Через несколько дней в московском транспорте значительно подорожает проезд. Уже с 20 мая пассажиры будут ездить по новым тарифам: разовый проезд по «Тройке» подорожает с 54 до 57 рублей, а поездка по Единому билету — с 65 до 70 рублей.
Цена подскакивает почти на всё, кроме биометрии. В последние годы чиновники всё чаще предлагают горожанам использовать этот способ оплаты вместо привычных пластиковых карточек, говоря о его выгоде. Повышение цены в этом году власти оправдывают инфляцией и строительством новых линий метро.
Корреспондент MSK1.RU Вера Борисова изучила статистику роста цен на транспорт с 2016 по 2024 год и посмотрела, как за это оправдываются власти.
Председатель Союз пассажиров России Кирилл Янков в разговоре с MSK1.RU предположил, что московская мэрия решила повысить стоимость проезда после выборов президента России, чтобы не вызывать недовольства среди москвичей.
— До этого таких решений не хотели принимать, — рассказал Кирилл Янков. — Расширение метро не должно быть причиной повышения стоимости проезда. Инфляция — да. А то получается, если бы объявили: «Мы расширим метро, но потом повысим плату за проезд». Как бы это выглядело?
Метрополитен мог бы удешевить стоимость, потому что многие маршруты сократились благодаря БКЛ. Пассажир платит столько же, но ездит меньше.
По словам Кирилла Янкова, оправдывать скачок цен на городской транспорт развитием московского метрополитена довольно странно.
— Экономика правда сложная. В федеральном бюджете второй год дефицит, который продолжает расти. Я бы обратил внимание на то, что они специально сделали более дешевой плату за поездку по биометрии. Это говорит, что подобный вид оплаты не так популярен среди пассажиров, несмотря на всю рекламу. И вот таким способом ее пытаются популяризировать.
Закрадываются подозрения, что эту биометрию могут использовать для чего-то еще. Например, для штрафов ПДД или поездки на самокате.
Как говорит эксперт, инфляция тоже играет существенную роль при подорожании проезда в городском транспорте.
— Впечатление такое, что чиновники изначально делают индексацию, опираясь на официальные прогнозы Минэкономразвития, — объяснил Кирилл Янков. — А потом, когда инфляция становится реально выше, они пытаются ее как-то добрать ценами. То есть сделать повышение стоимости. Когда они повышали в первый раз осенью прошлого года, вероятно, опирались на прогноз. А реально инфляция стала больше.
В 2016 году одна поездка по карте «Тройка» стоила 32 рубля, по билету «Единый» и банковской карте — 35 рублей. Биометрии еще не было. А вот стоимость безлимитного проезда на месяц — 2000 рублей. За 60 поездок по «Единому» приходилось отдавать 1570 рублей.
В декабре 2016 года власти Москвы анонсировали, что с 1 января 2017-го стоимость проезда в общественном транспорте вырастет на 7,5%. При этом некоторые билеты подорожали сильнее, а расплачиваться банковской картой стало на какое-то время выгоднее.
— Из-за увеличения тарифов естественных монополий, роста электроэнергии, стоимости топлива, затрат на приобретение новых комплектующих, стоимости подвижного состава расходы основных городских транспортных предприятий выросли. Перевозчики просили нас повысить тарифы на 15,5%. Правительство Москвы окажет предприятиям финансовую поддержку в 2017 году — на это в бюджете на следующий год заложены субсидии в размере 90 миллиардов рублей — и сдержит рост тарифов, — говорила в 2016 году замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Алина Бисембаева.
В 2017 году стоимость одной поездки по «Тройке» была 35 рублей (на три рубля больше, чем в 2016-м), по «Единому» — 55 рублей (раньше было на 5 рублей дешевле). Стоимость по карте стала дешевле на 10 рублей и стала стоить 40 рублей. Проезд по «Тройке» безлимит на месяц остался прежним — 2000 рублей, а вот тариф «60 поездок» по «Единому» стал стоить дороже на 130 рублей — 1700 рублей.
В 2018-м власти Москвы вновь заявили, что необходимо повысить стоимость проезда на городском транспорте. В начале года одна поездка по «Тройке» стала дороже на 1 рубль — 36 рублей. По «Единому» осталась без изменений (55 рублей) так же, как и цена проезда по банковской карте (40 рублей).
А вот стоимость месячной «Тройки» стала дороже на 75 рублей — 2075 рублей. Подскочила цена и на тариф «60 поездок» по «Единому» на 65 рублей — 1765 рублей.
В 2018 году дептранс также говорил, что московские перевозчики просили о повышении тарифов из-за инфляции и подорожания цен на топливо.
— Перевозчики просили нас о повышении тарифов, что связано с инфляцией, ростом цен на 5,1% на электроэнергию, на 9,3% дизельное топливо, на 7,3 на бензин, а также основные запчасти и строительные материалы. Кроме того, расходы увечились в связи с активным вводом новых станций метрополитена, постоянным развитием маршрутной сети города с добавлением новых остановочных пунктов и маршрутов, — говорила в 2017 году замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Алина Бисембаева.
В 2019 году тарифы на проезд в транспорте Москвы изменились в пределах 5,1%. Вопрос об увеличении расценок вновь подняли крупнейшие городские перевозчики из-за роста цен на электроэнергию, топливо и запчасти.
Так, на 2 рубля стала дороже стоимость одной поездки по «Тройке» — 38 рублей (было 36 рублей), проезд по банковской карте — 42 рубля (было 40 рублей). На 100 рублей подскочила цена тарифа безлимитной «Тройки» на месяц — 2170 рублей (было 2075 рублей), а также «60 поездок» по «Единому» — 1900 рублей (было 1765 рублей). Без изменений осталась цена на одну поездку по «Единому» — 55 рублей.
В декабре 2019-го власти Москвы анонсировали подорожание проезда в городском транспорте с 1 февраля следующего года. Тогда чиновники говорили, что «по сравнению с 2010 годом в реальном выражении с учетом инфляции стоимость проезда в общественном транспорте Москвы была снижена почти на 30%».
Одна поездка по «Тройке» подорожала на 2 рубля и стала стоить 40 рублей. На 3 рубля стала дороже поездка и по «Единому» — 57 рублей. На 2 рубля подскочила стоимость проезда по банковской карте — 44 рублей. Пассажирам пришлось больше отдавать и за тариф «60 поездок» по «Единому» — 1970 рублей (было 1900 рублей). Неизменной осталась цена на безлимитную «Тройку» на месяц — 2170 рублей.
В январе 2021 году власти Москвы пообещали, что сохранят стоимость безлимитных тарифов. Оставили неизменной цену только на четырех, на остальных — подняли. Повышение цен объясняли тем, что «в 2020 году билетная выручка упала на треть, а в 2021 году затраты на топливо, электроэнергию, инфраструктуру и комплектующие в среднем вырастут на 6%».
Так, стоимость одной поездки по «Тройке» стала стоить на 2 рубля дороже — 42 рубля. По «Единому» на 3 рубля — 60 рублей. Подскочила стоимость и оплаты по банковской карте на 2 рубля — 46 рублей. 15 октября 2021 года в московском метрополитене появилась оплата по биометрии, которая стоила 46 рублей. Дороже стало ездить и по «Тройке» на месяц — 2245 рублей (было 2170 рублей). Ударила по кошельку пассажиров и цена на тариф «60 поездок» по «Единому» — 2070 рублей (было 1970 рублей).
В январе 2022 года дептранс Москвы заявил пассажирам, что необходимо повышать стоимость проезда на городском транспорте. И вновь власти столицы оправдывали рост цен затратами на топливо и комплектующие, которые выросли в 2021-м.
— У метро на 13%, у наземного транспорта на 15,8%. Поэтому мы вынужденно пересмотрели тарифы на 2022 год. Правительство Москвы увеличит финансовую поддержку всех предприятий городского пассажирского транспорта, — говорилось в заявлении департамента транспорта Москвы в декабре 2021 года.
Власти также пообещали, что в 2022–2023-м закупят новые трамваи, электробусы и вагоны метро.
Итак, что же изменилось: одна поездка по «Тройке» стала стоить дороже на 4 рубля — 46 рублей. На 1 рубль увеличилась стоимость проезда по «Единому» — 61 рубль. По банковской карте стало ездить уже не так выгодно, как рассказывали раньше — 51 рубль (было 46 рублей). Стоимость биометрии осталась прежней — 46 рублей. А вот проезд по «Тройке» на месяц стал значительно дороже — 2360 рублей вместо 2245 рублей. Такая же участь настигла и тариф «60 поездок» по «Единому» — резкий скачок от 2070 до 2400 рублей.
Ровно через год — в январе 2023-го дептранс вновь рассказывал пассажирам о подорожании стоимости проезда на городском транспорте. Тогда власти внятно не объясняли, почему решили повысить цены на некоторые тарифы. Но говорили, что «с 2011 года темпы индексации тарифов на проезд в московском транспорте существенно ниже, чем инфляция».
Одна поездка по «Тройке» стала стоить уже 50 рублей (было 46 рублей). Проезд по «Единому» пассажирам обходился в 62 рубля (было 61 рубль). Стоимость биометрии вновь осталась без изменений — 46 рублей. А вот безлимитный тариф по «Тройке» на месяц ударил по кошельку москвичей — 2540 рублей (было 2360 рублей). Больше чем на триста рублей стал стоить тариф «60 поездок» по «Единому» — 2730 рублей (было 2400 рублей).
В 2023 году столичный дептранс дважды вызвал волну негодования среди пассажиров. Дело в том, что в октябре того же года стоимость проезда в городском транспорте вновь подняли — прошло полгода с прошлого изменения цен.
В октябре прошлого года власти Москвы говорили, что «скорректировали цены в условиях ежегодной инфляции, роста цен на топливо и электроэнергию». При этом «сохранили доступность поездок».
Одна поездка по карте «Тройка» стала стоить уже не 50, а 54 рубля. Проезд по «Единому» вырос до 65 рублей (было 62 рубля). Подняли цену даже для биометрии — 50 рублей (вместо 46 рублей). Увеличилась стоимость и месячного тарифа по «Тройке» — 2730 рублей (было 2540 рублей). Дороже стали стоить и «60 поездок» по «Единому» — 3150 рублей (вместо 2730 рублей).
И вот, власти Москвы недавно вновь заявили, что ездить на городском транспорте будет дороже. В ответ на запрос MSK1.RU дептранс столицы объяснил решение о повышении стоимости тарифов тем, что это необходимо «для дальнейшей эффективной работы транспортной системы, чтобы пассажиры продолжали пользоваться самым современным и комфортным городским транспортом».
Кроме того, чиновники рассказали, что «в столице пассажиры совершают самые длинные поездки, при этом стоимость за пройденное расстояние до 45% дешевле, чем в других мегаполисах России».
— Средства после индексации направят на дальнейшую модернизацию московского транспорта: инфраструктуры, билетной системы и пассажирских сервисов, — говорится в заявлении дептранса.
С 20 мая 2024 года проезд в городском транспорте Москвы будет таким: поездка по «Тройке» стала дороже на 3 рубля — 57 рублей. По «Единому» на 5 рублей — 70 рублей. Выросла даже стоимость поездки по биометрии — 53 рубля (было 50 рублей). «Тройка» безлимит на месяц — 2870 рублей (было 2730 рублей). Тариф «60 поездок» по «Единому» тоже будет стоить больше — 3420 рублей (вместо 3150 рублей).
Редакция MSK1.RU направляла запрос в департамент транспорта Москвы, чтобы узнать по какой именно причине сейчас повышается стоимость проезда (ранее власти говорили про затраты на топливо, комплектующие части). Но они не смогли ответить, когда и по какой причине повышалась стоимость на проезд в городском транспорте.
Мы также спросили у чиновников: «Когда планируется следующее повышение стоимости проезда в городском транспорте?» Редакция MSK1.RU получила следующий ответ: «Департамент транспорта Москвы всегда своевременно информирует об изменении стоимости проезда в городском транспорте. Вся информация о корректировке тарифов есть в открытых источниках».
Ранее мы рассказывали, что мундеп потребовал от Собянина не повышать цены на общественный транспорт. По словам Павла Иванова, стоимость проезда растет быстрее, чем зарплаты москвичей.
Кроме того, мы показывали, сколько стоит проезд в Санкт-Петербурге и Новосибирске.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».