Дороги и транспорт Пассажиры мучаются по вине властей Москвы? Публикуем топ самых загруженных и неудобных пересадок столичного метро

Пассажиры мучаются по вине властей Москвы? Публикуем топ самых загруженных и неудобных пересадок столичного метро

Транспортные эксперты и урбанисты рассказали, почему в подземке плутают и попадают в давки

На карте Москвы с открытием новых диаметров появилась даже «пентаграмма»

Каждый день миллионы пассажиров заходят в московский метрополитен: на работу или домой, спасаясь от пробок. Сейчас в столичной подземке более 250 станций. И с каждым годом их становится всё больше. Например, только за 2023 год власти столицы открыли 14 новых станций метро и 74 железнодорожных, которые вошли в состав МЦД.

Для удобства людей при переходе с одной ветки на другую и перераспределения пассажиропотока метростроители создали несколько пересадочных узлов. Большинство из них находятся в центре города в пределах Кольцевой линии метро. Но из-за большого потока людей и необходимых регулярно ремонтах на некоторых пересадках происходят адские давки. В этих местах пассажирам нередко приходится чувствовать себя селедками в консервной банке.

Мы изучили статистику из открытых данных правительства Москвы и узнали, какие пересадки столичной подземки наиболее загружены. Урбанисты и транспортные эксперты рассказали MSK1.RU, с чем это связано и можно было бы сделать столичную подземку удобнее на этапе планирования.

Приблизительное количество поездок MSK1.RU рассчитывал по следующему принципу: мы брали статистику с сайта открытых данных правительства Москвы за IV квартал 2023 года. Затем складывали числа пассажиров, совершивших вход или выход на конкретных станциях или линиях. А после делили сумму на два, исходя из логики, что один пассажир подземки за одну поездку по разу входит в метро и выходит. Данные по нескольким станциям были указаны в значении «0», поэтому корректно посчитать пассажиропоток не везде представилось возможным.

Бесконечные «Киевские»

Основной пассажиропоток третьего пересадочного узла (комплекс, который перераспределяет пассажиропотоки между видами транспорта и направлениями движения. — Прим. ред.) находится на соединении Филевской, Кольцевой и Арбатско-Покровской линий. А именно на «Киевских» — голубой, коричневой и синей. Сюда, в том числе, приезжают многие пассажиры с Солнцевской линии (желтой от «Аэропорта Внуково»), чтобы сделать пересадку и добраться до центра или выехать из него.

Кроме того, на «Киевской» расположен одноименный вокзал с поездами, электричками и аэроэкспрессом до аэропорта Внуково. Это еще одна точка притяжения пассажиров. Также здесь находится один из самых крупных столичных ТЦ — «Европейский».

Стоит отметить, что на станциях есть выходы, совмещенные с пересадкой на Филевскую линию, чего может быть не достаточно для пропуска большого числа пассажиров. С Кольцевой на Арбатско-Покровскую линию построена независимая пересадка. Согласно открытым данным, в среднем на «Киевских» бывает около 6 миллионов 300 тысяч поездок в квартал.

Пересадка на «Киевской» вызывает бурное обсуждение среди пассажиров. Многие из них недовольны навигацией и уверяют: чтобы в ней разобраться — необходимо несколько раз пройти всю станцию и только потом понять, где именно нужно выходить в город или пересаживаться.

По словам транспортного эксперта Владислава Булгакова, когда эти станции строили в советские времена, проектировщики и предположить не могли, что метро разрастется до сегодняшних масштабов. Поэтому и не думали ничего менять. А сейчас сделать это уже технически невозможно.

— Единственный способ сделать [пересадки] максимально удобными — буквально полное переустройство всех станций. Это бы не стали организовывать, понимая, какую роль в Москве играет метрополитен. Если говорить о новых станциях, здесь играет роль спешка из-за желания построить их к сроку и красивой дате, — рассказал MSK1.RU Владислав Булгаков.

4 станции и множество выходов

В московском метро есть уникальная 4-станционная пересадка «Александровский сад» — «Арбатская» — «Библиотека имени Ленина» — «Боровицкая». Причем «Боровицкая» серой ветки и «Александровский сад» голубой ветки метро не имеют прямого перехода. На этой пересадке пассажиры тоже постоянно путаются. А между тем поездок в этом квадрате в среднем 2 миллиона 800 тысяч в квартал.

При строительстве пришлось решать сложнейшую инженерную задачу: под одним из участков станции перекладывать мощный канализационный коллектор из хрупкой гончарной трубы в прочную металлическую на длину в 40 метров.

По словам урбаниста Александра Багно, самый необычный переход в московском метро находится между станциями «Александровский сад» голубой ветки и «Библиотекой имени Ленина» красной. Он с обеих станций начинается двумя тоннелями, которые в середине сходятся в один. Но его можно было бы изменить.

— Тут можно немного упростить схему, если один из переходов с «Александровского сада» прорыть до «Арбатской» (синей), — рассказывает MSK1.RU урбанист. — А вот со вторым тоннелем с «Библиотеки имени Ленина» к «Александровскому саду» будет сложно что-то сделать. Поможет только его полная перестройка с ликвидацией пересечения с тоннелем с «Библиотеки имени Ленина» к «Арбатской».


По словам транспортного эксперта Павла Яблокова, многие центральные пересадки, включая узел «Арбатская» — «Боровицкая» — «Александровский сад» — «Библиотека имени Ленина», неудобны для пассажиров не по той причине, что они плохо сконструированы. А из-за избыточной нагрузки, что выливается в очереди перед эскалаторами или скопление пассажиров на платформе в ожидании поездов.

— Для их разгрузки строятся дополнительные линии, берущие на себя часть нагрузки — в прошлом году замкнулась Большая Кольцевая линия и были открыты третий и четвертый московские центральные диаметры — D3 и D4. Но хотя кольцо замкнулось, а диаметры поехали, некоторые пересадки реализованы по временной схеме: на «Авиамоторной», «Электрозаводской» и «Текстильщиках» на БКЛ пока с радиальных линий метро ведут наземные пересадки, и из-за этого часть пересадочного потока пока нагружает совсем другие узлы, — объяснил MSK1.RU транспортный эксперт.

Пентаграмма на «Курской»

Пассажиры называют пересадку на «Курской» «напряженной». Дело в том, что станции расположены под загруженным Курским вокзалом, который, кроме поездов дальнего следования, обслуживает популярные пригородные направления, в том числе МЦД-2 и МЦД-4. Приблизительное количество поездок, которые пассажиры совершают на синей и коричневой «Курских» и салатовой «Чкаловской» — 8 миллионов 110 тысяч в квартал.

На все станции метро приходится всего лишь 2 совмещенных выхода в город, причем с «Чкаловской» нет прямой пересадки на Кольцевую линию — пассажирам приходится ее делать через наземный вестибюль со спуском и последующим подъемом по эскалатору. Он также является единственным выходом с «Чкаловской».

Притяжение туристов и пробок

Еще одна загруженная пересадка расположена в центре города, где соединяются «Тверская» Замоскворецкой, «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской и «Чеховская» Серпухово-Тимирязевской линии. Пересадка между тремя станциями находится почти в самом сердце Москвы, куда часто приезжают погулять туристы. В среднем здесь совершается более 6 миллионов поездок в квартал.

Изменить многие неудобные пересадки, по словам экспертов, сейчас практически невозможно.

— Когда строили переходы между станциями, не было задачи сделать их короткими и понятными. Теперь, чтобы это исправить, нужна их полная перестройка, а в некоторых местах — перенос станций, что будет довольно дорого, — считает Александр Багно.

Могли бы не создавать проблем

Отдельная боль для многих москвичей — пересадки у «Москва-Сити». Здесь соседствуют два пересадочных узла.

На станции БКЛ «Деловой центр» находится пересадка на одноименную станцию желтой ветки и «Выставочную» — голубой, а также МЦД. Приблизительное количество поездок, которые совершают пассажиры подземки здесь — 4 миллиона 725 тысяч.

— А вот при строительстве станции «Выставочная» для нее было выбрано не очень удачное расположение. Под «Афимоллом» проходят три линии параллельно друг другу. Если бы «Выставочную» сделали на том же уровне, что и обе станции «Деловой центр», проблемы бы не было, — рассказал урбанист Александр Багно.

Кроме того, как утверждает транспортный эксперт Павел Яблоков, попытка совместить вертикальные лифты и спускающиеся под наклоном эскалаторы и лестницы примерно в одном пространстве привела к тому, что у новых станций выходы располагаются ближе друг к другу. Как правило, над самой станцией, а не уходят максимально далеко от нее в противоположные стороны.

— Для строителей это экономия занимаемого стройкой пространства, меньше земляных работ. А для пассажиров — дополнительные неудобства на протяжении десятилетий: разброс выходов на поверхности оказывается меньше на 100–300 метров, — добавляет транспортный эксперт.

Что бы вы изменили в Московском метрополитене? Расскажите об этом редакции MSK1.RU.
Звоните круглосуточно+7 982 630 3102
Мы в соцсетях

Напомним, всего в 2023 году власти выделили из бюджета 915 миллиардов рублей на развитие транспорта. Это самая большая строка расходов. Ранее мы уже рассказывали, на что чиновники берут деньги из казны.

Мы публиковали новость о том, какие станции и линии московского метрополитена самые загруженные и сколько людей пользуются столичной подземкой ежедневно.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем