Совсем недавно на Замоскворецкой линии метро открылся после реконструкции участок между «Автозаводской» и «Орехово». В пресс-службе Московского метрополитена сообщили, что между станциями «Орехово» и «Технопарк» было уложено 18,5 км бесстыкового пути и 4,3 тысячи виброгасящих шпал.
— Ремонт позволил снизить уровень шума примерно на 30% — это подтверждают и сами пассажиры, — заявили представители метро. — В целом подобные мероприятия позволяют снизить уровень шума до 84 дБ. — До 2030 года бесстыковый путь будет уложен на всей Замоскворецкой линии.
Однако правда ли это?
Мы поговорили с людьми, которые ездят по зеленой ветке ежедневно, и напрямую спросили у них — правда ли стало тише?
— Заметна разница в громкости на разных ветках. На самом деле тяжело сравнить то, что было до ремонта, и что сейчас, потому что прошло много времени. На мой взгляд, тише не стало, — поделилась мнением студентка Полина. — Когда едешь, есть ощущение, что вот-вот взлетим.
«Чтобы подавлять шум, приходится делать громче музыку в наушниках»
— Ужасно шумно! Когда едешь в тоннеле, это особенно заметно. И дело даже не в открытых окнах — сами вагоны старые. Они 1976 года, если не ошибаюсь, технически устарели, — подчеркивает Александр, живущий на станции «Домодедовская». — На отремонтированном участке изменений я не заметил, всё так же.
Мы отправились в метро и замерили уровень шума специальным мобильным приложением.
Наиболее комфортным считается уровень шума от 30 до 40 дБ. В «Руководстве по вопросам шума в окружающей среде» ВОЗ от 2018 года утверждается, что звук транспорта начинает плохо влиять на человека уже на уровне свыше 53 дБ. Для сравнения: шум на оживленной улице в Москве составляет около 70 дБ, а в метро это значение выше.
Итак, мы на «Павелецкой». Расчехляем свой шумомер. Он показывает, что на платформе — 82 дБ. Когда подъезжает поезд, показатели растут до 100 дБ, а когда уезжает — аж до 107 дБ.
Заходим в вагон и отправляемся в сторону «Автозаводской». Поезд разгоняется, и шумомер показывает 109 дБ. Если что, то это почти как звук летящего вертолета — там 110 дБ.
Двигаемся дальше и въезжаем на отремонтированный участок. Сначала вроде потише — на перегонах до «Коломенской» шум не превышает 92 дБ, а когда поезд выезжает на улицу, становится даже тише, чем на платформе, — 77 дБ. Но между «Коломенской» и «Каширской» показатели снова доходят до 109 дБ.
В итоге мы проехались по всей зеленой ветке — от «Алма-Атинской» до «Ховрино». Более-менее тихо было лишь на открытом участке, на всех остальных шумомер показывал не менее 90 дБ. За 100 дБ показатели зашкаливали также на перегонах между «Водным стадионом» и «Речным вокзалом», «Речным вокзалом» и «Беломорской», а также между «Беломорской» и «Ховрино».
Доколе?!
На Замоскворецкой линии до сих пор ездят поезда из номерных вагонов. Эксперты по транспорту объясняют, что заменить их не так-то и просто. Причин несколько.
— Самая ключевая из них кроется в метродепо «Сокол», которое сейчас стройкомплекс реконструирует и модернизирует, но пока сделало лишь часть работ, — рассказал MSK1.RU транспортный аналитик Владислав Булгаков. — Обновлять составы на зеленой ветке, пока не решили вопрос с «Соколом», было бы странно.
Но в Мосметро обещают, что в следующем году всё же займутся этим вопросом и начнут обновлять поезда на Замоскворецкой линии. Но когда закончат — не уточняют.
— Поезда типа «Номерной» планируем заменить на новые составы, которые существенно повысят комфорт поездок на зеленой ветке, в том числе и за счет снижения уровня шума, — сообщили в пресс-службе метрополитена.
Чем это опасно?
Те, кто пользуется зеленой веткой метро, вынуждены терпеть постоянный грохот и свист на протяжении всей поездки. У многих даже закладывает уши.
— Если мы говорим об еще не обновленных составах, то шум там приличный, — уточнил отоларинголог, врач высшей категории Владимир Зайцев. — Он, как правило, от 80 до 110 дБ, и даже до 120 дБ — это пиковое значение. Шумно как на платформе, так и в вагоне метро. У некоторых людей поездки в метро довольно длинные, соответственно, это более продолжительное воздействие.
Отоларинголог рекомендует любителям музыки и аудиокниг при поездке в метро использовать наушники с шумоподавлением. Это позволит снять дополнительную нагрузку на слух.
По мнению эксперта, шум метро в первую очередь влияет на звуковосприятие. Конечно, с возрастом почти каждый человек столкнется с тугоухостью. Но постоянное воздействие громких звуков может привести к более раннему наступлению этого состояния.
Тугоухость — это стойкое нарушение слуха, при котором у пациента ослабляется восприятие звуков. Степень заболевания может колебаться от небольшого снижения слуха до полного его отсутствия.
— Люди пытаются перекрыть звуки извне, повышая громкость на устройствах. Чем хуже наушники, тем вреднее это для слуха — итак грохочет, да еще и музыка, — добавил Владимир Зайцев. — Начиная с 40 лет слуховая функция начинает угасать. Если в таком возрасте человек громко слушает в метро музыку, то ничего хорошего в этом нет.
Шум в метро, конечно, нельзя назвать запредельным. Однако стоит помнить, что сотрудники метрополитена раньше выходят на пенсию, у них свой сформированный график такой, чтобы их слуховой нерв имел возможность «отдыхать». Например, у машинистов сокращенная рабочая неделя, они трудятся не более 36 часов.
Напомним, ранее мы показывали, как изменился ранее закрытый участок Замоскворецкой линии за полгода. Кроме того, стало известно, когда на зеленой ветке метро появятся новые поезда. Почитайте также наш материал про то, как москвичам предложили выбрать цвета для новых веток метро.
Что еще почитать
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».