В Москве часто внедряют транспортные нововведения — обновляется парк трамваев и автобусов, открываются новые линии метро и центральных диаметров, а недавно, после 17-летнего перерыва, снова появились регулярные речные маршруты. Еще одна цель властей — повсеместный запуск беспилотного транспорта, который решит проблему нехватки водителей. В 2018 году мэр Москвы Сергей Собянин подписал с ведущими компаниями-производителями («Яндекс», «Группа ГАЗ», институт «НАМИ» и «КАМАЗ») соглашение о сотрудничестве в этом направлении.
Беспилотники — уже реальность. На базе «Яндекса» давно тестируются умные такси, а в июле 2023 года по федеральной трассе М-11 «Нева» поехали автономные грузовики. Но общественный транспорт пока еще не способен обходиться без помощи человека.
С какими трудностями столкнулись власти при запуске беспилотного транспорта и когда для пассажиров станут доступны умные такси, автобусы, трамваи и поезда — в разборе MSK1.RU.
Автобусы и трамваи
Первый в России беспилотный автобус появился в 2016 году. Его запустили на базе инновационного центра «Сколково» и назвали MatrEshka. Он развивал скорость до 30 км/ч, а до полного разряда батареи проезжал 130 километров (или четыре часа).
Тогда же автопроизводитель «КАМАЗ» анонсировал запуск беспилотных автобусов в России к 2018 году. Компания представила проект «ШАТЛ» — это 12-местные автобусы, способные ездить без водителя. Маршрут прокладывается в режиме реального времени и зависит от пассажиров, которые общаются с «ШАТЛом» с помощью мобильного приложения, задавая точку назначения.
Над разработкой трудились Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) и компания «Яндекс».
Это было только стартом проекта. Зимой 2022 года в парке ВДНХ, на территории комплекса «Техноград», начали тестирование умных экскурсионных микроавтобусов, созданных Московским политехническим университетом. Шаттлы работают на электричестве и оснащены камерами, радарами, системой глобального позиционирования и ультразвуковыми датчиками. Мини-автобусы вмещают четырех человек.
А в сентябре 2023 года пресс-служба «КАМАЗа» сообщила, что сборка прототипов и испытания беспилотных автобусов намечены на 2025–2030-е годы.
— Целью программы является достижение абсолютного автономного движения под контролем искусственного интеллекта, — говорится в сообщении.
«КАМАЗ» планирует увеличить дальность хода автобусов и снизить энергопотребление и массу автомобилей. Также в них должна появиться система проверки состояния подвижного состава.
В 2021 году в Краснопресненском депо начали готовить вагон трамвая с оборудованием для автономного движения. Его собирались тестировать сначала в депо, а позже — на городских маршрутах, но без пассажиров. Предполагалось, что тестовый трамвай поехал бы в 2022–2023 годах. Это был совместный проект правительства Москвы и «Яндекса».
По словам заммэра Москвы по транспорту Максима Ликсутова, 80 процентов трамвайных путей в столице уже обособлены, и правительство города делает всё возможное, чтобы беспилотный транспорт стал доступен для граждан как можно скорее.
— Беспилотный трамвай — такое будущее вполне реалистично. Всё это заложено в транспортную программу Москвы, мы ждем новейшие российские решения и готовы с ними работать в столице, — уверял он.
Системами беспилотного управления оснастили бы трамваи «Витязь-М» модели 71–931М. В 2016 году Мосгортранс закупил 300 таких вагонов примерно по 95 миллионов рублей за каждый состав. Но из-за санкций проект быстро заморозили.
— В связи с тем что в настоящее время на территорию Российской Федерации не осуществляется ввоз оборудования, необходимого для реализации проекта «Беспилотный трамвай», работа над указанным проектом временно приостановлена, — ранее сообщил замруководителя дептранса Владимир Макаров в ответ на запрос читателя MSK1.RU.
Поезда
О запуске умных поездов метро также начали говорить в 2018 году. В качестве площадки для экспериментов выбрали Кольцевую линию — одну из самых загруженных веток.
— У нас есть Кольцевая линия метро, которая в день перевозит 650 тысяч пассажиров, наш план — в течение пяти лет именно на этом участке рассмотреть возможность внедрения беспилотных вагонов, — заявил Максим Ликсутов на заседании IT-комитета Международного союза общественного транспорта.
В этом деле столичные власти планировали ориентироваться на опыт иностранных экспертов.
Поезда без машинистов хотели запустить и на Московском центральном кольце (МЦК). Первый вагон поехал бы в 2019 году, а в дальнейшем эту технологию хотели внедрить на МЦД и других железнодорожных маршрутах. Но этого так и не произошло.
Снова о вагонах, способных ездить самостоятельно, заговорили в феврале 2023 года. Как сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, сейчас разрабатывается поезд нового поколения, который появится в 2026 году.
— Он вместит больше пассажиров, его двери будут рекордно широкими, а внутри станет еще тише и комфортнее. Также прорабатываем возможность внедрения автономного хода и беспилотного управления, — рассказал Собянин.
Поезда новейшего поколения будут заряжаться во время остановок и ехать до следующей станции с минимальным использованием контактной сети. Как считают в дептрансе столицы, в будущем это позволит отказаться от контактной сети между станциями метро.
Также недавно стало известно о запуске беспилотных «Ласточек» на МЦК. Первый состав должен поехать в 2024 году. Правда, сначала в кабине будет сидеть машинист, но позже работу таких поездов станут контролировать дистанционно.
— Человек будет находиться в кабине поезда во время движения, но, по сути, это будет уже не машинист, а оператор. Это третий уровень автоматизации, — рассказал генеральный директор РЖД Максим Белозеров.
Такси
Первые тестирования роботакси «Яндекс» провел в феврале 2018 года. Тогда по району Хамовники проехала машина, которая сама останавливалась на светофорах, объезжала препятствия, меняла скорость, а также реагировала на знаки и других участников дорожного движения.
Как заявлял Ликсутов, Москва может стать первым городом в Европе, где ездят беспилотные такси.
В 2023 году «Яндекс» начал проводить более серьезные тесты, которые проходили в районе Ясенево. Перед этим Центр организации дорожного движения и Мосгортранс осмотрели улицы, подходящие для таких мероприятий, и выбрали участки возле станций метро «Ясенево», «Битцевский парк» и «Новоясеневская».
В Ясеневе есть около 40 точек посадки и высадки умных такси. Для подстраховки в машине находится инженер-испытатель.
Сейчас роботакси ездят с 07:00 до 01:00, а одна поездка обходится пассажиру в 100 рублей. Стать участником тестирования может любой совершеннолетний, подавший заявку на сайте «Яндекса». Позже сервис станет доступен и для других жителей района.
В 2018 году компания начала активно испытывать беспилотные такси в Иннополисе — IT-городе в Татарстане. Недавно машина роботакси впервые самостоятельно выехала на дорогу и проехала 50 километров. Для безопасности ее сопровождал автомобиль с водителем.
— «Яндекс» проводит испытания беспилотных автомобилей в три этапа. На первом водитель-испытатель находится на водительском сиденье и не управляет автомобилем, но готов вмешаться в случае непредвиденной ситуации, — объяснил руководитель сервиса роботакси компании Андрей Кармацкий. — На втором этапе водитель-испытатель сидит на пассажирском месте с устройством для экстренного торможения. Финальный этап проходит без водителя: машину сопровождает другой автомобиль с оператором, который может моментально совершить экстренную остановку беспилотного автомобиля удаленно.
Закон и безопасность
Один из важнейших показателей качества работы городского транспорта — это безопасность. Поэтому в 2018 году правительство Москвы поставило задачу разработать нормативы, законодательно урегулировать работу автономного транспорта и создать стандарты его коммуникации во время движения. Машины должны общаться друг с другом и с другими участниками дорожного движения. Кроме того, взаимодействовать с беспилотниками будет интеллектуальная транспортная система (ИТС) Москвы, контролирующая работу дорожных объектов.
— Требуется определить стандарты — на каких радиочастотах, в каком радиусе светофор должен передавать сигнал в эту машину, чтобы понять, что он переключился на другой свет. Эти функции мы взяли на себя. Мы должны закладывать эти все вводные в наши электронные карты, разметку, транспортную систему, чтобы в будущем беспилотный транспорт мог бы по Москве ездить без ограничений, — говорил тогда Максим Ликсутов.
Работу беспилотного транспорта в мире начали контролировать давно. Еще в 1968 году приняли Венскую конвенцию о дорожном движении, где прописано, что у каждого автомобиля должен быть водитель. Поэтому некоторые компании тестируют свои разработки в странах, которые не ратифицировали Венскую конвенцию на своей территории, например в США, Малайзии или Китае.
Подписала Венскую конвенцию и Россия. Но в стране действуют и свои законы. В марте 2022 года правительство запустило экспериментальный правовой режим (ЭПР) для беспилотного транспорта, действующий в 38 регионах РФ.
Как уточняют в Минэкономразвития России, ЭПР приняли на основе обращений компаний-разработчиков технологий автономного вождения. Экспериментальный режим, считают в министерстве, поможет на практике использовать умные автомобили и понять, как регулировать это направление в России в дальнейшем. Именно использование ЭПР позволило запустить беспилотные грузовики на трассе М-11 в июле 2023 года. Срок действия режима — три года.
— ЭПР пишется в том числе с участием технологических команд. Этим занимаются не только чиновники, но и люди, которые фактически внедряют такой транспорт. Если эксперимент будет положительным, через три года (после ввода ЭПР. — Прим. ред.) у нас есть шанс поменять законодательство, — рассказал руководитель управления по транспорту Фонда Сколково Кирилл Жанайдаров.
Сейчас разрабатывается закон «О высокоавтоматизированных транспортных средствах». Он будет регламентировать работу беспилотного транспорта. Один из основных аспектов, которые требуют детального разбора, — это ДТП.
Ведь пока непонятно, кого винить, когда происходит авария. К примеру, в 2018 году в США под колесами беспилотного такси погибла велосипедистка. Тогда компании-перевозчику пришлось приостановить испытания всех своих беспилотников.
По словам Кирилла Жанайдарова, в вопросе таких ДТП могут быть три виновника: разработчики программного обеспечения, компания-производитель и водитель-испытатель. Но четкого ответа дать нельзя.
— В российских ЭПР достаточно четко расписано, что, во-первых, машина должна иметь камеру на 360 градусов, вся эта информация хранится достаточно долгое время. В случае ДТП она предоставляется соответствующему органу, инцидент рассматривается, и ответственность несет компания, которая получала право на использование беспилотного транспорта, — объяснил эксперт.
По словам Жанайдарова, в России не хватает единой открытой библиотеки по беспилотному транспорту. Такие сервисы есть в других странах, и они очень полезны.
— Есть люди, которые пытаются это дело продвигать. Но здесь надо посадить за стол всех разработчиков, чтобы они поделились теми данными, которые собирают уже сейчас, и теми алгоритмами, которым уже обучили автомобили. Но в России это сложнее сделать, — отметил эксперт.
Санкции и сроки запуска
Сложная геополитическая обстановка не могла не повлиять на развитие проекта беспилотного транспорта в России. Подстраиваясь под новые условия жизни, производители вынуждены искать новые комплектующие, а на это нужны дополнительные время и деньги.
В 2022 году власти Москвы успокаивали, что санкции не повлияли на работу столичного транспорта. Городские программы, связанные с закупкой нового подвижного состава и для метро, и для наземного транспорта, продолжали реализовываться.
— Наши партнеры, компании российского транспортного машиностроения, ускоренными темпами переходят на компоненты, в первую очередь российские, которые многие из них уже заменили. И поэтому какой-то существенной остановки в поставках в текущем году даже нет, — говорил Максим Ликсутов в одном из интервью.
В свою очередь, в начале 2022 года эксперты Национальной технологической инициативы Autonet рассказали РИА Новости, что у разработчиков беспилотного транспорта не будет проблем с программным обеспечением, а также радарами и лидарами (технологией измерения расстояний с помощью светового луча). Но проблемы могут возникнуть с комплектующими, без которых нельзя создать аппараты для позиционирования автономных машин в пространстве и распознавания окружающей среды.
— Также могут быть недоступны некоторые компоненты для интеллектуальных транспортных систем. Но чипсеты и устройства для ИТС можно будет заменить аналогами без больших временных задержек, — добавили в Autonet.
Мнение экспертов Autonet в этом году подтвердил руководитель направления транспортного консалтинга «Урбантех» Алексей Занчурин. По его словам, несмотря на введение санкционного режима, производителям удалось сохранить и темпы внедрения ИТС, и сложности их организации.
— В первую очередь значительный скачок произошел в программном обеспечении (ПО): наличие собственных специалистов и технологий в этой области позволило практически полностью импортозаместить все ПО сектора. Но всё еще остаются сложности с аппаратной частью, — говорит Занчурин.
Первое время действительно была нехватка оборудования и комплектующих, которые закупали за рубежом. Благодаря параллельному импорту стандартное оборудование стало доступно к покупке. Но цены выросли на треть, а сроки поставки и вовсе достигают нескольких месяцев в зависимости от типа продукции. Несмотря на это, доля зарубежных комплектующих и оборудования в российских ИТС, по словам эксперта, — около 80 процентов.
— Заменить их даже в среднесрочной перспективе не получится. Впрочем, власти пытаются переходить на отечественные разработки там, где это возможно. А в перспективе мы будем стараться достичь полной локализации и аппаратной части, — добавил Алексей Занчурин.
Но беспилотный транспорт, кажется, не стал для города приоритетным направлением. Разговоры об этом продолжаются, но правительство Москвы, похоже, не бросает на него все силы.
— Очень модная тема — беспилотники. Сегодня тестируются практически во всех видах транспорта, на дорогах, в метрополитене, пригородных электричках, трамваях. За этим, наверное, будущее, я не думаю, что это радикально улучшит движение на дорогах, но тем не менее такая система тестируется, я думаю, что, конечно, она будет внедрена в городе, — отмечал мэр Москвы Сергей Собянин.
Умные машины могут решить проблему нехватки водителей, но никогда не заменят их окончательно. К примеру, в метро без машинистов обойтись нельзя, даже если поезда и поедут сами, нужна помощь человека, который будет следить за движением и избегать аварий.
Без работы также не останутся и таксисты с курьерами — беспилотные автомобили будут внедрять постепенно.
— Стоит понимать, что никакого бума беспилотников в ближайшее время не будет, но мы считаем, что именно городской транспорт может стать драйвером в этом направлении, — сказал Максим Ликсутов.
Он добавил, что ожидать перехода на беспилотный транспорт в Москве в ближайшие годы не приходится, это вопрос 10–15 лет. То есть умные машины, включенные в систему общественного транспорта, появятся в столице не ранее 2030–2040 годов.
— Беспилотный транспорт в России развивается ударными темпами, но предстоит преодолеть еще множество проблем. Учитывая быстро меняющиеся геополитические условия, делать какие-либо прогнозы, когда беспилотный транспорт в полной мере выйдет на дороги России, достаточно сложно, — заключил Алексей Занчурин.
Надо ли запускать в Москве беспилотный транспорт?
Не получилось пока у чиновников запустить и водоробусы, а также скоростные вакуумные поезда.
Зато большие изменения произойдут в столичной подземке. Речь идет о строительстве Бирюлевской, Троицкой и Рублево-Архангельской веток метро. Троицкую (изумрудную) планируют запустить уже в 2024 году. Ранее мы уже показывали, как сейчас выглядят будущие станции.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».