Власти Москвы не упускают возможности рассказать о том, как развивается столичный транспорт. Только за прошлый год реконструировали участок зеленой ветки, замкнули БКЛ, открыли 11 новых станций. А уже в 2024-м собираются открыть еще столько же на новой ветке метро — Троицкой.
Горожане уже даже не поспевают за планами по развитию метрополитена, но задаются вопросами: «Столько всего строим, а на станциях и линиях всё равно давки и не протолкнуться. Почему никак не разгружают ветки?»
Мы изучили статистику из открытых данных правительства Москвы и узнали, какие ветки столичной подземки наиболее загружены. Транспортные эксперты и урбанист рассказали MSK1.RU, с чем это связано. И можно ли вообще эту проблему решить или коллапсы в подземке с нами навечно.
Приблизительное количество поездок MSK1.RU рассчитывал по следующему принципу: мы брали статистику с сайта правительства Москвы за I квартал 2024 года. Затем складывали число пассажиров, совершивших вход или выход на конкретных станциях или линиях. А после делили сумму на два, исходя из логики, что один пассажир подземки за одну поездку по разу входит в метро и выходит. Данные по нескольким станциям были указаны в значении «0», поэтому корректно посчитать пассажиропоток не везде представилось возможным.
Топ-10 самых загруженных линий московского метро
Кольцевая — 3,184 млн поездок;
Калининская — 3,02 млн поездок;
Таганско-Краснопресненская — 2,864 млн поездок;
Калужско-Рижская — 2,698 млн поездок;
Арбатско-Покровская — 2, 579 млн поездок.
Если сравнивать пассажиропоток на кольцевой линии в период с IV квартала 2023 года по I квартал 2024 года, то можно заметить, что этой веткой люди начали пользоваться чаще — больше, чем в два раза.
Как рассказал MSK1.RU урбанист Александр Багно, людей на кольцевой линии метро могло стать больше из-за того, что многие пассажиры начали пользовать БКЛ, а с нее как раз пересаживаться на коричневую ветку.
— Без данных хотя бы за два года сложно делать выводы, что еще могло повлиять. Но такой большой рост явно из-за замыкания линии. По данным пассажиропотока метро видно, что всё больше людей им пользуется. Этот рост распределяется по всем линиям, в частности, добавилось пассажиров и на кольцевую. Это тоже внесло вклад, хоть и в меньшей степени, — рассказал урбанист.
По словам транспортного эксперта и редактора интернет-издания «Транспорт в России» Павла Яблокова, чем больше у пассажиров будет возможностей перейти на другие ветки и использовать различные виды городского транспорта, тем быстрее будет происходить разгрузка пассажиропотока.
— В том году сдали полноценный третий пересадочный контур метро (БКЛ. — Прим. ред.), — рассказал Яблоков. — Но не совсем доделали — несколько пересадок сделали на поверхности. Раньше нужно было либо пересаживаться в центре, либо ехать через Кольцевую линию. Сейчас нагрузку с коричневой ветки частично сняли, потому что появилась БКЛ. Теперь критическая загрузка происходит там.
Некоторые решения по БКЛ сейчас не совсем выдерживают нагрузку, потому что пассажиров очень много.
При этом, как говорит эксперт, в том году власти Москвы торжественно запустили движение по всей БКЛ. Сдать — сдали, но не доделали несколько пересадок, которые расположены на поверхности. Вместе с тем нагрузка на линию распределена не совсем равномерно. Некоторые пересадки и станции на Большой кольцевой попросту могут не выдержать многомиллионного пассажиропотока.
— Например, пересадка со станции «Калужская» на «Воронцовскую» в час пик немного задыхается. Одно из таких решений уже обозначили — может начаться перестройка «Калужской», но это потребует полного закрытия подземной пересадки.
Но движение может происходить в обоих направлениях, и эти встречные потоки пассажиров загружают ветку, одна толпа на другую идет.
Как считает эксперт, уменьшить пробки на станциях позволяет и МЦК. Но из-за того, что некоторые узлы и пересадки строят постепенно, в час пик там тоже нередко происходят транспортные коллапсы.
О неравномерной нагрузке на линии говорит и транспортный аналитик Владислав Булгаков. По его словам, власти столицы всё больше открывают станций и продлевают линии в сторону Московской области, при этом не развивая пересадки в центре города.
— Метро строится ударными темпами, просто проблема в том, что оно строится не в центре, где основные деловые точки притяжения, а на окраинах, где в принципе живет большое количество людей. Именно поэтому многие пересадочные узлы и линии радиального направления, которые едут в центр, перегружаются, — поделился транспортный аналитик.
Напомним, всего в 2023 году власти выделили из бюджета 915 миллиардов рублей на развитие транспорта. Это самая большая строка расходов. Ранее мы уже рассказывали, на что чиновники берут деньги из казны.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».