Каждый год в Москве открывают новые станции метро, но жителям столицы всё равно что-то не нравится — старые вагоны, загруженность станций, постоянные ремонты. В других регионах смотрят на это с широко открытыми глазами и мечтают о появлении хотя бы одной новой станции.
Переехавший в Китай студент и автор Telegram-канала «кулик по-пекински» Никита Куликов решил сравнить две крупные системы метро — в Москве и Пекине. В очередном выпуске рубрики «Жизнь в Китай-городе» он рассказывает, действительно ли китайской столице не хватает Собянина.
Всего в мире существует более 200 систем метро. Самая первая подземка появилась в Лондоне еще в конце XIX века. По длине линий и количеству станций сейчас лидирует метро в Шанхае. Есть разные оценки масштабности и загруженности подземок разных стран, но в топ-10 неизменно оказываются и Пекин, и Москва.
Час пик
Как-то утром — это был будний день — мне пришлось поехать в центр Пекина к 9 часам на выездной урок. Практически все пары у нас проходят в учебных корпусах внутри кампуса, но этот преподаватель решил вместе с нами исследовать город. Я был не против, пока не оказался в метро.
Я несколько лет жил в Москве и прекрасно помню, что такое столичный час пик. Утром меня легко могли вдавить в какой-нибудь вагон на МЦК. Вечерами приходилось долго стоять в очереди к эскалатору на «Арбатской». Да, это не очень приятно, и иногда я выходил попозже из дома или, наоборот, позже возвращался, пережидая эти «пробки в метро».
Но ничего из этого не сравниться с метро в Пекине, у которого, пожалуй, есть только один плюс. Но о нем позже.
Китайцы — очень дисциплинированные ребята. Пока они ждут поезд, они терпеливо стоят в очереди. Приезжает состав, двери открываются, а там… некуда! Несколько людей попыталось всё-таки влезть в вагон, добрый смотритель станции подошел к двери и вдавил человека внутрь. Я, мягко сказать, офигел.
Тем самым утром, пока я ехал на пару, я смог зайти только в пятый поезд. Когда я только пришел на станцию, передо мной было человек шесть — сложно сказать, что это огромная толпа. Однако подождать пришлось. В этой очереди, а потом и в набитом вагоне пекинского метро мысли были только об одном:
— Эх, сюда бы Сергея Семеновича…
Не хочется быть тем самым «поуехавшим», кто скучает по «ВкусВиллу» и благодарит Собянина за счастливое детство, но иногда оно само из тебя вырывается. В этот раз — в метро. Подышать в вагоне у меня получилось только потому, что я высокий — мне остается свежий воздух у потолка. Как люди там массово не падают в обморок, я не знаю. В Москве, кстати, такие давки крайне редкое событие, которое попадает в новости. В Пекине это происходит постоянно, причем чем дальше от центра — чем жестче.
Есть в этом и позитивная сторона: в Китае никто не пахнет потом. Не думаю, что в Москве мне бы так повезло в аналогичных обстоятельствах.
Как устроено метро Пекина
Метро Пекина — одно из самых длинных в мире, кажется, оно постоянно соперничает с шанхайским. Это неудивительно: Пекин — огромный город, который растянут по равнине. Здесь не очень много высоток, зато очень много дорог. Для сравнения: по площади Пекин в 6,5 раза больше Москвы (и это с Новой Москвой).
Интересно, что довольно долго Пекин жил лишь с двумя ветками подземки. Активно строить метро здесь начали перед Олимпийскими играми в 2008 году, а после этого строительство только ускорилось.
Зато сегодня здесь 27 веток и почти 500 станций. Новые строятся постоянно, так что в этом Москва и Пекин похожи. Правда, есть отличия в системе оплаты. В Москве основное метро имеет фиксированную цену, доплачивать за километраж приходится только на МЦД. В Пекине ты платишь за расстояние. Цена начинается от 3 юаней (~38 рублей) и доходит до 10 юаней (~125 рублей). В среднем моя поездка обходится в 5–6 юаней (60–75 рублей).
При входе на каждую станцию у тебя обязательно проверят вещи: сумки нужно ставить на ленту, а самому проходить через металлоискатель. В Москве меня иногда проверяли на МЦК и на «Комсомольской» — больше нигде. В Китае очередей на этом этапе обычно нет, всё происходит достаточно быстро. Правда, однажды меня попросили открыть рюкзак и вытащили бутылку воды. Ее просканировали с помощью какого-то прибора. Честно, не знаю, что они там искали.
Сами поезда — довольно утилитарные железные конструкции. Комфортом новейших московских составов тут и не пахнет — никаких тебе зарядок для телефона и мягких сидений (обычно они пластиковые или железные). Интересная особенность: вагоны летом делятся на прохладные и холодные. Тут надо выбирать как вам комфортно.
По сравнению со старыми вагонами на зеленой ветке в Москве, эти — бесшумные ласточки. Больше всего они похожи на составы, которые курсируют по желтой ветке.
Пекин — не Москва
Еще одно принципиальное отличие пекинского метро от Москвы: поезда тут чаще всего ходят с интервалом в шесть минут. Это очень долго. За шесть минут я успеваю задуматься о том, в чём смысл жизни, поразмышлять о судьбе России и решить, что мне ехать никуда и не надо. В этот момент приходит поезд и приходится смиряться со своей судьбой.
Кстати, из-за того, что поездов приходится ждать так долго, людей в них много всегда. В будни и в выходные, днем и вечером — битком. Я был частым пассажиром красной ветки в Москве, и настолько загруженной она не бывает практически никогда.
В России столичная подземка, конечно, делает пассажира избалованным. Красивые скульптуры, мозаики, декор… Не секрет, что Московский метрополитен — произведение искусства. Пекин же выбирает практичность. Никакого декора, минимальное количество деталей, только навигация.
Зато на каждой станции в Пекине есть туалет. Бесплатный! По сравнению с московскими туалетами в метро, которые и встречаются очень редко, и стоят дороже, чем проезд, и работают не весь день, это настоящий подарок.
Правда, я думаю, что это обусловлено необходимостью. Расстояния в Пекине сильно больше, чем в Москве, а любое перемещение занимает минимум час. Если вам кажется, что в московском метро время тянется долго, то в пекинском — в два раза дольше.
Короче говоря, метро в Пекине выполняет функцию перевозки миллионов китайцев из точки А в точку Б — и вполне для этого годится. Это самая загруженная подземка в мире: ежегодно внутри пекинского метро выполняется почти 4 миллиарда поездок. В Москве это число в 1,5 раза меньше. Так что представьте, что бы Собянин смог сделать с таким потенциалом! Правда, как житель Пекина я надеюсь, что российский урбанизм досюда не доберется.
Хотели бы побывать в метро Пекина?
Что еще почитать о жизни в Китае
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».