Страна и мир Как это сделано фоторепортаж Одежда и фильтры из пластиковых бутылок. Фоторепортаж с московского завода, где делают нетканые материалы

Одежда и фильтры из пластиковых бутылок. Фоторепортаж с московского завода, где делают нетканые материалы

Корреспонденты MSK1.RU побывали на производстве

Сырье загружается в три автоматических питателя в начале производственной линии

А знали ли вы, что материал для пожарных костюмов, фильтры для производства новейшего самолета МС-21 и геотекстиль для строительства дорог производят в одном месте? А это так! Более того, всё это, по сути, делаются на одной и той же линии и из одного того же сырья. Корреспонденты MSK1.RU отправились на завод нетканых материалов «Монтем» и узнали, как там всё устроено.

В центре цеха большой и шумный производственный конвейер. Из-за этого разговаривать тут практически невозможно — временами приходится кричать. Некоторые части станков в высоту до четырех-пяти метров. А между ними расставлены плотно набитые тюки и рулоны того самого нетканого материала.

Слева — отходы производства и сырье, а справа — готовая продукция

Практически весь процесс автоматизирован. За конвейером следят всего пять человек, которые время от времени загружают сырье и упаковывают готовую продукцию. Контролирует его начальник производства Любовь Граник, а качество продукции и технический процесс — инженер-технолог Кирилл Степанов. И хотя здесь он всего 4 месяца, на другом заводе проработал целых 15 лет.

Инженер-технолог Кирилл Степанов закончил Ленинградский текстильный институт, кафедру нетканых материалов в 1982 году

Производство начинается с трех автоматических питателей, куда загружается синтетическое полиэфирное волокно. Делается оно из отходов пластика, вроде тех бутылок, которые мы выкидываем каждый день.

Автоматические питатели, куда загружают сырье для производства нетканого материала

Сырье приезжает на завод упакованное в тюки весом по 300–400 килограммов. В изготовлении используются волокна из Подмосковья, Беларуси, Китая и даже Ирана. Для того чтобы перемещать их по производству, у рабочих есть несколько тележек и погрузчик.

Из Китая, например, привозят бикомпонентное (легкоплавкое волокно) сырье

После того как волокно загрузили в автоматические питатели, его захватывают игольчатые транспортеры — по сути ленты с иглами. Сзади каждой такой машины находятся весы, которые отмеряют точно заданные на компьютере пропорции сырья и сбрасывают одно на другое на отводящий транспортер. А перед тем как оно попадет в рыхлитель, волокно замасливают, чтобы снять статическое напряжение.

Весь процесс необходим для того, чтобы «раскрыть» и перемешать волокно для большей однородности полотна. По конвейеру оно проходит через два рыхлителя, которые визуально выглядят как вертикальные бункеры. В них волокно парит сверху вниз, перемешиваясь между собой.

Два рыхлителя, через которые волокно проходит в процессе производства
Нижняя часть бункера рыхлителя
После рыхлителей волокно должно раскрыться

После этого волокно поступает в большой «миксмастер» — машину с большим бункером, где сначала укладывается друг на друга, а после вновь забирается игольчатым транспортером, тем самым вновь перемешиваясь между собой. Все машины производственной линии связаны друг с другом. Как только одна из них переполняется, стоящие перед ней останавливаются.

Перемещается между машинами волокно при помощи воздуха и транспортеров

Дальше волокно поступает уже в тонкие рыхлители и чесальную машину, откуда уже выходит двумя ровными слоями — полностью открытым и больше похожим на пух.

На следующем этапе полотно автоматически укладывается в заданное количество слоев и ширину. После оно поступает в специальную иглопробивную машину. В ней множеством ударов сначала сверху вниз, затем снизу вверх специальная игольница скрепляет его.

На этом этапе полотно укладывается в нужное количество слоев и заданную ширину
Игольница

На выходе с этого участка получается уже готовый продукт. На последнем этапе его нарезают и упаковывают. Например, сейчас там производили «Санамонт». Он нужен для того, чтобы ремонтировать уличные водопроводные трассы. Из него в дальнейшем шьют рукав, пропитывают составом и заправляют внутрь трубы, где он отвердевает и становится как пластик.

Рабочие упаковывают готовый рулон материала для починки труб

Но есть и бикомпонентные (легкоплавкое волокно) материалы, которые требуют дополнительной, например, термической обработки и соединения с другими материалами. Их отправляют на другие машины в этом же цеху.

Таким материалом, например, является ворсин, утеплитель для обуви. Полотно, выпущенное на основной линии, потом подвергается термообработке для придания плотности и износостойкости материалу. Уже после этого его отправляют на другую фабрику, где делают обувь.

А этот станок сотрудники доработали сами из намоточной машины. Они добавили к нему нагреватели ТЭНы, чтобы запекать материал
Раз в неделю линию полностью останавливают для обслуживания

Для спецодежды и самолетов

Екатерина Романова контролирует качество сырья, полуфабриката и готовой продукции

Вся продукция в конце производства проходит контроль качества в лаборатории предприятия. Сюда поступают отрезки материалов из каждой изготовленной партии. На выходе материал должен соответствовать требованиям заказчика — геометрические размеры, продольным и поперечным разрывным нагрузкам. После всех замеров выписывается паспорт продукции.

Таким образом размечают образцы для разрывных тестов
Разрывная машина для испытания

В лаборатории же хранятся все образцы материалов, которые выпускает завод. Тут можно найти и абсорбирующую продукцию, что используется для сбора нефти в воде, или же образцы из термостойких и негорючих волокон для пошива спецодежды пожарным. А еще тут же пример фильтровального полотна, которое применяется в термовакуумных камерах при производстве крыльев МС-21 — оно впитывает токсичные пары.

С чего всё началось

У самого же завода большая история. Основали его еще в 30-е годы прошлого столетия. Тогда предприятие называлось «Моспласткож» и выпускало обувную пластическую кожу для военной и гражданской обуви. В годы Великой Отечественной войны завод перепрофилировали для производства подошв для армейских сапог. В его коридорах сохранились и награды того времени. И только в конце 80-х на нём начали выпускать нетканые материалы.

Ранее мы рассказывали, как на заводе в Зеленограде производят «Тройки» и банковские карты. А также показывали, где и как обслуживают поезда столичного метро. До этого MSK1.RU побывал в самом новом электробусном парке столицы — Красной Пахре.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
«Кто будет компенсировать людям деньги за годы жизни в съемных квартирах?» Эксперт разобрала новый закон, касающийся дольщиков
Нина Бехтина
Юрист для инфобизнеса
Мнение
«Вывозить людей только автобусами — это безумие». Как решить транспортный коллапс в Балашихе — три совета аналитика
Анонимное мнение
Мнение
Экранизация Достоевского, мультсериал о Ларе Крофт, комедия про вампиров. Что интересного посмотреть в октябре
Анонимное мнение
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Рекомендуем