Дороги и транспорт Потратили сотни миллиардов налогоплательщиков, а никто не пользуется? Топ самых пустых станций и линий Мосметро

Потратили сотни миллиардов налогоплательщиков, а никто не пользуется? Топ самых пустых станций и линий Мосметро

Транспортные эксперты и урбанист рассказали, как определяются места для строительства подземки

Составили список наименее загруженных веток и линий московского метрополитена

В Московском метрополитене сейчас — более 250 станций. И с каждым годом их становится всё больше. Строительство новых линий и другой инфраструктуры власти столицы буквально поставили на конвейер. Но загрузка станций неравномерна: на одних люди толпятся и толкаются, пытаясь втиснуться в вагон, а на других — перекати-поле, да и пассажиропоток низкий.

По данным Мосметро, в среднем они каждые сутки перевозят 8 миллионов пассажиров. Для сравнения: население Москвы только по официальным данным составляет 13,1 миллиона человек, а с учетом прилегающих территорий — приблизительно 20 миллионов.

На развитие городского транспорта чиновники выделяют невообразимое количество денег. Только представьте — за последние пять лет московский метрополитен потратил из бюджета 863 миллиарда рублей. Мы изучили статистику из открытых данных правительства Москвы и узнали, какие станции столичной подземки наименее загружены, то есть оказались практически никому не нужными. Урбанисты и транспортные аналитики рассказали MSK1.RU, с чем это связано.

Пустые станции московского метро

Приблизительное количество поездок рассчитывалось по следующему принципу: мы брали данные с сайта открытых данных правительства Москвы, складывали числа, указанные на выход и вход по пассажиропотоку на конкретных станциях или линиях. А после делили сумму на два. Данные по нескольким станциям были указаны в значении «0», поэтому корректно посчитать пассажиропоток не представилось возможным.

  • «Спартак» — 10 тысяч поездок;

  • «Лесопарковая» — 14 тысяч поездок;

  • «Мневники» — 53,3 тысячи поездок;

  • «Битцевский парк» — 205,3 тысячи поездок;

  • «Мичуринский проспект» — 234,7 тысячи;

  • «Печатники» — 235 тысяч поездок;

  • «Парк Победы» — 356,9 тысячи поездок;

  • «Терехово» — 443,4 тысячи поездок;

  • «Нагатинский затон» — 454,9 тысячи поездок;

  • «Косино» — 482,3 тысячи поездок.

Строят на будущее?

По мнению главного редактора интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павла Яблокова, анализируя пассажиропотоки на станциях метро и опираясь на статистику входов и выходов, делать выводы о востребованности станций не всегда корректно. Дело в том, что вход и выход — далеко не всегда единственная или главная функция станции.

— Линии Московского метро объединены в общую сеть благодаря пересадкам, — уточнил эксперт. — И не самые популярные на вход-выход станции могут быть активно задействованы в качестве пересадочных. Плюс в одном пересадочном узле выходы могут быть приписаны к разным станциям. Образующая общий узел с «Лермонтовским проспектом» станция «Косино» расположена дальше от жилых домов микрорайона Жулебино, но основной пассажиропоток на ней — не вход-выход, а пересадка между Некрасовской и Таганско-Краснопресненской линиями. Подобная ситуация с «Печатниками» Большой кольцевой линии — пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию.

«Некоторые малоиспользуемые станции построены с расчетом на будущую застройку районов, так сказать, "на вырост"»

Кроме того, как объяснил он, пересадочным станциям «Мичуринский проспект», «Битцевский парк» и «Парк Победы» тоже приходится всех пассажиров делить «на двоих», не всегда формально поровну распределяя по турникетам той или иной линии.

— На, пожалуй, самой «тихой» станции «Мневники» уже ведется застройка окружающей территории, — рассказал Яблоков. — А после открытия моста через Москву-реку (он уже строится), к ней устремится поток жителей из Филёвской поймы и сотрудников Национального космического центра. Станция «Нагатинский Затон», расположенная на полуострове, станет тоже более популярной после того, как будет достроен и открыт пешеходный мост из новых кварталов по другую сторону Залива со стороны Корабельной улицы. Застраивается и заселяется территория и у станций «Терехово», «Лесопарковая» и «Спартак».

Как уточнил транспортный аналитик Владислав Булгаков, из всего списка малозагруженных станций можно выделить станции «Лесопарковая», «Спартак» и «Мневники». Остальные имеют более-менее оптимальный небольшой пассажиропоток.

— Если говорить про «Парк Победы», то она в первую очередь играет роль не как станция метро, а как пересадочная. А вот станции «Спартак» и «Мневники», насколько мне известно, готовятся к появлению новых жилых комплексов. Как только они появятся, тогда там и появится стабильный пассажиропоток. «Лесопарковую» строили, потому что она была нужна по нормативам. Кроме того, там решили сделать станцию для автобусов, которые едут в Московскую область. Но там, кроме леса и пересадочного узла, ничего нет, — объяснил Владислав Булгаков.

«Метро — это не бизнес-история»

Председатель Союза пассажиров России и член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков рассказал MSK1.RU, что для строительства станции выбирается направление, а перед этим рассчитывается технико-экономическое обоснование ее возведения. Тогда же считается и примерный пассажиропоток.

— Местность неравномерно застроена. А станции нужно строить с каким-то интервалом: два-три километра. А если на длинном участке станции нет, то всё равно приходится делать аварийные выходы. Один из самых длинных перегонов в московском метро между «Крылатским» и «Строгино» — там предполагалось построить станцию «Троице-Лыково». Но оказалось, что пассажиропоток низкий, поэтому возвели техническую платформу. В других случаях так не делают.

«Рассчитывают, что со временем в районе станции пассажиропоток увеличится»

По словам эксперта, «Спартак» и «Лесопарковая» — станции, откуда не дойти пешком. Все линии московского метро в час пик более-менее загружены. Наименее загруженная линия — Филевская.

— Для обслуживания крупных сооружений недопустимо строительство станций, которые в другое время не используются. К тому же, станция «Спартак» все-таки используется, там построили Чкаловский бульвар. Это не большая беда, это не значит, что станцию не надо было строить, — рассказал эксперт. — Метрополитен — это не бизнес-история, хотя там и могут быть элементы бизнеса. Это про то, что общественный транспорт выполняет определенные законом функции. То есть социально-важная история.

«Нет понятия окупаемости станций. Не все метрополитены окупаются по текущим затратам»

Как объяснил член общественного совета при Минтрансе, неважно, окупается станция после открытия или нет.

— Если систему оплаты общественного транспорта не дотировать, то мы будем иметь только коммерческие маршруты, которые после 9 вечера ходить не будут. К системе общественного транспорта нельзя подходить с точки зрения окупаемости. Это не должно быть главным. К тому же направление линий оно более-менее задается. Степень свободы при расположении станции не очень велика, — объяснил Янков.

«Иногда можно сделать так, чтобы станция находилась в более перспективной зоне для застройки. Но это всё должны просчитывать на этапе планирования»

Топ самых незагруженных веток метро

  • Филевская линия — 949 тысяч поездок;

  • Бутовская линия — 1 миллион 81 тысяча поездок;

  • Солнцевская линия — 1 миллион 105 тысяч поездок;

  • БКЛ — 1 миллион 440 тысяч поездок;

  • Люблинско-Дмитровская линия — 1 миллион 696 тысяч поездок.

Урбанист Александр Багно рассказал MSK1.RU, что при выборе места для станции метростроители смотрят на удобство прокладывания маршрутов наземного транспорта, чтобы организовать пересадку на метро. Смотрят на наличие вокруг достаточного количества жилых домов, чтобы было, кому пользоваться станцией.

— Наиболее низкий пассажиропоток оказался у станций, где рядом не так много живет людей. Это «Спартак» и «Лесопарковая». Станция «Спартак» расположена у стадиона, на котором мероприятия проходят не каждый день. «Лесопарковая» до недавнего времени была расположена в одиночестве между лесом и МКАД. Со сдачей высоток рядом с этими двумя станциями у них должно стать немного больше пассажиров.

«Но всё равно я не ожидаю, что "Спартак" и "Лесопарк" перестанут быть менее загруженными станциями»

По словам урбаниста, в московском метрополитене есть линии, направления которых дублируют друг друга. Например, среди них — синяя и голубая ветки.

— Исторически сложилось так, что Филевская линия проходит вблизи Арбатско-Покровской, по которой и поезда ходят чаще и быстрее, и без пересадок можно добраться до большего количества станций. Вот Филевская и недополучает пассажиров. Второй по малости пассажиропоток у Бутовской линии. Это самая короткая линия в московском метро. Логично, что ей пользуется не так много пассажиров, — объяснил урбанист.

Как рассказал Александр Багно, не очень корректно считать окупаемость станций и линий в отдельности от всего метро. Это единая система. Люди едут из одной точки города в другую. И чем больше возможностей предоставляет общественный транспорт, тем больше им пользуется людей и тем больше денег он зарабатывает.

В пресс-службе Московского метрополитена также рассказали MSK1.RU об основных причинах, почему некоторые станции столичной подземки пустуют:

  • станция относится к монорельсовой системе, которая работает в экскурсионном режиме с интервалом поездов 30 минут;

  • есть общий вестибюль с другой станцией. Данные о количестве проходов зачтены в показания соседней станции;

  • станция является пересадочной, пассажиры попадают на нее через переход с другой линии;

  • относительно новая станция, построенная и открытая на перспективу, с учетом планов по развитию Москвы, строительству жилой и коммерческой недвижимости в шаговой доступности. Она служит драйвером развития района, по мере которого пассажиропоток будет расти.

Напомним, всего в 2023 году власти выделили из бюджета 915 миллиардов рублей на развитие транспорта. Это самая большая строка расходов. Ранее мы уже рассказывали, на что чиновники берут деньги из казны.

Мы публиковали новость о том, какие станции и линии московского метрополитена самые загруженные и сколько людей пользуются столичной подземкой ежедневно.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
114
ТОП 5
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
Блиновская и Лерчек сами виноваты? Налоговый консультант рассказала, как люди подставляются через соцсети и получают штрафы
Анонимное мнение
Мнение
«Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?»: колонка россиянки о сексизме на вахте
Анонимное мнение
Мнение
Джек Воробей на минималках: почему фильм «Огниво» совсем не огонь
Анонимное мнение
Рекомендуем