Дороги и транспорт Открытие станций метро Расследования MSK1.RU «Короли госзаказа» и семейный бизнес. Кому достались миллиарды из бюджета Москвы за плитку у станций БКЛ

«Короли госзаказа» и семейный бизнес. Кому достались миллиарды из бюджета Москвы за плитку у станций БКЛ

Рассказываем, кто осваивал деньги на благоустройство территорий возле новых станций метро

Дороже всего обошлось обустройство территорий у станции БКЛ «Сокольники»

В марте в Москве помпезно запустили Большую кольцевую линию метро. И тут же начались жаркие дискуссии: одни радовались и бежали вместе с толпой таких же скорее прокатиться по новой ветке, другие начали брюзжать, указывая на недоделки. Мы, кстати, проверили жалобы от последних и увидели сколотую и вздыбившуюся плитку, неработающие напольные фонари и дворников, которые затирали щели в плитах снегом. А теперь рассказываем, кто и сколько денег получил за благоустройство территорий у семи новых станций БКЛ.

По подсчетам MSK1.RU, на благоустройство территорий возле семи новых станций потратили больше 6 миллиардов рублей.

Как мы считали?

Мы нашли тендеры на благоустройство станций, которые департамент капитального ремонта Москвы размещал с марта 2021 года. Мы учли и те контракты, в названии которых были указаны проектные названия станций. Например, «Сокольники» до запуска назывались «Стромынка», а «Марьина Роща» — «Шереметьевская». Также мы взяли документы по благоустройству ТПУ «Рижская» и станции МЦД–2 «Печатники», так как отдельно контрактов на работы у одноименных станций БКЛ не нашлось. Всего закупок оказалось 13.

«Сокольники»

Больше всего денег чиновники потратили на благоустройство у станции БКЛ «Сокольники». Контракты по работам на этой точке достались «королям госзаказа» (так их окрестили СМИ) — группе компаний «ЕКС». Всего — четыре контракта, причем три из них фирма получила без какой-либо конкуренции.

«ЕКС» считается крупнейшим и до недавнего времени самым загадочным подрядчиком московского благоустройства. Они ремонтировали и восстанавливали храм Христа Спасителя, облагораживали парк «Дубки» и набережную у «Зарядья» и реставрировали павильоны на ВДНХ. «Короли госзаказа» работают не только в Москве, а по всей России. За 2023 год они уже выиграли 12 госконтрактов на 14,5 миллиарда рублей.

Открылась фирма под названием «Спецремэнерго» еще в прошлом веке. В нулевые годы, по данным «Бизнес-вектора», у компании начались проблемы и ее выкупил бизнесмен Сергей Петриков. Его жена Елена с 2006 года по 2016-й была гендиректором компании.

После того как Сергей Петриков построил для своего сына гоночную трассу под Смоленском, их семью начали связывать с династией миллиардеров Ротенбергов. Дело в том, что промоутером этой стройки была компания SMP Racing Бориса Ротенберга. Кроме того, принадлежавший на тот момент Ротенбергам «СМП-Банк» был крупнейшим залогодержателем «ЕКС».

Залогодержатель — кредитор, которому передается право обладания ценностью до выполнения должником обязательств. Простой пример таких взаимоотношений — ломбарды.

Еще и офшор Петриковых на Виргинских островах (Braemore Commercial Corp) обслуживала та же компания, что офшоры династии миллиардеров. Но обе семьи отрицают свою связь.

Кто такие Ротенберги?

Аркадий и Борис Ротенберг — братья-миллиардеры. Первый занимает 53-ю строчку в рейтинге самых богатых людей России Forbes, находится под санкциями США и Евросоюза. Он — председатель Правления Федерации хоккея России. Его состояние оценивается в $ 1,7 миллиарда. Аркадий владел компанией «Стройгазмонтаж», которая была генподрядчиком строительства Крымского моста.

Его младший брат Борис — президент и владелец футбольного клуба «Сочи», вице-президент Федерации дзюдо России и руководитель гоночной программы SMP Racing. Он занимает 88-ю строчку рейтинга российских миллиардеров Forbes. Его состояние оценивается в $ 1 миллиард. В 2022-м он попал под санкции Великобритании.

«Бизнес-вектор» писал, что позже часть активов компании купил Максим Крылов, который учился вместе с Олегом Петриковым в Московском суворовском училище. Крылова в истории руководителей или владельцев «ЕКС» нет, но он якобы продвинул на пост гендиректора и владельца компании Алексея Власова, с которым учился в Военном университете Минобороны. Журналисты окрестили это «кадетским братством». Издание также отмечало, что у «ЕКС» якобы могут быть единомышленники в семье московского заместителя мэра по ЖКХ Петра Бирюкова. Его брат Алексей числится в попечительском совете «Московских суворовцев».

Петр Бирюков в 2013–2014 годах был председателем совета директоров «Мосводоканала», а с 2016 года входит в совет «Московской объединенной энергетической компании» («МОЭК»).

Главный в списке заказчиков «ЕКС» — «Мосводоканал». За последние пять лет компания заключила с ним 86 контрактов больше чем на 2 миллиарда рублей. А еще одним из важнейших партнеров «ЕКС» стал департамент капитального ремонта Москвы. За счет сделок с ним фирма получила больше 7 миллиардов рублей. Департамент развития новых территорий и МОЭК заказали у «ЕКС» работ больше чем на 10 миллиардов рублей.

Только в 2021 году «ЕКС» заработал 66,8 миллиарда рублей, а чистая прибыль компании составила 1,4 миллиарда.

«Кленовый бульвар» и «Нагатинский затон»

Почти 2 миллиарда рублей получила компания «Триумф» за работу у двух станций БКЛ на юге Москвы. Известно, что с 2018 года фирмой владеет бизнесмен Артур Асланян. В 2021 году доходы компании составили 2,7 миллиарда рублей, а чистая выручка — 113 миллионов. В 2022 году они стали одним из главных подрядчиков, которые получили деньги из столичного бюджета за благоустройство улиц — они выиграли контрактов на 3 миллиарда. Больше, чем «Триумфу», досталось только компании «ЕКС».

Компания участвовала в строительстве мусорного полигона «Шиес», из-за которого разгорелся большой скандал. В 2018 году власти Москвы решили создать экотехнопарк на границе Архангельской области и Республики Коми, куда хотели возить бытовые отходы из столицы. Заказчиком строительства выступала компания «ПрофЗемРесурс». Они, в свою очередь, сотрудничали с «Триумфом» и в 2019 году — заключили шесть договоров. Тогда «ПрофЗемРесурсом» владел правительственный «Мосводоканал», а руководителем был бывший сотрудник департамента строительства Москвы Олег Панкратов.

Что такое Шиес и зачем туда хотели везти мусор из Москвы?

В 2018 году жители Подмосковья выходили на протесты и требовали закрыть мусорные полигоны. Скандал разразился с новой силой, когда несколько детей попали в больницу с подозрением на отравление из-за запаха от свалки в Волоколамске. После этого несколько из них закрыли, но мусор из Москвы стало некуда вывозить. Тогда власти решили создать полигоны в других областях, в том числе и у ж/д станции Шиес в Архангельской области. Журналисты и активисты тогда обратили внимание на то, что свалку собирались создать без утверждения экологов и какой-либо документации.

Еще фирма «Триумф» сотрудничала с «Роуд Групп», которая тоже приложила руку к созданию полигона «Шиес». Она должна была построить сортировочную площадку в Некрасовке, откуда бы мусор грузили на поезда. Одним из основателей «Роуд Групп» был Алексей Елисеев — нынешний руководитель департамента капитального ремонта Москвы.

С чиновниками московской мэрии связан не только Елисеев. Второй основатель «Роад Групп» Алексей Меньшов был заместителем главы ГБУ «Автомобильные дороги». А нынешний совладелец компании Антон Олещук, как писали СМИ, был начальником отдела капитального ремонта ГУП «Доринвест», на базе которого и было создано ГБУ «Автомобильные дороги».

Компания «Триумф» существует всего пять лет. Через год после открытия она получила четыре контракта от департамента капитального ремонта на 2 миллиарда рублей. Собственно, они и стали главным заказчиком «Триумфа». Фирме от департамента досталось 18 контрактов на 9,4 миллиарда рублей. Например, «Триумф» облагораживает площадки у станций БКЛ, МЦД-4 и транспортно-пересадочного узла «Черкизово».

ГБУ «Автомобильные дороги» — тоже в списке крупных заказчиков «Триумфа». Фирма по контрактам от мэрии делает дороги в ЗАО и СВАО. Они заключили три контракта на 3 миллиарда рублей.

«Текстильщики»

Контракт на благоустройство территории у «Текстильщиков» выиграла компания «Арманс», которая, по всей видимости, построена как семейный бизнес. В равной доле фирмой владеют Кероп Мкоян и Арман Керопович Мкоян. И хотя предприятие открыли еще в 1992 году, информации о нем не так много.

«Арманс» зарегистрирован в обычной девятиэтажке на востоке Москвы. По данным «Спарк-Интерфакс», доходы фирмы в 2021 году составили 517 миллионов рублей, а чистая прибыль — 11,8 миллиона.

В 2022 году компания участвовала в пяти конкурсах на получение госконтрактов и выиграла все. Один из них, как мы знаем, на благоустройство у «Текстильщиков». Еще два получила от «Жилищника Тверского района», один — от «Жилищника Северного Тушино» и один от ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО». За работы по этим контрактам «Армансу» перечислили почти полмиллиарда рублей.

У Керопа и Армана есть еще одно общее дело — фирма под названием «КАМ». По данным «Спарк-Интерфакса», эта компания тоже занимается строительными работами.

«Марьина роща»

Плиткой, лавочками и светильниками возле станции БКЛ «Марьина роща» занимался «Техноконцепт», которым владеет компания «Кварта-Нова» и руководит бизнесмен Павел Шальнов. Значительную долю выручки компании делают госконтракты. Самым главным заказчиком фирмы стал Московский метрополитен: он заключил с «Техноконцептом» 23 контракта на 15,4 миллиарда рублей. В 2021 году их доходы составили 7,8 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 119,3 миллиона.

За всё время «Техноконцепт» взял 68 контрактов. Работы по 28 из них они то ли сделали плохо, то ли сорвали сроки и получили за это неустойки.

У «Техноконцепта» много направлений: фирма рекультивирует полигоны, занимается строительством и капитальным ремонтом зданий, делает архитектурно-художественную подсветку (еще и светильниками собственного производства). Из последних ее проектов — реконструкция эскалаторной галереи на «Воробьевых горах» и капитальный ремонт трамвайных путей в разных районах Москвы.

В 2020 году компания получила шесть контактов на ремонт трамвайных путей. Здесь не обошлось без скандалов — СМИ писали, что «Техноконцепт» срывал сроки, а москвичи жаловались, что трамваи ходили со странным расписанием, некоторые — вообще по другим маршрутам. А после того как работники фирмы закончили ремонт на ряде линий, с них несколько раз сходили вагоны. Оказалось, что где-то рельсы были сварены наполовину, на некоторых были изломы, еще на части не было креплений.

Несмотря на это, через два года, когда Московский метрополитен разместил тендер на капитальный ремонт 11 участков за 1,3 миллиарда рублей, контракт получил опять «Техноконцепт». Это была единственная поданная заявка. И это еще не всё — после от метрополитена им достался еще один контракт стоимостью 1,9 миллиарда рублей на ремонт пяти участков.

Ранее MSK1.RU писал, что бенефициар компании — Мурад Бениаминов, которого считают зятем миллиардера Гаврила Юшваева. Самые известные проекты Бениаминова — два фуд-молла «Депо» у метро «Белорусская» и «Комсомольская». Занимается этими проектами инвестиционная группа «Сигма». Вместе с Бениаминовым ею владеют бизнесмен Банил Исаков и дети Ильгама Рагимова — однокурсника президента России Владимира Путина.

«Печатники» и «Рижская»

Контрактов на благоустройство возле этих двух станций БКЛ не нашлось. Это может быть связано с тем, что работы у «Рижской» вошли в тендер по благоустройству одноименного пересадочного узла. Та же история, вероятно, и с ТПУ «Печатники».

Два контракта по благоустройству территорий у «Рижской» на 934,5 миллиона рублей заключили с «Мегапарком». В этих документах как раз и прописаны работы на площадках у одноименной станции БКЛ.

В прошлом году компания работала еще на двух площадках: у станции БКЛ «Воронцовская» и «Проспекта Вернадского». В 2021 году доходы предприятия составили 2,3 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 48 миллионов. Владеет компанией бизнесмен Артем Артурович Манасян.

Больше всего контрактов компания заключила с Управлением капремонта и строительства Москвы (УКРиС), которое находится в подчинении мэрского департамента капитального ремонта. С ним «Мегапарк» заключил за пять лет 20 контрактов на 1,8 миллиарда рублей. Кроме того, от ГБУ «Автомобильные дороги СВАО» фирме досталось 18 контрактов почти на полмиллиарда и 14 контрактов на 3,5 миллиарда — от самого департамента капитального ремонта.

Была в Москве и еще одна фирма с названием «Мегапарк». Ею руководил отец Артема — Артур Манасян. В 2015 году основными заказчиками компании стали департамент капитального ремонта и УКРиС. С первым фирма заключила 4 контракта суммарно на 50,6 миллиона рублей за работы по благоустройству в разных районах Москвы. И еще пять контрактов на 40,2 миллиона со вторым — снова на благоустройство.

Этим «Мегапарком» владела Карина Лазарева — президент московского фестиваля садов и цветов MoscowFlowerShow. А директором фестиваля в 2013-м была дочь Артура Манасяна Рузанна. Тогда на «Мегапарк» были зарегистрированы разные сайты официальных программ, которые проходят при поддержке правительства Москвы. Например, «Свет Рождества» на Красной Пресне, фестиваля клубники в 2015-м.

За несколько дней до открытия БКЛ «Печатники»

Благоустройством территорий в районе «Печатников» занимался «Промсвязьстрой». В июне 2022-го компания получила господряд на 408 миллионов рублей. В 2021 году доход компании составил 19 миллионов рублей, а чистая прибыль — 163 тысячи. В том же году департамент капитального ремонта Москвы подал три иска на «Промсвязьстрой». Самый большой (о взыскании 1 миллиона рублей) — из-за недостатков при благоустройстве территорий у метро «Косино». Но позже все иски отозвали.

Главным заказчиком фирмы стал «Мосводоканал», с ним компания заключила 14 из 35 контрактов. Но по суммам договоров лидирует депаратмент капитального ремонта: за последние пять лет они заключили шесть контрактов общей суммой в 1,5 миллиарда рублей.

На днях фирма сменила владельца — им стал Байир Сариев. Известно, что человек с таким именем владеет в Бишкеке гипермаркетом строительных материалов «Атлант». Бенефициаром «Промсвязьстроя» считается Эльвира Саблина, у которой также есть строительная компания «Интервест». Эта фирма занималась капитальным ремонтом домов в Восточном Измайлове.

Как вам благоустройство территорий у новых станций БКЛ?

Всё хорошо, не вижу минусов.
Главное вообще, что метро запустили. Если есть недочеты, потом поправят.
Мне не нравится, как это выглядит. Есть над чем поработать.

Ранее MSK1.RU публиковал фоторепортаж изнутри открывшихся 1 марта станций БКЛ. Все новости об открытии Большой кольцевой линии метро мы собрали здесь. Прочитайте о самом масштабном проекте в истории Московского метро.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Написала более 100 писем в колонию». Колонка юной художницы из Москвы, которая рисует специально для заключенных
Анонимное мнение
Мнение
«Монополия», мормоны и безумие. Почему нужно смотреть психологический фильм ужасов «Еретик» с Хью Грантом
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Рекомендуем