Дороги и транспорт «Это политическая история». Транспортные эксперты — о том, зачем в московском метро пустующие станции за миллиарды рублей

«Это политическая история». Транспортные эксперты — о том, зачем в московском метро пустующие станции за миллиарды рублей

MSK1.RU узнал, куда пассажиры приезжают меньше всего

Транспортные эксперты и урбанисты рассказали, зачем власти строят станции метро в чистом поле
Источник:

Станций в московском метрополитене с каждым годом становится так много, что даже коренные москвичи в третьем поколении не успевают следить за тем, какими ударными темпами развивается городской транспорт столицы. Зимой прошлого года Сергей Собянин пообещал открытие трех новых линий метро к 2030 году — Троицкую, Рублево-Архангельскую и Бирюлевскую.

Новые линии пойдут за МКАД, где вырастут жилые кварталы, и на недвижимость недалеко от подземки резко подскочат спрос и цена. Но при бешеном развитии московского метрополитена многие станции даже спустя годы так и остаются просто постройками практически в чистом поле, где слева трава, а справа — лес. И почти никаких пассажиров вокруг.

Власти строят станции подобным образом, надеясь, что через какое-то время застройщики возведут новые здания, благоустроят территорию. Одни пассажиры считают, что это вклад в будущее, а другие — не понимают, зачем чиновники тратят миллиарды рублей на то, чем сейчас люди не пользуются. Только представьте — за последние пять лет московский метрополитен потратил из бюджета 863 миллиарда рублей.

Приблизительное количество поездок MSK1.RU рассчитывал по следующему принципу: мы брали статистику с сайта правительства Москвы за I квартал 2024 года. Затем складывали числа пассажиров, совершивших вход или выход на конкретных станциях или линиях. А после делили сумму на два, исходя из логики, что один пассажир подземки за одну поездку по разу входит в метро и выходит. Данные по нескольким станциям были указаны в значении «0», поэтому корректно посчитать пассажиропоток не везде представилось возможным.

Мы изучили статистику из открытых данных правительства Москвы и узнали, какие станции столичной подземки наименее загружены. Урбанисты и транспортные эксперты рассказали MSK1.RU, с чем это связано и можно было бы сделать столичную подземку удобнее на этапе планирования.

Топ-10 самых пустых станций московского метро

Собрали в удобной инфографике статистику по самым пустым станциям московского метрополитена
Источник:

  • «Мневники» (БКЛ) — 50,8 тыс. поездок;

  • «Битцевский парк» (Бутовская линия) — 174,9 тыс. поездок;

  • «Мичуринский проспект» (Солнцевская линия) — 220,7 тыс. поездок;

  • «Печатники» (БКЛ) — 221,5 тыс. поездок;

  • «Парк Победы» (Солнцевская линия) — 328,8 тыс. поездок;

  • «Нагатинский затон» (БКЛ) — 441,6 тыс. поездок;

  • «Косино» (Некрасовская линия) — 447,7 тыс. поездок;

  • «Боровское шоссе» (Солнцевская линия) — 472,4 тыс. поездок;

  • «Пионерская» (Филевская линия) — 504,3 тыс. поездок;

  • «Арбатская» (Филевская линия) — 515,6 тыс. поездок.

По словам транспортного аналитика Владислава Булгакова, власти нередко выбирают места для строительства новых станций метро не из просьб или нужд пассажиров, экономических нужд горожан, а из политических интересов.

— Например, со станцией «Аэропорт» желтой ветки метро есть один нюанс. С одной стороны, да, кажется, что там должно быть много пассажиров. Но по факту проблема в том, что кроме аэропорта, рядом с ним ничего нет. Там есть Внуково, но оно небольшое. И по идее загрузка не должна там быть высокой.

Если с рейса прилетели 200 человек, там есть аэроэкспресс, трасса. Зачем людям идти в метро? А еще не забываем про то, что не всем это метро и нужно.

— А в аэропорт наоборот все едут из дома обычно, с окраин. То есть, условно говоря, ну зачем пассажирам метро, если им нужно в Коммунарку, например, или в Тёплый Стан, или в Братеево. Им после желтой ветки потом надо делать пересадку на БКЛ. Вероятно, что они возьмут такси, особенно, если с чемоданами, — добавил эксперт.

Для того чтобы на станции появился стабильный пассажиропоток, должно пройти больше десяти лет.

— Десять лет — это очень оптимистично. В некоторых случаях и дольше длится, — добавил Булгаков. — Опять же, в России в основном метрополитен строится больше по политическим причинам, нежели по экономическим. Те же станции на окраинах — это очень политическая история. Логично было бы строить в центре города дополнительные станции. Но, понятное дело, это сложно.

И поэтому политически властям было лучше сказать: вот, мы, получается, улучшаем жизнь на окраинах.

По мнению главного редактора интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павла Яблокова, анализируя пассажиропотоки на станциях метро и опираясь на статистику входов и выходов, делать выводы о востребованности станций не всегда корректно. Дело в том, что вход и выход — далеко не всегда единственная или главная функция станции.

— Плюс в одном пересадочном узле выходы могут быть приписаны к разным станциям. Образующая общий узел с «Лермонтовским проспектом» станция «Косино» расположена дальше от жилых домов микрорайона Жулебино, но основной пассажиропоток на ней — не вход-выход, а пересадка между Некрасовской и Таганско-Краснопресненской линиями. Подобная ситуация с «Печатниками» Большой кольцевой линии — пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию.

Некоторые малоиспользуемые станции построены с расчетом на будущую застройку районов, так сказать, «на вырост».

Кроме того, как объяснил он, пересадочным станциям «Мичуринский проспект», «Битцевский парк» и «Парк Победы» тоже приходится всех пассажиров делить «на двоих», не всегда формально поровну распределяя по турникетам той или иной линии.

— На, пожалуй, самой «тихой» станции «Мневники» уже ведется застройка окружающей территории, — рассказал Яблоков. — А после открытия моста через Москву-реку (он уже строится) к ней устремится поток жителей из Филевской поймы и сотрудников Национального космического центра. Станция «Нагатинский затон», расположенная на полуострове, станет тоже более популярной после того, как будет достроен и открыт пешеходный мост из новых кварталов по другую сторону Залива со стороны Корабельной улицы. Застраивается и заселяется территория и у станций «Терехово», «Лесопарковая» и «Спартак».

Ранее мы рассказывали, как в Москве хотели достроить одну из самых протяженных веток метро.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
18
ТОП 5
Мнение
«Пугает скорость вербовки срочников»: журналист — о шквале обращений от родителей солдат
Анонимное мнение
Мнение
Не «Словом пацана» единым. Подборка российских сериалов, которые точно стоят вашего внимания
Анонимное мнение
Мнение
«Это было как страшный сон». Честная колонка девушки, которая год назад решилась на резекцию желудка для похудения
Анонимное мнение
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
Праймовый Угальде против непобедимого «Краснодара». Как сыграют московские команды в 17-м туре Премьер-лиги
Анонимное мнение
Рекомендуем