонт на полгода еще 12 ноября. Власти объяснили — грунтовые воды долгие годы подмывали тоннель и пришла пора срочно с этим что-то делать. Но глава департамента транспорта пообещал, что до 1 мая всё сделают и станции снова будут работать, как прежде.
До конца реконструкции осталось три месяца. Что там происходит сейчас и успевают ли рабочие в срок, мы поговорили с транспортным обозревателем и главным редактором журнала «Транспортная инфраструктура» Кириллом Клепиковым.
Кирилл Клепиков — основатель и бывший руководитель проекта «Развитие метрополитена и транспорта в Москве». Его журнал и сообщество, также как и «Наш транспорт», «Московский транспорт — мониторинг новостей» — одни из самых популярных у москвичей, интересующихся этой сферой.
Почему тоннель стал аварийным
— Власти как-то не очень конкретно обозначили причины ремонта, упомянув лишь про грунтовые воды. Что там за проблемы?
— Эта история давняя. Перегон открыли 31 декабря 1984 года и тут же, на следующий день, закрыли на доделку. Причиной стал плывун. Правда, он был не в том месте, где сейчас идут работы. Тогда вода подтекала из Царицынских прудов.
Перегон от станции «Царицыно» до «Кантемировской» строился щитами. Насколько я понимаю, в месте подхода к станции «Царицыно», как раз за 100–150 метров, была демонтажно-щитовая камера.
Камеру делали с ограждением в стенном грунте. Возможно, делали это не такими современными методами, как сейчас. Никакие арматурные каркасы внутрь не опускали, не заливали их, водопонижения не делали. Может быть, и делалось, но…
«Потек тоннель на стыке участка тоннеля прямоугольной формы и места, где щит вышел. А это сопряжение находится как раз в проблемных грунтах»
— Там это вечная проблема. В 2001 году был инцидент с выносом плывуна…
— И не только в 2001-м. Там случился вынос песка и воды на пути под контактный рельс. Движение приходилось останавливать, чтобы откачивать. Десять лет там стояла станция, которая закачивала нужные растворы под тоннель. Потом сделали металлоизоляцию.
В 2001 году произошло несколько случаев выброса грунта и воды в тоннель. Еще один инцидент прорыва воды с песком произошел в ночь на 15 ноября 2003 года. Тогда движение метро на этом участке остановили на сутки.
Вроде бы тогда всё сделали. Поезда ходили, но, правда, тормозили возле станции.
«В сторону центра поезд трогался, сразу же замедлялся и только после прохождения проблемного участка набирал скорость»
— Давайте поподробнее о плывунах. Что это?
— Плывун может напоминать реку или озеро, может быть и просто протекающей, сочащейся водой. Если говорить просто, вот эта вода нашла дырку.
— И что делали в Мосметро, чтобы вода в эти дырки не затекала?
— На поверхности стояла станция, закачивала полиуретановый раствор смол внутрь. Это делалось, чтобы прекратить доступ воды. Но то ли плывун оказался сильнее, то ли всё это не дало результата и был лишь временный эффект. Станцию потом убрали.
— Что случилось осенью 2022-го? Кажется, реконструкцию начали как-то внезапно.
— Грунт на перегоне не проваливался, но тоннель проседал. Под действием воды почти за 40 лет тюбинги, то есть крепления, настолько испортились, что разошлись относительно друг друга. Если говорить проще, продолжать пускать там поезда стало небезопасно.
«Могло случиться так, что во время проезда поезда из тоннеля могла хлынуть вода, а тюбинг могло бы вымыть»
У нас есть фотографии из тоннеля. На них видно, что чугунные тюбинги покрыты широкими трещинами. И в эти трещины течет вода. Из-за воды сами тюбинги покрыты ржавчиной, они прогнили. Под давлением их болты просто срезало.
Почему ремонт начали осенью
— Логичнее было бы отремонтировать тоннель летом: было бы проще и рабочим, и пассажирам.
— Видимо, всё стало совсем плохо, вот и решили разбирать тоннель. Единственное, что надо было сделать это или раньше, или чуть позже, с открытием станций Большой кольцевой линии. Но, видимо, дождаться БКЛ было технически невозможно.
Обследования ведь проводили периодически, чтобы следить за изменениями тоннеля. Вероятно, на этот раз снова провели и поняли — всё.
— Я слышал, что весь старый тоннель вытащат из-под земли, а новый могут проложить немного в стороне.
— Я так понимаю, что весь стык будет разобран, в том числе и ближайший к станции монолитный участок. Бетон разломают, тюбинги разберут, а примыкающие участки гидроизолируют.
В обход тоннель не построят. Во-первых, нужны монтажно-щитовые камеры и демонтажные камеры. Во-вторых, тогда должны делать тоннели наподобие тех, что хотят построить в обход будущей станции «Суворовская» Кольцевой линии (там временно проложат тоннель-дублер. — Прим. ред.).
Тоннель извлекут и разломают. Сейчас внутри поставили деревянные укрепления, чтобы он не схлопнулся под давлением плывуна. Также делают стену в грунте. Это такая ограждающая конструкция для того, чтобы это было безопасно.
«Если просто раскопать тоннель, то вся яма заполнится водой до краев, станет давить на него, и он, вполне возможно, сложится, а вода хлынет внутрь»
Прошло почти три месяца. Успеют ли к маю?
— Глава дептранса пообещал, что всё доделают к 1 мая. Как думаете, удастся строителям уложиться в эти сроки?
— Я давно занимаюсь информационным освещением строительства, слежу за тем, что там происходит. Я понимаю, как по срокам строится стена в грунте. Тут у меня двоякое мнение. Я лично считаю, что не успеют.
Стена в грунте только построена. Для откапывания котлована потребуется не менее двух месяцев. Из них месяц — на извлечение грунта, еще месяц — на установку крепежных систем и прочего.
После того как всё извлекут, еще нужно разломать тоннель, залить лоток, чтобы бетон набрал прочность. Затем нужно связать арматуру нового тоннеля квадратного сечения. Потом сделать гидроизоляцию, всё засыпать и утрамбовать.
Изначально посчитали два месяца. Допустим, на создание самих тоннелей — еще два-три месяца. А на засыпку — еще месяц-полтора.
«Итого — около шести месяцев. А сейчас уже начало февраля! Добавляем шесть месяцев и получаем июль минимум, никак не май»
Вспомним станцию «Каширская». Там сроки открытия западного вестибюля всё время менялись. Сначала один срок, потом другой. Об этом никто не говорил, просто как факт: в приложении Мосметро было видно, что вестибюль закрыт по такой-то день. А потом раз — и сроки менялись. С другой стороны, для электродепо «Замоскворецкое» монтажно-щитовую камеру «Чонгарскую» построили быстро. Там была примерно такая же площадка. Вообще, «Мосметрострой» строит хорошо. А все заявления — пиар для общественности.
«Потом можно сказать, что не уложились, не успели, проблемы с комплектующими, санкции… И плавно сдвинется к сентябрю»
И, я думаю, как раз к сентябрю вполне можно успеть завершить работы и открыть. Может быть, процентов 10–15 успеют к 1 мая. Но не думаю, что они за три месяца всё сделают.
Недавно MSK1.RU впервые оказались прямо на территории котлована, где идет ремонт. А блогер-машинист показал происходящее прямо из тоннеля. Кстати, глава дептранса Максим Ликсутов рассказал о ходе реконструкции тоннеля зеленой ветки и назвал срок окончания работ. Напомним, участок зеленой ветки метро между «Автозаводской» и «Орехово» закрыли на полгода с 12 ноября. MSK1.RU уже рассказывал всё, что известно о закрытии станций метро на юге Москвы. Из-за этого перекрыли некоторые улицы и сделали выделенные полосы. Москвичам доступна схема маршрута двух автобусов КМ, которые ввели из-за временного закрытия станций.
Все новости о закрытии станций метро можно найти в одном сюжете.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».