В четверг, 14 марта, глава Минтранса Виталий Савельев заявил, что сегодня стартовало строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Во время конференции с президентом России Владимиром Путиным чиновники рассказали, что скоростная дорога пройдет через 6 субъектов страны.
Кроме того, ВСМ позволит повысить туризм и деловую активность. Поезда будут двигаться со скоростью 400 км/ч, а время в пути от Москвы до Питера сократится с 4 часов до 2 часов 15 минут.
— Магистраль пройдет по территории шести субъектов Федерации, в которых проживает около 30 миллионов человек. Это порядка 20% всего населения России, — заявил президент России.
Для первой высокоскоростной магистрали Москва — Петербург нужно построить 44 специальных поезда. Всего понадобится до 250 составов. Строительством поездов, развивающих скорость до 400 км/ч, занимается уральский холдинг «Синара — транспортные машины» совместно с РЖД. Их будут собирать на заводе «Уральские локомотивы» в Свердловской области. Начнут этот процесс только в 2026 году.
Начало сборки первого образца запланировано на 2026 год. В 2027 году поезд должен быть готов, а в 2028 году запланировано получение сертификата соответствия. Реализация первого этапа ВСМ планируется до 2030 года.
Высокоскоростной считается электрифицированная двухпутная железнодорожная линия, на которой могут ходить поезда со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в России таких дорог нет. Пилотным проектом должна стать ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом.
Для сравнения, максимальная скорость обычных поездов — до 140 км/ч. «Сапсан» технически может развивать скорость до 300–350 км/ч, но так как железные дороги в России не предназначены для таких скоростей, в среднем он разгоняется до 200 км/ч.
Билеты на скоростной поезд Москва — Санкт-Петербург будут стоить 7700 рублей, заявили Сергей Собянин и глава Сбербанка Герман Греф. Генеральный директор РЖД Олег Белозеров ранее отмечал, что стоимость билета на ВСМ будет чуть дороже «Сапсана».
Первым планируют построить участок между Москвой и Питером. Его строительство начнут уже в этом году и планируют завершить в 2028-м. Обойтись работы могут в 1755,9 миллиарда рублей. Также, по данным «Фонтанки», для этого участка запустят 66 составов, каждый стоит по 5,3 миллиарда рублей.
Главный редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков в разговоре с MSK1.RU рассказывал, что проект строительства ВСМ не только сложный и дорогостоящий, но это еще и большой вызов в технологическом плане. Он уточнил, что пользу от магистрали можно будет оценить только после открытия каждого ее участка.
— Например, постройка отдельного участка Москва — Тверь или Санкт-Петербург — Великий Новгород не даст примерно ничего, потому что основной пассажиропоток — между Москвой и Санкт-Петербургом. Даже построенная ВСМ всё равно как минимум первое время будет нагрузкой для бюджета. Выход на самоокупаемость произойдет не раньше 2038 года, — объяснял MSK1.RU транспортный эксперт.
Ранее мы уже рассказывали, какие скоростные трассы есть в России и сколько стоит по ним прокатиться с ветерком.