1 марта 2023 года Большая кольцевая линия московского метро полностью открылась для пассажиров. На сегодняшний день это самая протяженная кольцевая линия метро в мире: ее длина составляет 70 километров. На кольце расположена 31 станция, все они находятся под землей.
Мы решили вспомнить, как строили БКЛ в Москве, и узнать, как живет бирюзовая ветка сейчас. Публикуем самые интересные детали и неожиданные факты о «третьем кольце».
Строительство, особенности и поезда
Вообще идею Большой кольцевой линии вынашивали еще в советское время. Тогда для новой линии даже построили станции «Каковскую», «Варшавскую» и заложили «Проспект Вернадского». Но проектировать БКЛ в сегодняшнем виде начали только в начале 2010-х годов.
Первый участок запустили в 2018 году, второй — в непростом 2020 году, третий — в 2021 году. Так, за свои темпы строительства проект БКЛ даже попал в Книгу рекордов Гиннеса. При строительстве линии применяли технологии, у которых нет аналогов в мире: так, впервые для строительства метро задействовали гигантские щиты диаметром 10 метров. Их длина составила 60 метров, масса — 1600 тонн. В сутки щит вырабатывал 3000 кубометров грунта.
Перегоны на БКЛ сейчас — самые освещенные среди тоннелей московского метро. В новых тоннелях первые полтора года вообще не выключают свет, чтобы машинисты и обходчики путей смогли увидеть возможные деформации, течи и любые конструктивные изменения.
Сегодня БКЛ позволяет экономить горожанам до 45 минут в день. Урбанисты называют феномен БКЛ «средой 15-минутного города».
— Это когда у вас все необходимое в 15 минутах от вашего жилья или места работы — отдых, шопинг, поликлиника, работа, — объяснил урбанист Илья Заливухин в фильме «Москва. Больше, чем кольцевая».
Большую кольцевую линию обслуживают поезда из электродепо «Замоскворецкое». В нем находится более 40 составов, в час пик на БКЛ для перевозки пассажиров выходят порядка 35 поездов. Максимальная скорость движения по кольцу — 80 км/ч.
Перед выходом на линию машинист Андрей Жуков проходит медосмотр. На экране фильма «Москва. Больше, чем кольцевая» можно увидеть, как это происходит.
— Жалоб нет, перерыв между сменами 19 часов, — говорит Жуков дежурному сотруднику медслужбы Мосметро.
После этого его продувают на алкоголь и — тап! — ставят печать для допуска на смену. Вскоре он получает маршрутный лист и проверяет работоспособность индивидуального будильника. Это специальное устройство, которое надевается как гарнитура на ухо и, если машинист, засыпая, наклоняет голову, оно начинает громко пищать.
Перед выездом на линию состав ставят на зарядку, как телефон, чтобы в течение смены не сели батареи. За 20 минут до выхода на линию машинист лично принимает и осматривает состав.
— Как у десантников, которые сами парашют себе укладывают, так и мы сами проверяем состав, чтобы все «органы» были работоспособны, — поясняет Жуков.
Если машинист недоглядит и из-за его невнимательности состав сломается во время движения, то это будет сбой на линии, который создаст массу неудобств и неприятностей.
— За это никто по голове не погладит, — подчеркивает Жуков.
Еще в депо на поезд подают напряжение — 825 вольт. За 11 минут до выхода на линию дежурный по депо дает разрешение на выезд. В 10:20 часов машинист выводит состав на БКЛ и находится на перегоне между станциями «Варшавская» и «Каховская». До первой остановки 2 минуты езды, но автоматика выдает на табло предупредительную скорость — 0 км/ч.
По инструкции перед запрещающим сигналом светофора в тоннеле машинисту желательно ждать новой команды стоя — для своей же безопасности. Пока машинист ждет разрешения продолжить движение, диспетчеры в Едином диспетчерском центре Мосметро вставляют его состав в общий поток и расписание. За 30 секунд ожидания состав встраивают в график, и он отправляется на первую станцию.
Архитектура и решения
Масштабы развития Московского метро предполагают только типовые проекты, чтобы успевать за темпами строительства. Тем не менее каждая станция имеет уникальный архитектурный облик. Так, станция «Мичуринский проспект», по мнению москвичей, стала самой красивой на всей БКЛ. Янтарные и оранжевые тона «Новаторской» символизируют урожайное лето, а пиктографические изображения цветов на «Аминьевской» — отсылка к работам советского селекционера Ивана Мичурина — олицетворяют связь между природой и технологиями.
Также при проектировании и строительстве особое внимание уделяли деталям для комфорта пассажиров. На станции БКЛ «Рижская» установлено 44 решетки вентиляции, масса каждой из них — 52 кг. А на станции БКЛ «Сокольники» работают 73 больших и 96 малых светильника.
Станция «Марьина роща» построена в сложнейших горно-геологических условиях, так как в этом районе города водонасыщенный грунт. Проектировщики заложили станцию на 70 метров ниже уровня земли. Поэтому «Марьина роща» — самая глубокая станция БКЛ. Вообще в столичной подземке глубже расположена только станция «Парк Победы» на АПЛ.
Вестибюль станции подпирают 26 огромных металлических шара.
— Изначально мы задумали красить шары в белый цвет, но потом поняли, что та их часть, которая выходит на улицу, быстро потеряет свой вид, и решили оставить их из нержавеющего металла — так их будет проще заново отполировать, — рассказывает в фильме архитектор «Москва. Больше, чем кольцевая» Иван Колманок, бюро которого спроектировало эти шары.
Почему шары и мрамор сделаны «под фарфор»? Дело в том, что изначально название для станции было выбрано другое — «Шереметьевская».
— Мы искали отличительные признаки, что может быть связано со знатью. И нашли ответ в фарфоре. Это гордость стола. У людей такого уровня, как Шереметьевы, фарфор особый. Поэтому мы решили сделать станцию с мягкими как у фарфора изгибами и бликами, — рассказывает Колманок.
Каждый шар готовили на заводе примерно неделю, так как работа очень сложная: малейший дефект сварного шва — и шар лопнет.
Также на «Марьиной роще» самый длинный эскалатор — 130 метров, на котором более 720 ступеней.
Пилоны на станции имеют выпуклую форму. Они выполнены из металлического каркаса, сверху покрыты шестью рядами белой мраморной плитки, в каждом более 30 штук. Уже на станции на лицевую сторону плит наносили насечки и заполняли их эпоксидным раствором, чтобы придать мрамору особый вид «треснувшего фарфора».
На сегодняшний день Большая кольцевая линия — самый масштабный проект отечественного метростроения и один из самых крупных в мире. Это 28 построенных с нуля станций и три полностью реконструированные. Открытие БКЛ было историческим событием, однако некоторые москвичи пожаловались на неработающие лифты, длинные переходы, очереди и другие неудобства. А жители близлежащих к новым станциям мест начали распродавать квартиры. Довольны же открытием БКЛ машинисты метро, число которых с открытием новой линии и станции возросло, они отметили высокий уровень заработной платы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».